"Малый и средний бизнес не верят в сотрудничество с властями"

Власти Ленобласти решили расширить систему для бизнеса «Зеленый коридор», которая предполагает оперативное и упрощенное сопровождение новых инвестпроектов. Сейчас в «Зеленом коридоре» восемь пилотных районов Ленобласти, до конца текущего года туда войдут оставшиеся 10. Директор Агентства экономического развития Ленобласти (АЭРЛО) Анастасия Михальченко рассказала «Новому проспекту», в чем суть нового проекта.

Расскажите, что представляет собой «Зеленый коридор для инвесторов».

— Фактически это весь комплекс услуг для инвесторов, упакованный в единую систему сопровождения, организованный так, чтобы инвестору было удобно работать с органами власти, чтобы все вопросы решались в одном месте и максимально оперативно.

Когда родилась идея создать «Зеленый коридор» и как долго его готовили?

— Три года назад в разгар пандемии я стала директором агентства. Сначала пришлось решать текущие вопросы, связанные с локдауном и мерами поддержки для бизнеса. Тогда мы очень много общались с компаниями, выступали в роли коммуникатора, собирали обратную связь, которая впоследствии помогла лучше понять запросы бизнеса. Уже к концу 2020 года я начала думать над тем, как оптимизировать бизнес-процессы в агентстве, повысить эффективность сотрудников. В связи с этим стали изучать лучшие практики других регионов по работе с инвесторами. Захотелось создать продукт, понятный и удобный для бизнеса.

О каких практиках идет речь?

— Речь идет о сопровождении инвесторов. В принципе, в разных регионах основной процесс сопровождения инвестора выглядит одинаково, инвестиционный цикл один и тот же. Но есть свои наработки по взаимодействию с основными участниками процесса — ресурсоснабжающими организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления.

В чём тогда «фишка» Ленобласти?

— Сопровождение было разрозненное, и нужно было уйти от ручного режима управления, когда, например, руководитель агентства звонит в администрацию того или иного района, чтобы договориться по какому-то вопросу, нужному для реализации проекта. Сейчас у нас на сопровождении почти 200 проектов, и если по каждому из них руководителю агентства или его заму придется делать звонки, с работы можно вообще не уходить.

Соответственно, у нас была задача построить взаимодействие с муниципалитетами, с органами исполнительной власти, ресурсоснабжающими организациями, чтобы все они оперативно отвечали на запрос не только директора агентства, но и любого другого сотрудника агентства.

Какие нововведения появились?

— Перенимая опыт Краснодарского края и Башкортостана, мы внедрили в районах Ленобласти институт инвестиционных уполномоченных. Суть заключается в следующем.

Со стороны региона есть агентство как единое окно для инвестора, а со стороны муниципалитета есть инвестиционный уполномоченный. Это сотрудник районной администрации, ее экономического блока (например замглавы администрации или председатель комитета по экономике), который курирует все инвестпроекты, реализуемые в районе. И к нему может обратиться любой менеджер агентства по всем вопросам, например по составлению градостроительной документации, подготовке схемы терпланирования, подключения к коммуникациям и так далее. Появление инвестиционных уполномоченных очень ускорило процесс согласований в районе, потому что это люди, которые хорошо знают процедуру изнутри и заинтересованы в реализации проекта.

Раньше инвестор мог ждать ответа из муниципалитета в течение месяца. Сейчас за счет инвестиционных уполномоченных эти сроки сокращены до нескольких дней.

О каких еще важных элементах «Зеленого коридора» помимо инвеступолномоченных важно упомянуть?

— Еще важно было выстроить сотрудничество с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Сейчас у АЭРЛО со всеми РСО региона подписаны договоры о том, что на наши запросы они отвечают в течение 7 дней. Это очень существенное сокращение сроков.

Мы также ускорили взаимодействие с различными комитетами правительства Ленобласти. Сейчас ответ за запрос в рамках реализации того или иного проекта дается не в течение месяца, как раньше, а в течение 5 дней. Речь идет о разных комитетах, например, это может быть комитет по природным ресурсам, архитектуре, Госстройнадзор и так далее.

Другой важный элемент — это личный кабинет инвестора на сайте агентства, где аккумулируется вся информация по проекту, наше цифровое окно и удобная CRM-система. Запрос в агентство направляется через личный кабинет, весь ход заявки — ответы и другую информацию — видят и инвеступолномоченный, и сотрудники агентства.

Какие районы сейчас в «Зеленом коридоре»?

— Все районы, которые граничат с Петербургом. Это Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, Кировский, Ломоносовский, Выборгский районы. Также в «Зеленый коридор» по собственной инициативе вошли Кингисеппский и Волховский районы. Остальные 10 районов войдут в «Зеленый коридор» до конца текущего года.

Корректно ли говорить о том, что «Зеленый коридор» больше нацелен на поддержку малого и среднего бизнеса, поскольку у крупного бизнеса больше ресурсов для решения всех административных вопросов?

— С одной стороны, крупному бизнесу действительно какие-то вопросы решать проще, нежели малому и среднему. С другой стороны, все документы для крупного бизнеса готовит агентство — так же, как и для среднего и малого. Важно отметить, что уровень услуг у нас одинаковый и для крупного, и для малого бизнеса.

Личный кабинет на сайте агентства одинаков для всех инвесторов, и на все вопросы инвесторы получают через него ответ. Сейчас мы занимаемся улучшением его интерфейса.

Какие остаются проблемные места при работе «Зеленого коридора»? Над чем еще нужно работать?

— В ближайших планах — внедрить внутренний регламент для менеджеров агентства. Надо сделать систему удобной внутри агентства для любого сотрудника, в том числе нового. С внешней стороны, то есть со стороны инвестора, она уже достаточно удобна. Сейчас мы получаем обратную связь и в дальнейшем будем усовершенствовать на ее основе систему, чтобы работа была максимально удобна.

Какие еще проблемы можно отметить?

— К сожалению, у многих представителей малого и среднего бизнеса сохраняется предубеждение в отношении сотрудничества с властями. Они полагают, что с чиновниками лучше не связываться, так как они ничем не могут помочь. Поэтому такие предприниматели работают самостоятельно, не контактируя с региональными органами власти, и из-за этого проекты у них могут проходить сложнее и дольше. Плюс далеко не все компании знают о возможностях получить те или иные льготы для реализации новых проектов, в то время как госструктуры как раз могут им в этом помочь. К сожалению, подобная ситуация почти во всех регионах, не только в Ленобласти.

Есть ли комплекс услуг для инвесторов, похожий на «Зеленый коридор», в других регионах?

— В подобном виде нет. Мне постоянно приходят запросы из разных регионов с просьбой поделиться опытом выстраивания системы взаимодействия на разных уровнях, рассказать о разработке и внедрении личного кабинета инвестора. Наша система «Зеленый коридор» признана Минэкономразвития РФ и АСИ одной из лучших в стране практик по работе с инвесторами, проект размещен на платформе «Смартека».

Какие проекты сейчас на сопровождении в АЭРЛО, в каких сферах?

— Сейчас почти 200 проектов на общую сумму более 6 трлн рублей. Это проекты из разных отраслей: создание производств в сфере газохимии, химии, пищевой промышленности, стройматериалов, деревообработки. Есть также большой пул проектов в сфере туризма. Если смотреть по количеству проектов, то 80% составляют проекты среднего и малого бизнеса. В денежном выражении, конечно, ситуация прямо противоположная, поскольку мы занимаемся также сопровождением крупных проектов в сфере газохимии в Усть-Луге.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Анастасия Михальченко была назначена директором Агентства экономического развития Ленинградской области в 2020 году. Анастасия имеет большой опыт работы в сфере маркетинга территории. Ранее она возглавляла направление маркетинга и продаж крупных российских курортов «Роза Хутор» и «Игора».

Анастасия Михальченко окончила с отличием восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Она также прошла президентскую программу подготовки управленческих кадров «Управление инновационным развитием и предпринимательством» на экономическом факультете СПбГУ и профессиональную переподготовку по управлению маркетингом в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов. Анастасия Михальченко является общественным представителем Агентства стратегических инициатив в Ленинградской области.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня