Игорь Ситник: "В бизнесе остаются одни оптимисты"
Руководитель компании «ЮСИЭС СПб» Игорь Ситник рассказал, почему в 2022 году в заведениях общественного питания увеличились средний чек и количество гостей, какие концепции сейчас самые популярные и почему ресторанные сети продолжают обновлять программные продукты.
Год усмирения амбиций
Игорь, каким для вашей компании был 2022 год? Всё ли получилось из запланированного?
— В 2022 год мы входили с планами увеличить продажи в 2 раза, рассчитывая на отскок из-за просадки в 2020—2021 годах. 2020-й стал годом простоя всей ресторанной отрасли, да и 2021-й был для многих игроков довольно трудным: потерянная выручка тогда исчислялась значимыми суммами фактически у всех игроков. В 2021 году мы сохранили компанию, удержались на рынке и в январь 2022-го входили с планами на рывок вперед. По объективным причинам этот рывок скорректировался в более спокойные планы. 2022 год стал годом усмирения амбиций и понимания того, что для достижения целей нужно работать как минимум в 2 раза больше.
Однако весной 2022-го с рынка ушли ваши конкуренты — иностранные компании, которые также занимались автоматизацией предприятий общественного питания. Это помогло вам расширить бизнес?
— Одна компания действительно ушла — Poster. Их доля рынка незначительна, при этом все их пользователи (заведения общественного питания) относятся к экономсегменту. Клиентов у нас действительно прибавилось, но скорее количественно, чем качественно: эти заведения очень маленькие, буквально точки-ларечки, и когда весной был наплыв, мы работали с каждым из них. Другими словами, дел было выше головы, а фактический профит оказался невелик. В результате мы получили чуть больший объем рынка, но не какие-то интересные доходы.
То есть долю рынка ваша компания в 2022 году всё же нарастила?
— Да, я считаю нашей заслугой то, что мы, опять же, сохранили компанию и получили новые заказы — и от предприятий, оставшихся от наших ушедших с рынка коллег, и от новых предпринимателей, которые верят в свои силы, в перспективы рынка и открывают новые объекты.
Средний чек увеличился
Таких предпринимателей-оптимистов много?
— Предприниматель всегда должен быть оптимистом, иначе он не сможет долго быть в бизнесе: устанет, разочаруется и закроет или продаст компанию большему оптимисту, чем он (смеётся). И — да, предпринимателей, открывающих новые объекты, много, ведь люди не прекращают ходить в кафе и рестораны. Они перестали тратить деньги на поездки за рубеж и ищут отдушину в сфере развлечений где-то рядом с домом. По разговорам с рестораторами могу сказать, что средний чек в заведениях увеличился, количество гостей тоже увеличилось, но при этом поменялся портрет гостя.
Как именно он поменялся?
— Раньше гости достаточно четко делились на экономсегмент, бизнес-класс, премиум-класс и лакшери — самый высокий сегмент (luxury (англ.) — роскошь, роскошный. — Прим. «НП»). Представители высокого сегмента могли себе позволить полететь на выходные куда-нибудь за рубеж, например в Италию, чтобы развеяться. Сегодня всё несколько изменилось. Из-за неудобств с выездом за границу публика остается в России и идет не только в свои привычные рестораны, но и в рестораны премиум и бизнес-класса, чьи аудитории за счет этого расширяются. А так как эти люди уже привыкли летать и ездить куда-либо, они летят и едут не в другие страны, а в другие города, и петербургские рестораны и отели в выходные принимают множество гостей из разных регионов России.
А бизнес-класс, со своей стороны, продолжает посещать те рестораны, в которые он привык ходить, но делает это реже, чем раньше, поскольку теперь, экономя деньги, заходит и в более демократичные заведения экономсегмента, куда, кстати, может зайти и клиент премиум-класса тоже. Таким образом, сейчас всё действительно перемешалось, и, хотя сегментация сохраняется, представители каждого сегмента расширяют свой ресторанный опыт, заходя в те заведения, куда еще год-два назад и не подумали бы заглянуть.
Сети обновляются
Какие ещё тенденции этого года вы заметили?
— Мы видим, что сетевики стали обращать внимание на оптимизацию своих бизнес-процессов, задумались над заменой своих управленческих учетных программ, которые были установлены ими ранее, а сейчас стали менее удобными и функциональными. И в этом году, в момент, скажем так, стабильно-кризисного периода, люди начали думать об оптимизации своих процессов и усовершенствовании своих инструментов управления.
Хотя, казалось бы, у всех позади пандемия, во время которой как раз и надо было всё оптимизировать…
— Тот кризис был совершенно другим. В пандемию никто не знал, чем всё закончится, многие сидели на минимальных доходах и вообще не ходили в заведения общественного питания. А оптимизация подразумевает коммуникацию людей и усиленное финансирование. У рестораторов фактически не было денег на зарплату персонала, на оплату налогов и даже коммунальных услуг — до оптимизации ли в такой ситуации? А сегодня рынок работает, и, хотя психологически людям непросто, они ходят в кафе и рестораны. Соответственно, финансирование, пусть и не бурным потоком, но ручейком, идет постоянно. И если масштабировать свой проект ресторатору может быть пока сложно, то оптимизировать как раз своевременно.
Какие сети пришли к вам в этом году?
— Кофейные бренды, ресторанные, пекаренные. Но и отдельные точки тоже — те же пекарни, пиццерии, брендовые заведения. Открываются новые рестораны, хотя по количеству открытий более малый сегмент значительно доминирует.
А что скажете про заведения азиатской кухни, всплеск открытий которых прогнозировался ещё пару лет назад? Народ по-прежнему любит азиатскую еду, она яркая, вкусная, и логично было бы предположить рост открытий соответствующих заведений.
— Нет, всплеска азиатской кухни не случилось. Открывают тандырные, чебуречные, хинкальные — это действительно популярные концепции. Но это восточная кухня, а не азиатская.
Идёт переход на российские программные продукты
R-Keeper — бренд российский (R-Keeper — торговая марка компании UCS, под которой продаются программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы, предназначенные преимущественно для комплексной автоматизации заведений общественного питания. — Прим. «НП»). Как на нём отразились события, случившиеся в прошлом году?
— Из России уходят не только иностранные компании, но и ряд иностранных продуктов, например антивирусные программы, которые обеспечивают защиту компьютерной среды. И сейчас мы вынуждены искать отечественного поставщика такого программного решения, потому что продление старого антивируса невозможно. То же самое происходит и у наших клиентов: если раньше многие гостиницы и рестораны в гостиницах высокого уровня использовали зарубежные продукты, потому что у них были корпоративные обязательства перед иностранными брендами-операторами, то сейчас, с уходом этих операторов, никаких обязательств нет, и гостиницы и рестораны могут переходить на российские продукты.
Им это более удобно?
— С переходом на наши продукты как минимум в 2 раза снижаются затраты на сервисное обслуживание, ведь поддержка зарубежных брендов всегда была дороже, поскольку счета выставлялись в долларах или евро.
То есть сейчас наши гостиницы и рестораны, работавшие на иностранных продуктах, могут и здесь оптимизировать свои затраты?
— Да, мы сейчас как раз завершаем один из проектов в гостиничном сегменте, который меняет Micros на R-Keeper, интегрируя его с уже существующей гостиничной системой.
Пересечение ретейла и общественного питания
Какие интересные проекты добавила в свой портфель ваша компания в этом году?
— Теперь с нами исторический ресторан «Метрополь» на Садовой: мы ему сделали полный переход на R-Keeper. На нашу систему перешли такие серьезные игроки рынка, как кофейная сеть Stars Coffee (ранее они были кофейнями «Старбакс»), сеть «Крошка Картошка», а также сеть магазинов с деликатесной продукцией фирмы «Анком» и качественной продукции производителей из Ленобласти — около 30 объектов.
Это уже ближе к ретейлу, разве нет?
— Мы видим пересечение форматов ретейла и общественного питания. В нашем портфеле есть такие сети, как «Булочные Ф. Вольчека», «Люди любят» (тоже булочная), есть пекарни. И, по сути, они являются частью ретейла. Там также продается штучная маркированная весовая продукция. Кроме того, в брендовых магазинных форматах стали актуальны технологии, применяемые в фастфуд-сегменте, например централизованная система управления продажами с активными гостевыми экранами, система товароучета онлайн, которая сильно упрощает работу с ЕГАИС и «Меркурием», маркетинговая система лояльности привлечения покупателей, система организации собственной доставки, киоски самообслуживания.
В этом году у нас был запрос от партнера «ВкусВилла»: мы делали им автоматизацию одного из подразделений, а также индивидуальную интеграцию с уже действующим бэк-офисом заказчика (у нас есть собственный отдел программистов). То есть вроде бы мы работаем в русле общественного питания, а что такое общественное питание? Это ретейл плюс производство. Все эти отрасли пересекаются. Опять же, тонкости в деталях! (Смеётся.)
У многих систем, которые заточены только на учёт продаж в ретейле, нет нюансов, реализованных в R-Keeper. Мы ведь даём нашим заказчикам не только продажи и товарный учет, а еще и маркетинг, управление персоналом, работу с ЕГАИС, с системой «Меркурий», с маркировкой, с системой «Честный знак» — в нашей системе поддерживается всё это и много, много чего еще. Продукт имеет широкий спектр применения, и заказчики его выбирают, оценивая комплексность нашего предложения.
Какую долю рынка занимает ваша компания в Петербурге?
— Около 40%. Но в наших планах — открыть представительства в разных городах России, начав с Центрального региона. Хотя всё будет зависеть, конечно, от экономической ситуации в стране в целом.
UCS — первая российская частная фирма, выпустившая на рынок полнофункциональную компьютерную систему автоматизации R-Keeper™ версии 1, позволяющую автоматизировать деятельность ресторанов, кафе, баров, предприятий быстрого обслуживания. Программный продукт составил достойную конкуренцию зарубежным аналогам.
На данный момент систему R-Keeper используют более 65 тыс. предприятий по всему миру; география дилерской сети UCS охватывает 48 стран.
Официальное представительство компании UCS («ЮСИЭС») в Санкт-Петербурге было основано в октябре 2004 года. За время своей работы компания «ЮСИЭС СПб» стала лидером на рынке Северо-Западного региона в области автоматизации бизнеса индустрии гостеприимства и развлечений.
В течение 18 лет «ЮСИЭС СПб» стремительно развивалась и на сегодняшний день является одним из крупнейших представительств дистрибьюторской сети UCS. Штат компании вырос до 70 сотрудников, каждый из которых является специалистом с большим опытом работы.