«Еда — последняя вещь, от которой откажутся люди»
Новый проспект
Интервью

«Еда — последняя вещь, от которой откажутся люди»

Прочитано: 235
«Еда — последняя вещь, от которой откажутся люди»
В сентябре iGooods запустился в Москве. Как обстоят дела на столичном рынке?

— Дела идут хорошо. Главная задача, которую мы сейчас ставим, — расширить количество гипермаркетов-партнеров. Это позволит улучшить охват. Мы стремимся выйти на уровень Петербурга с выбором из 4-5 торговых точек в локации. Пока в столице в большинстве мест наши клиенты могут выбирать из 1-3 магазинов. За 3 месяца мы успели охватить 18 гипермаркетов, что неплохо, но явно недостаточно для московского рынка.

Например, не охвачен кусочек центра: Дубровка, Таганка, Нагатинская Пойма, и достаточно много территорий за МКАДом — Мытищи, Королев, Котельники, Люберцы, Домодедово, Красногорск. Но, думаю, месяца через три все будет нормально. Основную ставку делаем на «Ленту», Metro, «Карусель» и «ВкусВилл».

Какова сумма инвестиций в московский проект?

— Львиная доля инвестиционного бюджета связана с маркетингом. Мы заложили 2,5 млн рублей в месяц на продвижение. Пока успели потратить меньшую сумму, где-то 3-3,5 млн за 3 месяца. Рекламная поддержка была минимальная, нет смысла приглашать людей, пока у тебя стол не накрыт.

Чем петербургский рынок отличается от московского?

— В Москве логистика намного сложнее в силу больших расстояний и более жестких ситуаций именно в часы пик. Пробки в Москве в некоторых местах просто непроходимые. Может, мы еще не приспособились. Если говорить о разнице в менталитете потребителей, то статистика пока слишком маленькая. В Петербурге у нас уже 170 тысяч человек в клиентской базе, а в Москве только пара тысяч. Поэтому рано делать какие-то выводы.

Столичный рынок более конкурентный. В Петербурге среди сервисов нашего типа мы, можно сказать, единственные. iGooods не монобрендовая компания, в отличие от доставок «О'кея» и «Перекрестка». У нас другая парадигма бизнеса: мы работаем на покупателя, а не на сеть. В Москве подобных сервисов минимум с десяток. Есть два крупных игрока — Instamart и Golamago, они уже имеют приличный объем заказов в день. 

Какой у вас объем заказов по Петербургу?

— В Петербурге главная группа — это семьи с маленькими детьми. Средний чек — 3,5 тысячи. Количество новых клиентов колеблется в диапазоне 17-19%. А постоянных — около 70%. За 2 месяца рост количества заказов составил примерно 50%. Мы обрабатывем 1200 заявок в день, а в эти выходные был рекорд — 1400 заявок. Этот объем обслуживают 54 точки исполнения заказов, из них 22 наши собственные, еще 32 работают по франшизе. В ближайшее время планируем расширяться по региону. По России у нас сейчас сейчас 86 точек.

В июне вы продали 25% акций сервиса группе инвесторов во главе с основателями Delivery Club, выручив 123 млн рублей. На что пошли эти деньги?

— В июне мы анонсировали сделку, хотя часть средств получили еще в марте. В первую очередь деньги пустили на более активное расширение здесь, в Петербурге, подключив к нашей сети Spar и «Карусель». Через две недели начнем работать с магазинами «ВкусВилл». Вторую часть мы вложили в IT. Это направление всегда будет требовать крупных вливаний, потому что мы хотим быть лидерами по технологиям в нашем сегменте. Это иллюзия, что можно потратить 70 млн на IT и на этом успокоиться. Маркетинг тоже важная составляющая, без него никак. В Петербурге мы выделяем на эти цели 1,5 млн рублей в месяц.

Сколько стоит запуститься по вашей франшизе?

— Она стандартная. Это 200 тыс. рублей в расчете на один гипермаркет, с которым работает наш партнер. Плюс затраты на закупку оборудования по нашим заданным параметрам. Партнеры могут приобретать его через нас, могут искать поставщика сами — это их право. На круг получается 600-700 тысяч на один магазин. Но это вне Москвы. В столице  требуется порядка 800-900 тысяч в силу более дорогого персонала и более крупных вложений в маркетинг. По сути, эти деньги мы тут же тратим на самого партнера, на раскачку его точки. Кстати, недавно у нас появились партнеры в Казани, на днях запускается доставка в Сургуте и Оренбурге, где местный сервис heyFood переходит под наш бренд.

Планируется расширение за счет сотрудничества с новыми гипермаркетами?

— Да, договорились с московской сетью Selgros Cash&Carry и к концу ноября запустимся. По Петербургу надеемся наконец-то уговорить «Ашан» с нами сотрудничать. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки: на днях они объявили о работе с Instamart в тестовом режиме, такие же условия обсуждаются с нашей компанией.

Планируется ли в 2019 году запуск сервиса в новых регионах, помимо Оренбурга и Казани?

— Собираемся запускаться в миллионниках. Все будет зависеть от того, найдем ли хороших партнеров. Мы решили развиваться по франшизной модели, потому что этот бизнес требует тонких настроек. Развитием сервиса должен заниматься именно хозяин бизнеса, а не наемный работник.

В чем именно заключается тонкость настройки?

— Во-первых, очень высокая лабильность количества заказов в течение недели. И вторая вещь: в начале из-за системы логистики имеет смысл делать доставку только из одного гипермаркета, даже если город большой. Необходимо следить за лотами, уметь их быстро перенастраивать и следить за спросом. Поэтому нужен человек, способный уловить баланс между зарабатыванием денег и развитием. Это очень тонкая грань: при малой загрузке медленный рост получается; если загрузка слишком высокая — большие расходы из-за простаивания персонала.

Когда входишь в новый город, не всегда знаешь, где будет формироваться спрос, в каком именно районе. Поэтому систему необходимо постоянно перенастраивать, как минимум в течение трех месяцев.  Кроме того, качество сервиса требует детальной работы с персоналом, прежде всего с закупщиками. Мы в Петербурге и Москве обучаем специалистов 6 дней. За меньший срок полноценное обучение не провести. На интуиции этот бизнес не построишь. На ней можно отработать с 10-20 людьми, но когда у тебя 250 человек, должны быть очень жесткие стандарты. Для покупателя это проявляется в том, что разные люди будут одинаково точно собирать самые различные его заказы.

Стандарты обучения компания сама формировала?

— Да, здесь нет готовой модели. Понятное дело, что саму идею мы подсмотрели у Instaсart и некоторых других компаний с сервисами нашего типа.

Каков срок окупаемости новой точки?

— Это зависит от того, когда партнер начинает. Если начинать в высокий сезон, а это осень и зима, проект окупается быстрее. Летом клиентов становится меньше из-за отпусков. Реалистичная оценка — 6-7 месяцев для того, чтобы выйти на прибыль.

Недавно «Яндекс» выкупил «Партию еды». А вы ждете таких предложений?

— У «Партии еды», если сравнивать с iGooods, все-таки иная концепция. Мы за наполнение холодильника, а они про баловство («не хочу готовить ужин» или «не хватает идей»). Mail.Ru два года назад вложился в Instamart, нашего конкурента на рынке Москвы. Но рассматривают они это как серьезный бизнес или нет, я не знаю.

Однако плох тот бизнесмен, который не думает о сотрудничестве с гигантами бизнеса. В конце концов, у меня есть обязанность как у руководителя компании обеспечить потенциальный выход миноритарных акционеров. Основной акционер, мой брат, рассматривает долгосрочную перспективу развития, ему не нужны деньги прямо сейчас. Миноритарные акционеры, которые пришли к нам весной, рано или поздно захотят выйти.

Стратегия заключается в том, что мы рассматриваем продажу маленькими кусочками, когда нам понадобятся деньги на поддержку своей лидерской позиции на рынке. Если сможем скооперироваться с кем-то за приемлемые для нас средства и сделать какой-то очень сильный рывок, мы, конечно, будем этот вариант рассматривать.

Насколько проект вообще стабилен?

— Этот бизнес безумно стабилен. Еда — последняя вещь, от которой люди откажутся. В этом плане мы защищены. Нас убить могут не конкуренты, а только плохой сервис. Но продуктовая ниша очень низкомаржинальная. Клиент не готов много платить за доставку — 249 рублей почти потолок.  Поэтому это довольно жесткий рынок.

Каким видите дальнейшее развитие отрасли?

— Сейчас отрасль e-grocery становится жарким полигоном. Рынок электронной коммерции начался с редких покупок, которые проще доставить: мебель, бытовая техника, потом одежда.  Сейчас наблюдается тенденция перехода на высокочастотные покупки черед Интернет, к которым относятся и продукты. В этом году мы выросли в 3 раза, в следующем ожидается такой же рост. Прогнозируется, что ниша доставки продуктов будет драйвером рынка. Крупные игроки начинают понимать, что за этим будущее.

Справка «Нового проспекта»:

Григорий Кунис родился в 1967 в Ленинграде. Учился в СПбГУ (тогда ЛГУ им. А.А.Жданова) на химическом, а затем на психологическом факультете. В 1993 году издавал англоязычную газету St. Petersburg Times. После ее продажи в 1996 концерну Independent Media выпускал газету «Мой район». Руководил медиапроектом Всемирного банка в России по созданию консалтингового ресурса в области газетного менеджмента. Член Альянса Независимых Региональных Издателей (АНРИ), лауреат премии «Медиа-менеджер 2006». После продажи медийного бизнеса в 2014 году совместно с братом Дмитрием Кунисом начал работать над софтом для проекта доставки еды из магазинов iGooods. Сейчас сервис занимает лидирующие позиции на этом рынке. Оборот компании в 2017 году составил 372 млн руб., выручка — 53 млн руб. Сервис доставляет заказы из гипермаркетов Prisma, Metro, «Карусель», Spar, «Лента».

потребительский рынок Григорий Кунис
Другие статьи автора Читайте также по теме
Петербургская ГК «Нева Милк» Альберта Суфиярова выходит на рынок премиальных сыров с аналогом «Старого Амстердама». Эксперты отмечают, что крупные игроки стали активнее присматриваться к премиум-сегменту, хотя ранее в этой категории работали ремесленные сыроварни.

Холдинговая компания «Петрохлеб» закрыла хлебозавод в Кингисеппе. Причина — убытки предприятия. В сложной ситуации из-за резкого роста себестоимости производства оказались и другие участники рынка.
Эксперт GfK Rus Анастасия Джафарова рассказала «Новому проспекту», как менялись потребительские предпочтения россиян в прошлом году и какие тенденции актуальны сейчас.

Адвоката Ивана Павлова объявили в розыск
28.10.2021
Ресторанам Петербурга с 8 ноября запрещается работать по ночам
28.10.2021
"Газпром" заявляет о готовности покрыть треть прироста потребления газа в мире
28.10.2021
Сеть магазинов FixPrice вводит новые повышенные уровни цен
28.10.2021
В Смольном определили, каким магазинам позволят работать в период локдауна
28.10.2021
В Петербурге закончилась вакцина "Спутник лайт" — когда появится, неизвестно
28.10.2021
Бюджет России принят в I чтении — долю нефтегазовых доходов хотят снижать
28.10.2021
В России водителей собираются лишать прав за систематическое нарушение ПДД
28.10.2021
Эрмитаж просит прокуратуру разобраться с петербуржцем, повесившим в музее свой портрет
28.10.2021
Глава РСПП просит власти зафиксировать "параметры дойки" для крупного бизнеса
28.10.2021
В Петербурге выставили на продажу апартаменты за 360 млн рублей
28.10.2021
Сбербанк показал рекордную за всю историю прибыль по итогам 9 месяцев
28.10.2021
Заболеваемость COVID-19 преодолела отметку в 40 тысяч случаев за сутки
28.10.2021
Руководители благотворительных фондов просят Путина изменить закон об иноагентах
28.10.2021
Пропаганду вакцинации сделают мягче и позитивнее — угрозы смертью не помогли
28.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки