Фёдор Горожанко: «В общем-то, жить можно, тем более если не лезть на рожон»
Новый проспект
Интервью

Фёдор Горожанко: «В общем-то, жить можно, тем более если не лезть на рожон»

Прочитано: 6007

Коллеги Алексея Навального* отчитались о разоблачении человека, который слил силовикам базу сторонников оппозиционера. Базу, которая уже позволила уволить из бюджетных организаций несколько десятков россиян за политические взгляды. Его зовут Фёдор Горожанко. Известный петербургский общественник и активист, который несколько лет был IT-специалистом у Навального, в интервью «Новому проспекту» рассказал, что обвинения недоказуемы. Предание анафеме своей персоны навальнистами айтишник объяснил «сектанством».

обратите внимание!

 * Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального — некоммерческая организация, сначала признанная иностранным агентом, а затем экстремистской организацией, запрещена в России

— Артистические таланты Ивана Жданова (2 сентября 2022 года включен Минюстом в список физлиц-иноагентов) меня насмешили, конечно. Сначала прочитал текст вчера. Только вечером посмотрел ролик целиком. Картинки там, самолётики, документы на мою коммунальную квартиру. Чуть ли не с коптера сняли мою коммуналку. Было смешно. Как будто я чиновник уровня Медведева, про которого делали большое расследование…

А проклятия в соцсетях какой след оставляют?

— Мнения в соцсетях разделились на самом деле. Те, кто более детально анализируют, реагируют иначе. Но вообще я вчера, пока ехал на работу, получил сотню комментариев в Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена). Какие-то комментарии стали приходить в VK. Скорее тоже смешно, когда незнакомые люди пишут «ты — крыса» (смеётся). Не скажу, что мнение анонимных людей из интернета меня сильно расстраивает. Я же, когда работал в ФБК (некоммерческая организация, сначала признанная Минюстом иностранным агентом, а затем экстремистской организацией, запрещена в России), занимался рассылками, обратную связь часто мониторил. Сначала отвечал на письма я, и письма из серии «идите вы все на три буквы» приходили в большом количестве. Когда у нас выросли масштабы, появилась своя группа поддержки, и потом она уже всё разбирала.

То есть к проклятиям Фёдор Горожанко привыкший?

— Да, к такой реакции.

Есть «ольгинские тролли», а есть не только ольгинские?

— Они были всегда — так называемые хомяки: «ставлю лайк не глядя». Из тех, кто написал что-то подобное, конечно, расстроили немного те, кого я знаю. Я старался всем ответить. Но сильных расстройств не было, конечно.

Есть разница в «трололо» между «ольгинскими» и «навальнинскими»?

— Технологически схожие вещи, да. Но я склонен верить, что сторонникам Навального всё-таки за это никто не платит. Пишут же «по душевному порыву».

Ваше интервью (материал по ссылке создан СМИ, по мнению Минюста, выполняющим функции иностранного агента), которое появилось день в день, имеет важную оговорку: «пока читаю, нужно понять, что ответить». Уже есть что ответить бывшим товарищам?

— Я прочитал всё. Получается такая ловушка, куда наверчена масса вещей, не связанных между собой. Комментировать каждый факт по отдельности я могу, но тогда получится, что я оправдываюсь. А я бы не хотел углубляться в каждую затронутую историю. Что я нигде не работаю — враньё, что у меня были долги — тоже. Не было их. Выложен мой счёт банковский, который был получен незаконным способом. Пишут, что какой-то IP-адрес совпал с другим. Подтверждения скриншотами. То, что у меня был доступ к корпоративной почте, — да, доступ был. Почта висела у меня в телефоне после увольнения. В приложении телефонном у меня было сразу три почты: моя личная, моя рабочая и старая вот эта оставалась. Иногда приходили уведомления…

А зачем нужно было сохранять старую почту времён работы на Навального?

— Грохнуть её должен был администратор домена. Ну, была она у меня и была. Ничего не было в этой почте суперсекретного. У нас там в почте или публично никогда ничего важного не обсуждалось. Если проект требовал какой-то конфиденциальности, то обычно три человека собирались в кафе или переговорке, где всё это обсуждалось. Допустим, об исследованиях вроде того, что вышло про Медведева, бо́льшая часть коллектива вообще была не в курсе, что они делались. Когда Навальный выдвигался в президенты, об этом знали, может быть, пять человек: дизайнер сайта, тот, кто пишет тексты, какой-нибудь Волков. Чувствительная информация никогда через почту не передавалась. Ну, оставалась у меня эта почта, получал какие-то рассылки на неё. Перед отправкой их проверяли. По работе там ничего не приходило, в основном спам. В январе-феврале у меня наконец эту почту закрыли. Я ещё посмеялся, потому что прошло уже полтора года с тех пор, как я уволился. Я ещё писал об этом, мол, а чего вдруг закрыли. «Всё нормально. Всем закрывают сейчас», — ответили. Реструктуризация была.

И как раз потом случилась история с утечкой…

— Не совсем. Сайт с этой их картой появился сильно позже. Сопоставлять эти факты как доказательство моего вмешательства неправильно. Что касается моей работы по рассылкам, то всё, что у меня было, я передал новому сотруднику ещё в январе 2019 года. С тех пор пару раз он мне писал в telegram, я его консультировал, но моего аккаунта там уже не было.

Чисто технически твоим доступом к почте, другими оставшимся инструментами ведь кто-то мог воспользоваться пиратским образом в обход вас?

— У меня не было никаких таких инструментов. Ключ, про который они пишут, он как раз к месту, откуда утечка и произошла. Но у меня этого ключа не было. А то, что они пишут про мою корпоративную почту, то это моя личная почта на их домене. Это не связанные между собой вещи. Теоретически любой человек, у которого был ключ, мог туда подключиться. Для того чтобы этого не происходило, в этом сервисе предусмотрена масса иных возможностей дополнительной проверки. Там можно ограничить круг IP-адресов, которые подключаются, есть дополнительная авторизация. Вообще, над вопросами безопасности там не сильно пеклись.

Вы понимаете, кто мог слить контакты сторонников, если речь именно про «крысу»? Вы отрицаете свою причастность.

— Это был либо действительно человек изнутри, либо ошибка в сайте или программе, которую они использовали. Все их сайты в той или иной степени собирают почтовые адреса, в том числе «умное голосование» через регистрацию. Собирали подписи за пять шагов Навального, всякие петиции про пенсионный возраст. Каждый из этих сайтов как-то взаимодействовал с общей системой. Видимо, с помощью тех самых ключей как-то они взаимодействовали. Видимо, разработчики этих сайтов могли иметь доступ, менеджеры какие-то, кто был этим занят. Это широкий круг лиц, с учётом постоянной текучки кадров.

Сколько там держится обычно IT-специалист?

— При мне много сменилось. Я наблюдал за вакансиями, которые они постят. Они постоянно ищут айтишников, причём начиная от руководителя IT-службы и заканчивая специалистами помладше. Не один человек поменялся с тех пор, как я ушёл. А ушёл я в 2019 году.

Почему крайним сделали вас?

— Я в последнее время в twitter активничал, писал неугодные вещи. И троллил, и писал, что думаю. Я расстроился из-за их кампании 2020 года, когда была история с поправками президента. Навальный занял невнятную позицию «не рекомендую ни то ни сё», а лучше вообще не ходить. А тех, кто говорил «нет», он всячески пытался задеть. Мне это не нравилось. Я сходил и проголосовал «нет», выложил это в twitter. Навальный удалил меня из друзей, Волков добавил в чёрный список. Обвиняли меня в том, что я дружу с Russia Today, что я «кацист» (сторонник оппозиционера Максима Каца, который 22 июля 2022 года включен Минюстом в список физлиц-иноагентов. — Прим. «НП»). Всё время в этот срач меня пытались втянуть.

Я действительно считаю, что голосование с обнулением — это был хороший шанс показать Навальному себя. Там ведь, по официальным данным, «нет» сказало множество людей (15 761 978 участников голосования. — Прим. «НП»), и все эти люди остались без представительства, если не говорить про Каца или других не очень значимых персон. А если бы Навальный сказал, что призывает голосовать «нет», потом мог бы говорить, что его легитимность — это вот эти миллионы. В итоге эти люди сделали довольно смелый шаг — пошли. И их ещё и высмеяли, что они так сделали…

Вы говорите, что вам угрожают. Кто и чем? Будете просить защиты у государства?

— Да какой там защиты… Зачем? Ну, пишут, что я живу «последний день». Пишут по всем аккаунтам, публикуют адреса аккаунтов. Пишут «давайте все накинемся, напишем, какой он негодяй». Пишут, что при встрече побьют, плюнут в лицо. Обещали физическое насилие. Говорили, что приедут ко мне домой, адрес мой выложили. Говорят, что у меня в собственности 10 метров в коммуналке.

«Им надо снять с себя ответственность, так как они все просрали и их разгромили чекисты», — пишут и другие комментарии…

— Почему вообще этот ролик записал Жданов, который двух слов связать не может на камеру? Ну не Волкову же это говорить, который всю жизнь себя позиционирует как супер-IT-специалиста. Человек, придумавший «умное голосование», выйдет и скажет «я, автор такого детища, обгадился, извините»? Отправил отдуваться Жданова, который там говорит, что «признаёт вину», «не снимает с себя ответственности». Нашли карикатурного злодея вроде меня. «Он про нас в twitter плохо писал», а ещё «он на нас раньше работал». Им нужно перед публикой отчитаться, что расследование проведено, виновник найден и наказан.

«Судить без суда и следствия, назначать врагов — ущербный путь. Виноват тот, кто устроил систему, которая не была защищена. Нет ни у кого монополии на право судить о том, кто герой, а кто наоборот. Пахнет от этого новым парткомом», — говорит политолог Александр Кынев. Суд в случае с этим скандальным спором был бы полезен? Будете судиться с навальнятами?

— Они сидят в Литве. У них у самих айпишники литовские теперь. Честно говоря, у меня впечатление, что они потеряли связь с реальностью, с тем, что здесь происходит. Куда судиться? Они сами собираются подавать на меня в суд. Каким образом, я вообще не понимаю… Говорят, что я виноват по пяти статьям УК РФ. И когда это Жданов вещает на камеру, в кадре помимо моего портрета фото Добродеева (гендиректор ВГТРК. — Прим. «НП»), Ликсутова (заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта. — Прим. «НП») и из администрации президента ещё какого-то злодея. Путина там только не хватает. Это всё очень смешно. Надеюсь, что никто до этого момента не досмотрел…

То есть судиться не будете?

— Когда человек в ролике накидывает на меня уголовные статьи на основании двух скриншотов, то перспектива теоретическая у меня неплохая идти в суд. Но я не знаю… Подумаю. Мне все говорят, что надо идти в суд. Но их тут нет физически — судиться не с кем будет. А устраивать очередное шоу, распространять дальше эту историю мне тоже не хочется. Хоть это всё и смешно, но, в общем-то, это неприятное положение, когда со всех сторон спрашивают, обвиняют. Не хочу продлевать это «удовольствие».

Получается, что вас обгадили, а вы терпеливо обтекаете?

— Я ответил. Сказал журналистам свою позицию. Но я подумаю про суд. Выложены мои персональные данные. Доказательства строятся на незаконно полученных выписках банковского счёта.

Данные куплены на чёрном рынке?

— Да. Они пишут, что якобы им прислали их на чёрный ящик, что само по себе не снимает с них ответственности, что данные ворованные. Я подтверждаю эти данные. Это всё моё: и покупки, и получение средств. Но как им на их чёрный ящик прислали до выхода расследования специфические данные на человека, который ранее нигде не упоминался? Данные по конкретным датам. Естественно, они сказали, что не сами их купили, чтобы снять с себя ответственность. Они в расследовании с отравителем Навального тоже не скрывали, что были выкуплены данные о перелётах. Есть какой-то выход на поставщиков этой информации. В нормальном суде такие данные не принимаются. Это недопустимые доказательства. Ворованные выписки потому и незаконные, что они ворованные.

Упоминание вашего отца-«яблочника» — это про старую игру Навального с Явлинским? Такой способ пнуть давнего конкурента в лице партии «Яблоко»?

— Так и есть. Смотрите, у него квартира в коммуналке, он плохое про нас писал в twitter, а ещё у него отец-«яблочник». Вот мы и доказали, что он слил базу. Всё понятно. И это вдвойне неприятно, потому что у самого Жданова отец сейчас главный страдалец, сидит. Я Ивану лично сказал об этом, что он поступает совсем некрасиво. Я привёл некоторые доводы. Он стал со мной спорить, а потом мы просто прекратили общение, оно бессмысленно. Один говорит одно, другой — другое.

Написали, что я опустился на социальное дно после увольнения, якобы нигде не работал. Но у меня в соцсетях можно посмотреть, что я работаю. Довольно неплохо устроился с учётом пандемии — маркетологом в сервисе, связанном с онлайн-образованием. Компания только выросла, потому что онлайн-образование выросло, плюс удалёнку сделали. Всё замечательно. А Жданов этого якобы не замечает. Он мне говорит: «Откуда у тебя деньги?». «А что ты мои деньги считаешь? Я получаю около 100 тыс. в месяц», — отвечаю. «У тебя нет такой зарплаты», — продолжает. «Но ты же посмотрел мои банковские счета!» — говорю. Прислал ему квиточек из бухгалтерии ежемесячный. Он посмотрел и ничего не ответил. Сначала весь ролик подводят к тому, что я маргинал безработный, потом делают вид, что это вообще не так важно…

«Для меня это очень близкая история, так как слишком давно знакомы, прошли через огонь, воду и медные трубы. Но, к сожалению, это действительно он», — написал ваш давний петербургский товарищ Александр Шуршев. Расстроились?

— Я расстроился еще раньше, когда Шуршев выложил в октябре у себя мою фотографию и написал, что я предатель родины. Шуршев выбрал себе эту компанию, и мне жалко, что он это сделал. Была история, когда в октябре я приехал в Петербург буквально на несколько дней. И, как всегда, на Некрасова была тусовка, пришли Павел Смоляк и Андрей Пивоваров, мы сфотографировались. Позже Шуршев, видимо, по просьбе Волкова, сделал публикацию из серии «днём они разоблачают режим, а вечером бухают с пропагандонами из RT». Это пролайкали и Волков, и Навальный. Я убежден, что это было из серии «выслужился перед начальством».

Журналист RT Екатерина Винокурова сочувственно написала, что вас «аннигилировали». Аннигилировали?

— Ну, нет. Не хочу плодить дополнительный срач… Я в ФБК пришел не восторженным сторонником Навального, а просто сторонником. Я был сложившимся человеком. Пригласили как специалиста. И на многие инициативы у меня был критический взгляд. Самому Навальному я часто это выказывал. Я ушел, так как после выборов президента мы начали заниматься показухой для лайков. Весёлые ролики. Прямым тестом говорилось: «Найдите мне плачущую бабушку, у которой маленькая пенсия, снимите, получим лайки, получим низовой народ». Популизм и попытка хайпануть на всех темах. Мне это очень не нравилось.

Мне нравилось создание партии (я был учредителем партии «Россия будущего», она мне нравилась), работать на выборах, заниматься менеджментом избирательных процессов. А делать блог, TikTok — всё это несерьезно. Поэтому я и решил с этим завязывать. В 2019 году я участвовал в муниципальных выборах, у меня увели победу в Коломне, и я подумал, что надо и с этим заканчивать. Устроился на хорошую работу и полтора года не был активистом.

Фёдор Горожанко больше не политик?

— Ну, а как сегодня заниматься политикой в России? Тот же Андрей Пивоваров — хорошее подтверждение этому. Я бы не стал так лезть на рожон, нагнетать, чтобы отправиться по уголовному делу.

И в Краснодар на суд к старому товарищу не поедете (после задержания в Петербурге оппозиционера отправили в Краснодар, где расследуется уголовное дело об участии в нежелательной организации. — Прим. «НП»)?

— Да нет… А зачем? Я не настолько активист. Конечно, я его поддерживаю, но он сам нагнетал. Навальный вот тоже: вернулся в Россию — крутой шаг, но надо было оценить риски. Не понимал, на что он рассчитывает…

Ошибся?

— Когда я работал там внутри, были летучки и собрания, на которых якобы обсуждалась какая-то стратегия или давали слово каждому. Но они были формальные. Если у Навального есть идея, он бегает, ищет людей, которые ему скажут «да, у тебя клевая идея». А если у тебя возникают какие-то сомнения, то ты «недобитый яблочник», «старый демократ», «ты не понимаешь».

Сектанство?

— Я не говорил это слово, но я согласен. Так что, видимо, принимая решение возвращаться, он послушал тех, кого хотел послушать. А тех, кто отговаривал, всерьёз не воспринял. Я не думаю, что его свои «заманивали». Не хотел бы — не поехал. Видимо, он надеялся, что выступят европейские лидеры, Меркель выступит, и тут же Путин его и выпустит. Но он переоценил возможности влияния со стороны.

Удивитесь, когда Навальный потом станет реальным вождём не только для своих сторонников?

— Он мог быть вождём и за границей. Если вопрос про его связи с властью, то, возможно, ему там действительно кто-то симпатизирует, дорожку прокладывает. Но я не думаю, что это согласовано с ним. Он просто идёт по волне, надеясь волну оседлать. У меня нет инсайдерских данных тут.

Политический романтизм неизбежно кончается цинизмом?

— Навальный, Волков — суперциничные люди. Особенно Волков. Говорят одно на камеру, иное в узком кругу. Перенаправляют потоки восторга сторонников, чтобы не дать расти не симпатичным им росткам новой оппозиционной политики. Меня это сильно угнетало. Много говорят, что Путин у власти 20 лет — Брежнев 2.0. Навальный немногим меньше с ним борется, и роль борца им успешно отработана. Он знает, где что правильно сделать. Талантливый человек в этом плане. Но мое впечатление, что он не сильно рвется из этой роли на какой-то новый этап. Он в ней себя комфортно чувствует, и в какие-то переломные моменты делает шаг назад или старается не лезть на рожон, когда это могло бы дать плоды в заявленной цели «приближения России будущего». Хотя что такое «Россия будущего», тоже нечетко сформулировано. Что в это закладывается? Какие законы? Тут всё всегда было вариативно и плавало за общественным мнением. И они не пускают на свою поляну новых игроков, борясь с ними, а не объединяясь.

Возвращаясь к пресловутой «проданной базе данных навальнистов»: если оценить рыночную стоимость базы, то сколько бы стоила такая база данных без «политической наценки»?

— Не знаю. Я не покупал базы. Везде, где я работал, базы были естественного происхождения. Покупать базу смысла нет. Наверное, для политических врагов цена есть. Кстати, я смотрел ту выгруженную базу: там есть и мой e-mail, и моего отца, и брата, и тети. Об этом не говорится в расследовании. Так что можно сказать, что, если я продал каждого сторонника из этой базы за 2 рубля, как они утверждают, то я заработал 8 рублей на своей семье.

А за увольнения людей из бюджетных организаций, столичного метро и так далее чувствуете ответственность как бывший сотрудник?

— Я с этой базой вообще не работал. Я на этом сайте зарегистрировался с исследовательской целью. Но, вообще, надо понимать, что несогласованный внезапный митинг — это опасное действие. Вообще, надо сначала подумать, прежде чем с рабочих почт регистрироваться.

Может быть, история с этой базой вообще придумана, чтобы было обоснование закона о поражении россиян в избирательных правах за «спонсирование экстремистов»?

— Я, кстати, подпадаю под этот запрет. Я не смогу баллотироваться. Но обычные люди не пострадают от этого закона. Сама по себе электронная почта не является «персональными данными». Не знаю, как можно будет доказать связь в суде. Человека же снимать будут по суду или по решению избиркома. Конкретно привязать человека к его почте никакой суд не решится — нет оснований. Закон этот под штабы был написан. Но у нас иногда и ретвит квалифицируют как поддержку митингов…

У нас Родина куда катится? В тоталитаризм, или всё не так печально, как говорят некоторые?

— У меня двоякое впечатление. Я был во многих политических организациях. Вижу, чем они закончили… С этой точки зрения всё очень плохо. С другой же, даже в эти тяжёлые времена пандемии я работал себе удалённо, путешествовал по стране, жизнь вёл довольно интересную. В общем-то, жить можно, тем более если не лезть на рожон, не записывать ролики.

Сама история с роликами… Надо искать новые форматы деятельности. Власть научилась реагировать на ролики. Раньше, когда была моя инициатива с крышами, было объединение людей. Продавили какие-то решения. Потом власть сделала всякие свои сайты для жалоб: пишите туда, там разберёмся. Потом придумали выборы наблюдать массово. Сейчас наблюдение обрезали. Власть свои проблемы решает, а альтернатива власти не очень активно придумывает новые ходы. Смотрю на тех, кто сейчас пытается выдвигаться: сняли ролик, завели телеграм-канал, выпустили мерч — стандартный пакет борца с режимом. Не работает это уже. Нужны новые подходы. Возможно, тогда тоталитаризму будет сложнее реагировать. А так в нынешней действительности всё катится не в лучшую сторону. Раньше интернет был свободной площадкой для деятельности, которая выходила за его рамки, а сейчас он превратился в гетто, где ещё можно чуть-чуть поругать власть. Ни митинги, ни выборы не работают.

Не думали уехать из такой России?

— Нет. Поездить хотелось бы, конечно, закрытые границы расстраивают, но уехать… не знаю. Не сидел с картой в руках, не смотрел стоимость жилья…

Если откроют границы и припрёт перебираться, то не в Литву? Чтобы не встретиться со старыми товарищами?

— Почему? Там Балтийское море красивое. Я Балтийское море очень люблю.

Николай Нелюбин специально для «Нового проспекта»

Фото из личного архива Фёдора Горожанко

справка нового проспекта

Фёдор Горожанко. Родился 20 ноября 1988 года во Всеволожске. Окончил гуманитарный лицей, затем факультет социологии СПбГУ по направлению «социальная работа». В сферу научных интересов входит социальная политика, гражданское общество, общественная активность.

В марте 2010 года создал интернет-сайт «Заливает.СПб», где рассказывал о проблемах ЖКХ в Петербурге, в первую очередь о протечках крыш. Весной 2011 года стал внештатным советником вице-губернатора Петербурга и передал городским властям собранную адресную базу данных по протечкам кровли. Был отстранен от работы из-за несогласия с действиями властей.

В декабре 2011 года баллотировался в депутаты Законодательного Собрания Петербурга от партии «Яблоко».

В августе-сентябре 2013 года работал волонтером в штабе кандидата в мэры Москвы Алексея Навального, занимался координацией наблюдателей за выборным процессом.

В сентябре 2014 года принял участие в выборах в муниципальные советы по двум округам Адмиралтейского района: в МО «Коломна» и МО «Екатерингофский».

В 2019 году выдвигался от партии «Яблоко» на муниципальные выборы в МО «Коломна» и МО «Екатерингофский».

Алексей Навальный Политика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Эскиз портрета Уинстона Черчилля, нарисованный художником Грэмом Сазерлендом, выставлен на аукцион Sotheby’s. Эксперты оценивают работу в $ 1 млн.
17.04.2024

В России проходят выборы главы государства. На их организацию страна потратила более 33 млрд рублей. За 3 дня в России и за ее пределами проголосуют более 112 млн человек. Им предстоит выбрать нового президента из четырех кандидатов. Будет ли этот выбор трудным, задумался художник «Нового проспекта».

Приднестровье и Молдова: где применительно к этим землям правильно поставить запятую в словосочетании «отрезать нельзя оставить»? Об этом после нашумевшего «съезда депутатов всех уровней» в мятежном анклаве на левом берегу Днестра «Новому проспекту» рассказал эксперт из Кишинева Виктор Купершлак.

Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки