Игорь Пращенко: «Я никогда не пытался быть модным ресторатором»
Управляющий партнер петербургского ресторанного холдинга White Group Игорь Пращенко рассказал «Новому проспекту», по каким критериям он выбирает помещения для открытия нового ресторана, как обходится без PR-службы, какие полномочия делегирует своим сотрудникам и что продолжает делать лично.
Игорь Александрович, из всех ваших проектов грузинская кухня оказалась самой успешной?
— Не самой, но успешной. У нас и «Ферма» очень успешная, что одна, что вторая (семейные рестораны. — Прим. «НП»), и панорамный ресторан на воде «Чайка» на Крестовском. Да и кафе-кондитерские на Васильевском острове и на Сенной тоже хорошо работают.
Насколько хорошо? Цифры достигли уровня допандемийных времен?
— Смотря что считать будем, человекопоток или деньги (улыбается). Если деньги, то выручка восстановилась, а прибыль нет, потому что сейчас очень много денег уходит на зарплаты персонала. Продукты и напитки также сильно подорожали.
Фонд оплаты труда увеличился намного?
— Если сравнивать с периодом до пандемии, то минимум в 2 раза. Хотя с тех пор мы персонал процентов на 15-20 сократили. А зарплату увеличили, на это и уходит большая часть прибыли. Кроме того, не забывайте, что у нас сырьевая база растет, как на дрожжах. Мы ведь не можем в заведениях поднимать цены пропорционально тому, как поднимают их поставщики.
А сильно подняли?
— С тем, что было до пандемии, уже и сравнивать нельзя: каждый месяц присылают «письма счастья».
Тогда на самом деле рынок совсем не восстановился?
— Человекопоток восстановился, а прибыльность — нет.
Без громких открытий
То есть сейчас, чтобы оставаться на месте, реально надо бежать всё быстрее и быстрее. А говорите, дела идут хорошо…
— Конечно. Все здоровы, живы, зарплаты платим — это уже хорошо. Вот третью грузинскую хинкальную в мае открыли (новый ресторан «ДеДа Хинкали» открыт на Караванной ул., 2. — Прим. «НП»). И она уже достаточно популярна у гостей, учитывая, что мы тихонечко ее открыли, никому ничего не говоря и нигде не рекламируясь.
А почему тихонечко-то?
— Я понял, что, когда громко открываешь, публика к тебе приходит не самая стабильная и постоянная.
А какая приходит? Модная?
— Не моя публика. Мода — она же проходящая. Я никогда не пытался делать модные рестораны.
Локация первостепенна
Сейчас у вас в группе три грузинских ресторанчика, два ресторана «Ферма», два кафе «Ферма» и несколько одноименных кондитерских точек, а также ресторан «Чайка» на Крестовском. Все заведения совершенно разные и по формату, и по концепциям. Может быть, проще было открывать сеть?
— В сетевых проектах другая система управления. А у нас всё управление ручное.
От чего зависит успех заведения?
—Он очень сильно зависит от локации, от конфигурации помещения — там много составляющих. Вот, например, «Ферма» на Караванной, неподалеку от цирка на Фонтанке, не пошла бы, а грузинское заведение пошло.
Мне кажется, грузинская кухня везде пойдет, разве нет?
— Не везде. Мне периодически присылают предложения по освобождающимся помещениям. Иногда встречаются помещения, где располагались в том числе и грузинские заведения, которые не смогли раскрутиться.
Почему? От чего это зависит?
— От многих факторов. От той же локации — местоположения. Не попали в публику: не оказалось там той публики, на которую они ориентировались.
Бизнес, жильцы и туристы
А какая публика у грузинского ресторана? Мне кажется, грузинскую кухню знают и любят все.
— Где-то рядом должны быть офисы, потому что тогда у тебя будут гости во время обеда. А чтобы ресторан был занят по вечерам, должны быть туристы. Это если мы про центр города говорим. В спальных районах немножечко другая история. Там всё максимально работает в выходные дни, потому что все, кто там живут, ходят туда только в выходные. Наши концепты не для спальных районов.
Помещение для «Фермы» — семейного ресторана — подбирали по такому же принципу?
— Смотрите, «Ферме» на Финляндской уже 15 лет, на Синопской — 11-й год. И в том, и в другом районе очень много бизнес-центров. Есть туристы, поскольку гостиницы рядом. Помимо этого, люди, которые там живут, уже привыкли к нам, полюбили и стали постоянными гостями. Много составляющих. Это и бизнес, и жильцы, и туристы. В принципе, и там, и там это сработало.
А публика в ваших «Фермах» одинаковая?
— В целом да.
А в «ДеДа Хинкали»?
— Там гости немного другие. Конечно, случается так, что заходишь в зал и видишь, что у тебя сидят твои «постоянники» с «Фермы». Но они приходят, потому что у них уже есть доверие к компании и они знают, что плохо здесь не должно быть. То есть играет роль доверительный эффект, и они скорее для разнообразия приходят. А в целом здесь все-таки больше туристов.
Наше оборудование — вопрос времени
Вы первую «ДеДа Хинкали» открыли лет восемь назад, а третью — только что, в мае. Как изменилась стоимость открытия?
— Изменилась, конечно. На порядок. Причем если раньше мы устанавливали европейское оборудование, то сейчас ищем ему альтернативу. И, может быть, не совсем адекватную альтернативу, но находим.
Вы имеете в виду наше оборудование? В чем с ним сложности?
— И наше, и китайское тоже. Сложность в качестве, конечно. Европейские компании всё же десятилетиями делали оборудование для ресторанов, и понятно, что у них качество стабильное: они постоянно над этим работают. А наши производители только начинают что-то делать и, конечно, не могут сходу догнать тех, кто работал десятилетиями. Поэтому оборудование, может быть, не так долго работает, то есть его временной потенциал всё-таки меньше, чем у тех производителей, кто делал его всю жизнь, это понятно. С мебелью то же самое. За 8 лет мы в первой хинкальной ни мебель, ни оборудование глобально не поменяли. Конечно, где-то стулья перетягивали, это да, но менять не меняли. А сколько эта мебель прослужит, я пока не знаю. Пройдет время, тогда скажу.
Как-то не очень весело…
— Почему? Это нормальное развитие рынка. Тогда нам всё это не нужно было производить, мы привозили из-за границы. Теперь нам приходится производить самим, и, я думаю, достижение более высокого качества — это просто вопрос времени. Куда мы денемся? (Смеется.) Когда-нибудь и у нас будет много чего: и оборудование, и мебель, и посуда.
Конкуренция стимулирует
Но сейчас пока всё равно сложно, правильно? Зарплаты выросли, прибыль падает. Как вы считаете, у инвесторов сегодня есть интерес к ресторанному бизнесу?
— У кого-то, конечно, он иссякает, потому что в других бизнесах с точки зрения маржинальности работать интереснее. Но если мы с вами посмотрим на то, сколько сейчас открывается заведений общественного питания, то поймем, что, наверное, инвесторам всё же интересно: они же вкладывают в это деньги. Возможно, крупные открытия на рынке происходят нечасто, зато открывается много маленьких заведений. Сейчас они более актуальны, ведь большой ресторан заполнить гостями гораздо сложнее. В маленьком ресторане люди сидят за тремя-четырьмя столиками, и кажется, что ресторан уже полон. А в большой приходишь, и когда у тебя сидит такое же количество гостей за теми же тремя-четырьмя столиками, то ощущение, что ресторан пустой.
При этом третий ресторан «ДеДа Хинкали» у вас большой, во всяком случае больше, чем первый, правильно?
— Конечно! Его площадь 700 м², а в первом — 250 м². И половину площади у нас во всех ресторанах занимают кухня, склады, холодильные камеры, офисные помещения и так далее, а остальное — торговые залы. И они заполняются.
У меня есть ощущение, что сейчас на ресторанный рынок приходят новички. Вы согласны?
— Так это же хорошо! Пусть приходят, и чем больше, тем лучше. Я вот не страдаю от того, что много конкурентов. На самом деле это лишь стимул, чтобы быть лучше, интереснее, чтобы выбирали тебя. Конкуренция тебя стимулирует работать!
Делегирую полномочия
При этом PR-службы у вас по-прежнему нет?
— Нет. Для модных заведений она, наверное, нужна, чтобы о тебе узнали. А мне не нужно. Все праздники в ресторанах мы организуем сами. Когда-то я этим вообще занимался лично, а теперь директора научились, и я не вижу смысла брать на это направление еще одного человека. Это несложно делать самим.
Вы сами сейчас ничего не организуете? Не скучаете по тому беспокойному времени?
— Почему же? (Улыбается.) Я организую различные ужины, потому что в этом проявляется какая-то творческая реализация, мне это просто интересно. И это даже не про деньги и не про пиар. Наши ужины — это именно когда твои «постоянники» могут прийти и попробовать что-то интересное, что мы делаем исключительно для таких ужинов.
Когда-то вы сами работали, условно говоря, руками, занимаясь оперативным управлением. А сейчас что вы делаете руками?
— Да фактически то же самое! (Смеется.) Просто сейчас стараюсь как-то делегировать полномочия, ведь в каждом заведении есть директор, который отвечает за операционную работу и иногда управляет даже двумя проектами. Я же в свое время мог двумя и тремя управлять — вот они смотрят на мой пример.
А сами-то вы что делаете?
— Решаю какие-то глобальные вопросы экономического характера, финансового управления, концептуальные вопросы. Проверки провожу. У нас ежедневные отчеты везде — по кухне, по залам. Я сам хожу, вживую проверяю. Без этого невозможно удержать качество.
Машина как рабочий кабинет
Как изменился ваш день с тех времен, когда вы вообще всё делали сами?
— Тогда я занимался полным управлением, включая операционное. Приезжал и начинал: со входа и до бухгалтерии. И это было не просто «прошел, посмотрел, выявил недостатки». Нужно было тут же принимать какие-то решения, давать четкие указания, как это исправить и как с этим работать дальше. Сейчас я с утра сажусь в машину и смотрю в камеры, как готовят рестораны к открытию, как кухня готовится к открытию. По камерам вижу абсолютно всё и всех. И далее мне все присылают отчеты: на начало рабочего дня, на середину, на конец рабочего дня и так далее.
Но вы же сами при этом не за рулем?
— Нет, конечно. Я работаю на заднем сиденье автомобиля и оттуда за всем наблюдаю. Вижу списки поставщиков, вижу, какие сделаны заказы и у кого именно. Я очень рад, что мы 2 года назад взяли товароведа, который делает выборку по всем поставщикам, проводит анализ и присылает отчет и список, у кого какие продукты на эту неделю закупать по всем предприятиям, потому что цены у поставщиков мы фиксируем на неделю. И я тоже всё это контролирую.
То есть раньше вы просто заходили в ресторан и управляли им, а сейчас работаете в машине?
— В машине, но машина курсирует из одного места в другое, и так как я не могу быть одновременно во всех ресторанах, то, пока еду, наблюдаю за всеми, а более пристально — за тем рестораном, посещение которого я себе наметил сейчас. Потом еду в другой. Так начинается и заканчивается мой день (смеется).
Рабочий день
То есть весь день в трудах, в суете и хлопотах…
— Но это то, чем я люблю заниматься. Я выбрал для себя этот бизнес, и мне он очень нравится.
Во сколько же вы заканчивали свой рабочий день раньше, когда занимались одним или двумя ресторанами, и во сколько заканчиваете сейчас?
— Он начинается и заканчивается абсолютно одинаково. Последние отчеты появляются в час ночи.
И вы их смотрите?
— Конечно, смотрю. Делаю замечания: почему в этом холодильнике что-то лежит не так или маркировка не та.
А начинаете день?
— Раньше просыпался в 9-10 утра, а сейчас в 8. А рестораны-то начинают работу с 11, и все отчеты и заявки начинают приходить с 11. А до этого я собой занимаюсь (смеется).
При этом в ресторанах самая большая нагрузка приходится на выходные. Выходные-то у вас есть?
— Есть, конечно. Я выстроил работу так, чтобы выходные были и у меня, и у директоров, потому что без этого нельзя. У каждого из нас есть какой-то свой лимит потенциального профессионализма, который нужно как-то пополнять. Для этого нужно отдыхать.
И такая бодрая жизнь на протяжении многих лет вам по-прежнему интересна?
— Да. Было бы неинтересно, я бы, наверное, уже завязал. Но меня всё это очень бодрит!
Всё по-прежнему впереди
Чего бы вы хотели дальше? Есть же какие-то мечты или, может быть, планы?
— Знаете, мечты фактически все уже осуществились. Я не хочу чего-то огромного, глобального — это не мое. Гнаться за чем-то еще тоже не хочу, ведь я человек уже взрослый. Я нахожусь в балансе с самим собой, и меня устраивает то, что есть. Мне лучше, когда всё ровно и стабильно, нежели скачки с высокими долями риска.
Но вы же еще будете открывать заведения?
— Надеюсь. Более точно ответить не могу, так как знать более точно можно лишь тогда, когда уже есть конкретное помещение, которое ты полюбил и в котором видишь некий потенциал. И мы находимся в постоянных поисках таких помещений!
О том, как Игорь Пращенко стал ресторатором и о его пути в бизнесе, можно прочитать в интервью «Наш бизнес на шести ногах стал устойчивее»
Игорь Александрович Пращенко родился в 1975 году в Ленинабаде (Таджикистан). Учился в Худжанском торгово-экономическом университете и Ленинградском финансово-экономическом институте. Во время заочного обучения работал в ресторане «Универсаль»: официантом, барменом, бухгалтером-калькулятором, шеф-поваром. Открывал ресторан «Море», учился и работал в Дании, был директором ресторана в Париже. По возвращении взял в Краснодарском крае в аренду крупный развлекательный комплекс (три ресторана, спорт-бар, боулинг, казино, концертный зал, фитнес-клуб и бассейн), по окончании срока аренды вернулся в Петербург, продолжив работу в ресторанном бизнесе. Сегодня Игорь Александрович — управляющий партнер петербургского ресторанного холдинга White Group.
Ресторанный холдинг White Group (Санкт-Петербург) находится в управлении трех партнеров: Александра Белова, Игоря Пращенко и Зиннята Акбашева. Холдинг включает в себя рестораны FermA на Финляндском проспекте и на Синопской набережной; «ДеДа Хинкали» на Финляндском и Литейном проспектах, а также на Караванной улице; ресторан на воде «Чайка» на Крестовском острове (в управлении); кондитерские FermA на Финляндском проспекте и на Синопской набережной; кафе-кондитерские FermA на Садовой и на Васильевском; кондитерские-корнеры FermA (в Metro Cash & Carry на Комендантском проспекте, Пулковском шоссе и проспекте Косыгина, а также в ТРК «Охта Молл»).