Елена Лашкова: "Это надо принять, жить и думать, как дальше работать"
Елена Лашкова, геолог в третьем поколении, основательница ГК «Геоизол», на счету которой строительство первого пятиуровневого паркинга в Петербурге, реставрация более 50 объектов, участие в возведении «Лахта центра», рассказала «Новому проспекту», как новые экономические условия отразятся на строительном рынке.
Какие самые крупные бизнес-риски возникли в связи с нынешней ситуацией на Украине?
— Первое — это подорожание и риски срыва поставок строительных, отделочных материалов и оборудования из-за рубежа. У нас сложные генподрядные объекты, мы многое закупаем в Европе, например предметы интерьера. И это не разовая покупка, под нас это проектируют и изготавливают. В связи с тем, что Россию сейчас отрезают от технологий, то возникает вопрос, чем мы будем всё заменять? Как мы из этого будем выходить, пока не знаем. Очевидно, что у нас «летят» все наши бюджеты.
Второе — мы ожидаем резкого снижения объема коммерческих заказов. Экономика встала, потому что все выжидают и задаются вопросом, что будет дальше.
Для того чтобы нам обеспечить выручку и оплатить расходы, мы должны будем увеличивать сумму госконтрактов. А госконтракт — это и так риск.
Возможно, будут разорваны зарубежные контракты. Мы, например, планировали крупный проект с Германией, долго вели подготовительные работы, сделаны частичные инвестиции. Теперь этот проект будет остановлен не по экономическим, а по политическим причинам. Это надо принять, жить и думать, как дальше работать.
Кто-то из ваших партнеров уже дал обратную связь по сотрудничеству в связи с политической ситуацией?
— Контракты еще никто не разорвал, но повсеместно заявили о приостановке поставок и пересмотре цен. Курс рубля совсем другой. Пока всё очень неопределенно. Многим стройматериалам придётся искать альтернативу в России. Но, во-первых, не всё получится заменить. Во-вторых, на это уйдет время, так как придется делать новый проект, проходить новую экспертизу. Да и российские производители не будут стесняться и повысят цены.
Под занавес 2021 года вы сказали, что от наступающего года ждете не перемен, а стабильного пошагового движения вперед в решении ряда организационных вопросов. Но последние две недели кардинально перевернули всю нашу жизнь. Что сегодня важно для бизнеса?
— Стабильное пошаговое движение вперед актуально как никогда. В последние дни я своим сотрудникам постоянно говорю, что сейчас важны точность и конкретика. Надо строго требовать от подрядчиков сроков исполнения работ. Мир изменился, на всех уровнях сегодня принимаются очень жесткие решения. Точно так же жестко будут спрашивать и с нас наши заказчики.
Нашу компанию, например, недавно очень сильно подвел один подрядчик (такого провала у меня не было за всё время работы компании), а всё потому, что у него один менеджер недоработал, второй недосмотрел. А дьявол кроется в деталях. Сегодня все должны действовать строго по регламенту и придерживаться графика выполнения работ. Когда ты начал стройку, то уже опоздал. Если хоть на день в начале работ выпал из графика, то к концу проекта это выльется в месяц. Сейчас важна не стабильность рынка, ее еще долго не будет, а важны внутренняя устойчивость и организованность компании. Никаких ошибок сейчас быть не должно, мы обязаны работать, как швейная машинка.
На рынке подряда с этого года действуют новые правила контроля над крупными госконтрактами: строительство или покупка объектов от 1 млрд рублей подлежит дополнительному сопровождению с использованием счетов Федерального казначейства. Как это отразится на рынке?
— Останутся только профессионалы. Маленькие фирмы не выживут, они смогут работать только на подряде у крупных компаний, так как требования к игрокам рынка ужесточаются. Требования к компетенциям генподрядчиков сильно выросли. Надо иметь не просто знания строительной отрасли и новых технологий, но и обладать управленческими навыками, автоматизировать бизнес-процессы, внедрять ежедневный контроль и практически почасовую сдачу объекта. Игроки рынка несут большие накладные расходы, поэтому генподрядных компаний останется не много. Время, когда компанию создавали под конкретный проект, прошло. Это хорошая была история, но она уже не работает.
Насколько рынок подрядчиков может сократиться?
— Надо понимать, что стройка стала не такой рентабельной как раньше. Чтобы получить заветные 5% прибыли (средняя маржа по рынку. — Прим. «НП»), нужно работать строго регламентированно самим и жестко требовать этого от подрядчиков. Уйдут те компании, которые работали как артели. Это не в осуждение им, просто изменился рынок. Низкая маржа в нашей отрасли не дает права даже на маленькую ошибку — слишком большие штрафы. А требование у частных заказчиков даже жестче, чем у государственных за счет высоких личных рисков.
Сегодня проблему с кадрами испытывают все отрасли. Как дела с этим в стройке?
— Сегодня остро не хватает узкоквалифицированных рабочих. Это произошло в том числе из-за того, что долго не было преемственности среди специалистов. Не хватает кадров по бетонным работам, на проекты нулевого цикла. К нашей компании сегодня большие очереди среди заказчиков.
Ваша компания работает по всей России. Как вы оцениваете в целом инфраструктурное развитие России?
— Если говорить о дорогах, то здесь как раз позитивная ситуация: деньги выделяются, дороги строятся. Есть профессиональные заказчики в лице государства, например «Росавтодор». В Петербурге это очень хорошо видно: ЗСД, КАД — современные и красивые решения. Поэтому по крайней мере одна из двух основных проблем России, озвученных еще Гоголем (дураки и дороги), решается. Конечно, в основном дороги строятся в крупных городах.
С селами другая проблема — они вымирают, поэтому прокладывать там дороги не для кого. И это вопрос другого масштаба, надо развивать сельские территории.
Что касается жилого строительства, то всё очень грустно. Петербург застраивается огромными безликими жилыми комплексами. За исполнением нормативов город следит, там есть детские сады и школы, но пока мы не придём к тому, что должны быть большие рекреационные зоны, ничего не изменится. Нужны парки, куда люди могут выйти погулять. Мы говорим о потерянной культуре дворов, но маме с ребенком в спальных районах выйти погулять некуда. В хорошую погоду все устремляются в центр города. Инфраструктуры в виде парков и стадионов в спальных районах у нас нет. Нет коробок для заливки катков в зимний период. Опять же есть отличные катки в центре Петербурга: в Новой Голландии, пространстве «Севкабель Порт», на Елагином острове. Но условная мать-одиночка с двумя детьми из Веселого поселка не поедет в Новую Голландию, это дорого и далеко. Для семей со средним уровнем дохода нет комфортных мест для времяпровождения.
Ваша компания выполняет сложные работы. Какие контракты наиболее интересны с точки зрения технического исполнения?
— Все контракты любимые. Но самый главный по престижу, значимости для города и для меня лично — это Федоровский городок в Пушкине. Этот комплекс зданий был построен еще при Николае II (он сам лично утверждал проект) для служителей расположенного по соседству Федоровского собора. Городок частично пострадал во время Второй мировой войны, но еще больше — в последующие годы из-за отсутствия реставрационных работ. Практически нам он достался в состоянии «построить с нуля». Для нашей компании это не рядовая стройка. Я горжусь тем, что мне довелось делать этот объект, это как у Карла Росси ходить в подмастерьях. После завершения работ я смогу сказать, что жизнь прожила не зря и кое-что на этой планете оставила. А по деньгам этот объект как раз убыточный.
Сегодня проблемы со всеми проектами, они все нерентабельные, а если не сдать объект вовремя, это принесет колоссальные убытки, так что нам надо в любом случае, если вышли на объект, его построить. Мы сейчас работаем по принципу «голь на выдумки хитра»: встаём на уши, проявляем профессионализм и русскую смекалку, но строим — в условиях отсутствия финансирования и крайне низкого качества проектов.
Еще один знаковый объект — это форты в Кронштадте. Это, пожалуй, один из самых главных проектов для города. Кроме того, что он престижный, громкий, его ждут все! Мы реставрируем форт «Кроншлот». Это первый форт Кронштадта, построенный в 1704 году по проекту Петра I, и сегодня он находится в руинированном состоянии.
Какие точки роста вы видите для своей компании, если вообще уместно сейчас говорить о росте?
— Да, сейчас новые экономические реалии, но жизнь не прекращается. Одна из точек роста для нас — превратиться в крупную реставрационную компанию. На этом рынке обанкротилось по разным причинам много игроков, среди них «Балтстрой», «Интарсия», «Меандр». Там работали очень профессиональные кадры, мы хотим собрать этих специалистов, чтобы сохранился уровень качества ленинградской школы реставрации.
Еще одна точка роста — наращивание компетенций в узких областях. В группу компаний входит «УМ Геоизол», которая занимается устройством фундаментов, всеми видами свайных работ, и делает это всегда качественно. На монолитные, бетонные работы, инженерию мы обычно нанимали подрядчиков, но сегодня нет достаточного числа квалифицированных подрядчиков. Для снижения рисков мы вынуждены создавать свои подразделения, потому что если моя компания обанкротится из-за срыва какого-то подряда, то я потеряю всё — у меня личные поручительства.
Третья точка роста — это автоматизация бизнес-процессов и всеобщая высокотехнологичная грамотность. Это не значит, что к каждому прорабу надо приставить программиста или разработчика. Раньше можно было приехать на стройку, накричать, и работа шла. Есть одна история по этому случаю. Лет пятнадцать назад к моему коллеге приехали на объект немцы, а буровой станок взял и перестал работать. Приятель попросил на время выйти иностранцев, чтобы они якобы не увидели его ноу-хау, после чего отборным матом покрыл рабочих, и буровой станок сразу запустился. Так вот сегодня такие методы не работают, работает только система. Поэтому из артелей надо превращаться в высокотехнологичные компании, иначе невозможно быть конкурентным на рынке.
Вы уже почти 30 лет занимаетесь операционным управлением. Нет ли желания переключиться на стратегическое планирование?
— Моя задача сегодня — отойти от операционной деятельности, и не потому, что я не хочу этим заниматься, а потому что при сегодняшнем масштабе бизнеса я делаю плохо эту работу. Кроме того, мне надо освободить время «на подумать». Если всё время находиться в состоянии решения ежедневных рутинных вопросов, то ничего масштабного не придумаешь и не реализуешь. Это я знаю совершенно точно, так как все лучшие решения, которые я принимала, были придуманы либо на отдыхе, либо в походе. Считаю, чтобы видеть ситуацию в целом, надо стоять на холме.
Елена Лашкова в 1983 году окончила Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова по специальности «Инженерная геология и гидрогеология».
С 1983 по 1990 год работала в Ленинградском отделении института «Гидропроект» на крупнейших гидротехнических стройках СССР. С 1990 по 1992 год одновременно с учебой в аспирантуре занималась научной работой на кафедре оснований фундаментов и механики грунтов Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). В 1995 году основала группу компаний «Геоизол». Почетный строитель России.
Одно из основных направлений деятельности ГК «Геоизол» — строительство подземных сооружений. Компания построила в Петербурге в 2008 году первый и самый глубокий (пятиуровневый) паркинг в ТРК «Атмосфера» на Комендантской площади. Глубина котлована — 18,5 м, диаметр — 80 м. Этот опыт использовался при строительстве первого небоскреба Петербурга — башни общественно-делового комплекса «Лахта центр». Более трех объемов всех свайных работ при строительстве фундамента и подземной части этого небоскреба выполнила ГК «Геоизол».
В качестве реставрационной компании «Геоизол» отреставрировал более 50 исторических памятников и ансамблей Петербурга. Среди них Юсуповский дворец, Каменноостровский театр, Восточное крыло Главного Штаба, Большой Меншиковский и Китайский дворцы в ГМЗ «Ораниенбаум» и др.