Елена Рейзентул: «Решение о ПМЭФ–2021 для многих стало сигналом «бегите, можно!»
Новый проспект
Интервью

Елена Рейзентул: «Решение о ПМЭФ–2021 для многих стало сигналом «бегите, можно!»

Прочитано: 2294
Елена Рейзентул: «Решение о ПМЭФ–2021 для многих стало сигналом «бегите, можно!»
Генеральный директор отелей Hilton и Hampton by Hilton в Петербурге Елена Рейзентул рассказала «Новому проспекту», как Hilton превратился из делового отеля в спа-курорт, как идет подготовка к ПМЭФ–2021 и как удалось сохранить коллектив и бизнес в пандемию.

Работали в режиме полувоенного штаба

Елена, отелю Hilton категории 4 звезды в Петербурге всего 4 года. Пандемия, по сути, отняла четвертую часть его жизни. Как пережили 2020 год?

— Мы, конечно, оказались в сложной ситуации. Hilton St. Petersburg Expoforum начал принимать гостей в марте 2017 года. Мы неплохо вошли на рынок, отлично отработали 2019 год и надеялись, что в 2020-м развернемся уже в полную силу. Не сложилось. Первым звонком в феврале стало начало отмены броней китайских туристических групп и резкое снижение потока в принципе.

Отмены мероприятий тогда еще не было? Ведь Hilton и Hampton by Hilton класса 3 звезды — в первую очередь деловые отели.

— Да, туристические группы приезжали к нам лишь между деловыми сезонами. Большую часть года к нам заселялись участники конференций, делегаты Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) и других крупных мероприятий, которые проходили на площадке «Экспофорума». Отмен в феврале-марте 2020 года еще не было, но несколько организаторов мероприятий сообщили о переносе сроков их проведения. Подписание новых договоров, которые были на тот момент в процессе обсуждения, остановилось. Но даже в конце марта, когда вышло постановление о режиме нерабочих дней, мы не понимали масштаб проблемы. Думали, конечно, что эта неделя, скорее всего, затянется на две-три или месяц, но провал сезона предвидеть не мог никто.

Оглядываясь назад сейчас, когда вы знаете, как развивалась ситуация, как вы считаете, вы правильные решения тогда принимали?

— В целом да. Начиная со второй половины марта, мы работали в режиме полувоенного штаба, куда вошли юристы, санитарный врач (он у нас в штате), специалисты кадровой и финансовой служб, а также, конечно, руководство, с ежедневными совещаниями, сбором последних сводок новостей, анализом текущей ситуации и профессиональным разбором всех распоряжений, которые выпускало правительство. То, что «Отель Менеджмент» является крупной организацией со штатом высокопрофессиональных специалистов, помогло нам принимать правильные решения, оперативно разрабатывать и выпускать необходимую документацию, искать поставщиков СИЗ, общаться с банками и прочее. 

Понимая, что многие малые предприятия, столкнувшись с новой реальностью, растерялись, не зная, что им делать в принципе, мы приняли решение делиться с ними нашими наработками. Например, рассылали образцы документов, консультировали по практике работы с трудовым законодательством и так далее. В то время очень выросла роль санитарного врача: он стал тем человеком, который знает о пандемии больше других, может обратиться в Роспотребнадзор за какими-то уточнениями и прочим. Мы всегда делились подобной информацией с нашими партнерами и друзьями.

Уровень заработной платы смогли сохранить

Какие решения вы приняли в отношении персонала? Пришлось ли кого-то сократить?

— Мы никогда не обсуждали увольнения как инструмент сокращения расходов. В конце марта мы приняли решение объявить на предприятии режим простоя. Одновременно мы уведомили сотрудников, что с конца мая количество рабочих часов будет сокращено. Так как о подобном изменении условий труда сотрудников нужно уведомлять за 2 месяца, мы решили провести такую процедуру, надеясь, что если ситуация изменится в лучшую сторону, этого удастся избежать.

Надеялись, что к концу мая уже всё наладится?

— Конечно! Как минимум начнет возвращаться к прежней жизни, чего, к сожалению, не произошло. Но к концу мая прошел первый шок, мы чуть лучше стали понимать происходящее, вернулись к долгосрочному планированию, поэтому с каждым сотрудником смогли спокойно проработать индивидуальный рабочий график и сократить рабочие часы в минимальном объеме.

От аутсорсинга отказались?

— Да, мы сразу же, еще в конце марта, отказались от всех услуг аутсорсинговых компаний, предложив выполнять их обязанности своему персоналу. Например, сотрудников бэк-офиса обучили работе диспетчеризации инженерных служб. За счет этого мы смогли сохранить уровень заработной платы.

Были дни, когда в отеле жили всего два гостя

Вы закрывали отели на время локдауна?

— Hilton нет, а трехзвездочный отель Hampton by Hilton с 1 апреля остановил свою работу и был законсервирован.

Так рано? Ведь ещё ничего не было известно. А если бы сезон-2020 состоялся?

— Финансовая служба дала заключение, что консервация имеет экономическое обоснование лишь в случае, если объект замораживается не менее чем на 3 месяца. Уже тогда было понятно, что такой объем гостей, который могли бы принять оба отеля, в ближайшие 3 месяца вряд ли будет, поэтому мы приняли решение, что все брони из отеля 3 звезды мы перенесем в отель 4 звезды. Конечно, консервация Hilton, который по себестоимости намного дороже, принесла бы нам бо́льшую экономию расходов, но гостей из лучшего отеля в худший переселить было бы невозможно. Такое решение стало неплохим маркетинговым приемом, который немного, но привлек гостей в наши отели.

Сколько стоит заморозка такого отеля, как Hampton by Hilton?

— Здесь вопрос не стоимости, а экономической выгоды. Работающий отель — это ресурсы, техническое обслуживание здания, зарплата персонала, амортизация и т.п. Охрана, клининг, кухня — на время консервации всё это не нужно. Также мы экономим на ресурсах: сокращается потребление воды и электроэнергии. Конечно, консервация не означает, что ты выключил все рубильники, закрыл дверь и ушел: в здании поддерживается минимальная температура, которая позволяет работать инженерным сетям, происходит регулярный осмотр всех помещений и тому подобное. В результате таких мер за 5 месяцев консервации (отель снова стал принимать гостей с 1 сентября) мы смогли сэкономить более 15 млн рублей. Заработная плата сюда не входит, потому что весь персонал из отеля 3 звезды мы перевели и обеспечили работой в отеле Hilton Expoforum.

То, что у вас два здания, оказалось очень удобно.

— Конечно! Если бы мы владели только одним зданием, мы никогда не приняли бы такого решения. Сократить персонал, произвести все выплаты, положенные по законодательству, а через несколько месяцев вновь набирать и обучать не имеет никакого коммерческого смысла. Поэтому мы продолжали работать, хотя были дни, когда в отеле Hilton Expoforum в 234 номерах жили всего два гостя. И сейчас, когда прошел год после всех этих событий, я считаю, что мы приняли правильное решение не закрывать отель даже с точки зрения психологии. Было очень важным, что наши сотрудники знали: работа продолжается. Да, сокращенный график, неполная неделя, но работа есть и предприятие их не бросило. Это очень важно психологически! Ведь тогда всем было крайне тяжело.

Экипажи нас очень любят

Как вы работали с гостями, которым, наверное, нужно было возвращать предоплату?

— Политика компании была выработана сразу же: всем гостям, которые просят вернуть предоплаты, деньги возвращаем. Основная сложность была, конечно, с корпоративными заказчиками: на тот момент имелись уже подписанные договоры на проведение мероприятий, и в первую очередь на ПМЭФ-2020. Тем, кто потребовал возврата денег, мы вернули их полностью. Но был ряд компаний, которые понимали, что ПМЭФ всё равно состоится, не в июне 2020 года, так позже, и написали нам письма с просьбой оставить деньги в качестве депозита на следующий заезд. В этом году, кода даты проведения ПМЭФ определены, мы полностью выполняем свои обязательства, продолжаем работать с этими партнерами и ждем их сотрудников в гости.

А в прошлом году, наверное, эти деньги вам очень пригодились…

— Хочу сказать, что, учитывая сложность периода и отсутствие четких прогнозов, все предоплаты мы держали на отдельном счету и не тратили.

Не могу не спросить, за счет чего вы жили?

— У нас были внутренние резервы. Как у любого сетевого отеля, у нас есть ежемесячные отчисления от выручки в фонд, который используется для ремонтных работ и прочих насущных надобностей. Этот фонд контролируется в соответствии со стандартами компании Hilton, которая выпустила инструкцию о том, что при необходимости мы можем использовать эти деньги, в том числе и на выплату заработной платы. И мы, скажем так, немного залезли в этот фонд (улыбается). Кроме того, мы участвовали в нескольких программах поддержки и воспользовались программами помощи от государства, в том числе программой кредитования, которая при соблюдении ряда условий перешла в субсидию. Всё это, конечно, стало огромным подспорьем!

У вас близко аэропорт. С экипажами работаете?

— А как же! Экипажи нас очень любят. Помимо известных плюсов Hilton их привлекает хорошим бассейном и близостью к аэропорту. Когда летом возобновились полеты, к нам начали по чуть-чуть возвращаться летчики и стюардессы. В большие панорамные окна отеля видно, как в Пулково взлетают и садятся самолеты: раньше это было непрерывно, а прошлой весной прекратилось совсем. И я помню, как сотрудники ресепшн радовались первым самолетам, пролетающим мимо отеля, как бурно обсуждали это событие в служебной столовой (смеется). За год мы уже научились жить в этой реальности.

Жизнь налаживается!

Вы не предлагали горожанам программу выходного дня, чтобы они приехали пожить в Hilton?

— Специальную программу не предлагали, но в Hilton Expoforum расположен спа-комплекс Carelica eco spa — один из крупнейших и лучших в стране, со множеством призов. В стоимость проживания входит посещение бассейна и фитнес-зала, но основными посетителями спа-комплекса всегда были горожане. Многие ходили по абонементам, были востребованы подарочные сертификаты, особенно в период праздничных дней января-марта. 

После наступления локдауна мы индивидуально работали с каждым гостем. Кому-то, конечно, возвращали деньги, для других продлевали сроки действия абонементов и сертификатов, давали дополнительные периоды заморозки. Главное, что после того, как деятельность бассейнов и аквапарков была снова разрешена, оказалось, что Hilton Expoforum стал полноценным спа-отелем. До пандемии наличие спа-комплекса в отеле было приятной дополнительной опцией для деловых туристов, а теперь 90% наших гостей приезжает в отель именно потому, что в нем есть спа! Стоимость проживания у нас ниже, чем цена в отелях курортной зоны, качество услуг прекрасное, до города недалеко — всё это привлекает к нам жителей Петербурга и Москвы.

Сколько посетителей сейчас может принимать спа-комплекс?

— Ограниченное количество. И мы попали в собственную ловушку (улыбается), потому что в рамках того количества гостей, которое мы можем принять в спа-комплексе в течение дня, мы должны принять тех, кто купил абонементы, тех, кто просто приехал из города, а кроме них еще и непосредственно гостей отеля. Соответственно, мы не можем продать отель стопроцентно, так как не сможем предоставить всем гостям возможность посетить спа-комплекс. Поэтому весной наша средняя загрузка была около 37–40%.

А сейчас, перед ПМЭФ?

— Такое ощущение, что объявление о проведении этого форума стало неким красным флажком для всех организаторов мероприятий, которым сказали «бегите, можно!» Потому что на рынке сразу же пошло оживление, и у нас начались активные запросы на летние и осенние мероприятия. Их формат меняется, есть спрос на проведение онлайн-трансляций, и мы сейчас переоборудуем конференц-зону для того, чтобы иметь возможность проводить высококачественные гибридные мероприятия. Что касается загрузки отеля, то в дни форума она у нас ожидается стопроцентной. Жизнь налаживается!

Справка «Нового проспекта»:

Елена Рейзентул родилась в Ленинграде. Окончила Российский государственный институт сценических искусств (ЛГИТМиК) по специальности «Экономика, организация и планирование театрально-зрелищных предприятий». 

Работала на Ленинградской студии документальных фильмов, в конце 90-х годов ушла в IT-компанию, офис которой в начале 2000-х переехал в Прагу. 

В 2003 году Елена Рейзентул вернулась в Санкт-Петербург, несколько лет занималась собственным бизнесом; 5 лет работала административным руководителем компании «Яндекс.Деньги». 

С 2015 года является генеральным директором ООО «Отель Менеджмент», придя в компанию еще на этапе строительства зданий отелей Hilton и Hampton by Hilton St. Petersburg Expoforum.

гостиничный бизнес туризм ПМЭФ-2021
Обсудить
Другие статьи автора Читайте также по теме
Компания «Промобот» уже продала более 650 роботов в 43 страны мира. Они говорят на 10 языках и способны поддержать разговор на разные темы.
08.10.2021
Представители туриндустрии написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой предотвратить волну банкротств. Туроператоры просят продлить срок выплат по турам, не состоявшимся из-за пандемии, до конца 2023 года. Спасет ли это рынок, разбирался «Новый проспект».

С 16 октября Тунис отменяет карантин для туристов
15.10.2021
ЦДС построит 77 тыс. м2 жилья в Мурино
15.10.2021
У представителей бизнеса спрос на отели в Петербурге почти вернулся на уровень 2019 года
15.10.2021
В реестре иноагентов Минюста появились юрлица-издатели Росбалта* и Репаблик*
15.10.2021
Италия может признать российскую вакцину от ковида
15.10.2021
IKEA предупредила о дефиците продукции
15.10.2021
Где в Москве арендовать самое дешевое жилье
15.10.2021
Патриот-реконструктор Бараненко арестован: ему грозит до шести лет лишения свободы
15.10.2021
Герой «Фото недели» Александра Петросяна камерунец Зомо пропал на белорусско-польской границе
15.10.2021
В Петербурге добровольцы получили первую дозу новой вакцины от коронавируса "Бетувакс"
15.10.2021
Яндекс начал маркировать сообщения СМИ, признанных иностранными агентами
15.10.2021
Федеральные компании заняли свою нишу на машиностроительном рынке Татарстана
15.10.2021
Табачный гигант "Филип Моррис" закрывает фабрику в Краснодаре
15.10.2021
Биткойн-биржа Coinbase создает NFT-маркетплейс
15.10.2021
Члены СПЧ предлагают изменения в закон об иностранных агентах
15.10.2021
В Петербурге отменили культурный форум
15.10.2021
Консорциум «ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС» подписал соглашение о партнерстве с АО «Центр технологий судостроения и судоремонта»
15.10.2021
Две трети россиян считают, что у людей нетрадиционной ориентации должно быть меньше прав
15.10.2021
Курс биткоина резко пошел вверх
15.10.2021
В России установлен антирекорд по смертности от ковида
15.10.2021
Ивану Сафронову запретили переписку в СИЗО
15.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки