Дмитрий Матвеев: «Можно сидеть и плакать на печке, как всё плохо, но это не даст никакого результата»
Новый проспект
Интервью

Дмитрий Матвеев: «Можно сидеть и плакать на печке, как всё плохо, но это не даст никакого результата»

Прочитано: 25275
Дмитрий Матвеев: «Можно сидеть и плакать на печке, как всё плохо, но это не даст никакого результата»
Три года назад одно из крупнейших сельхозпредприятий Псковской области — Великолукский молочный комбинат — провело ребрендинг и стало группой компаний «Кабош». Теперь вместо молочных продуктов компания производит твердые сыры. О планах по развитию предприятия, конфликте с экс-владельцем Балтийского банка Андреем Исаевым и о том, как сельхозпроизводителям помогает система «Меркурий», рассказал президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев. 
В 2017 году вы прекратили переработку молока и начали производить сыры. Оправдала ли себя такая стратегия?

— Действительно, несколько лет назад мы решили сконцентрироваться на производстве полутвердых и твердых сыров и не прогадали. Во-первых, на рынке молочной продукции очень высокая конкуренция. Во-вторых, рынок еще не полностью насыщен отечественными сырами, да и продукт этот в производстве куда более сложный. В этом сегменте есть возможности для роста. Мы видим запрос потребителей на качественные и натуральные полутвердые и твердые сыры. Сейчас мы производим более 6 тыс. т продукции в год и планируем наращивать мощности.

На сколько?

— Мы анализируем потребности рынка, просчитываем инвестиции. Точные цифры и объемы будем планировать, исходя из этих показателей, в течение нескольких ближайших месяцев. Пока могу сказать только, что мы планируем модернизировать четыре существующих комплекса, увеличив на них поголовье, и построить две новые молочные фермы на 13,5 тыс. коров, а также модернизировать наш комбинат, увеличив мощность переработки. Сейчас мы почти полностью обеспечиваем себя сырьем, закупая небольшую часть на стороне. Наша цель — полностью обеспечивать себя сырьем. 

Обязательно ли строить фермы с нуля? Вы не рассматривали приобретение готовых молочных ферм?

— Нет, пока не рассматривали. 

А как же учхоз «Удрайское», которые вы приобрели на банкротных торгах? 

— Да, действительно, мы приобрели его на торгах, но мы сделали это ради участка земли, сами фермы нас не интересовали. При этом мы уже полтора года судимся с собственниками компании, которые контролировали процесс банкротства.

Вы имеете в виду экс-совладельца Балтийского банка Андрея Исаева?

— Да, он сам и банкротил предприятие, потому что хотел выкупить его за копейки. В итоге мы приобрели его на торгах по рыночной стоимости, и начались судебные разбирательства. Исаев проиграл всё что можно.

Готовые комбинаты рассматриваете? Например, в Ленинградской области продавались «Галактика» и активы «Фаэтона»…

— Нам предлагали рассмотреть эти активы, но нас это не заинтересовало. Их нельзя просто купить и продолжить работу, ничего не инвестируя, не модернизируя и не развивая. И часто оказывается, что проще построить предприятие с нуля в соответствии со своими потребностями. Да, это более длительный и затратный процесс, но с предсказуемым и понятным результатом.

Вы планируете развиваться только в границах Псковской области, правильно я понимаю?

— Не только. Нам также интересны для инвестиций Ленинградская, Тверская, Смоленская, Московская области. Мы можем рассматривать предложения в этих регионах.

Несколько лет назад вы вели контрактное производство для финской Valio и литовской «Свали», оно занимало около 40% на вашем предприятии. Какова сейчас доля этого производства? Будут ли ваши партнеры наращивать объемы выпуска?

— Мы давно уже не производим сыр для «Свали». Что касается Valio, мы продолжаем производить сыр для их торговой марки Oltermanni — у нас с ними долгосрочные отношения. Эти объемы в нашем обороте незначительны. Честно скажу, с ними работать непросто: наши партнеры предъявляют европейские требования как к самому производству, так и к качеству выпускаемой продукции. Но именно поэтому мы продолжаем с ними работать. Это сотрудничество заставляет нас постоянно работать над качеством, держать высокую планку. 

А экспорт? Думали об этом? Какие страны считаете перспективными и почему?

— Да, мы думаем об экспорте. В конце 2021 года планируем первые поставки. Я считаю перспективными такие рынки, как Япония, страны Ближнего Востока, Африка и Китай. 

Об импортозамещении молочной продукции и сыров говорят уже лет пять. Насколько вообще в сырах оно удалось? Какова сейчас доля продукции отечественных производителей на прилавках? Каких сыров не хватает?

— Конечно, полное импортозамещение не могло произойти за эти 5 лет. Производство молока — это не производство печенья или конфет, где какао можно привезти из-за границы и все ингредиенты без проблем закупить на рынке. Учитывая большой дефицит молока на рынке, процесс импортозамещения будет длительным, он может занять до 10 лет. Всё будет зависеть от позиции государства в этом вопросе. Пока я не вижу конкретных планов по выпуску молока до 2030 года. 

Конечно, с 2014 года производство отечественных сыров выросло. Произошло частичное импортозамещение за счет сыров с плесенью и полутвердых сыров. Однако на российском рынке явная нехватка твердых сыров. Производство твердых сыров — процесс трудоемкий и затратный, для этого нужно молоко определённого стандарта. Сегодня мало кто из производителей готов в это серьезно вкладываться. Кроме того, говоря об импортозамещении, нельзя не отметить проблему фальсификата. Фальсификат в моем понимании — это любая молочная продукция, которая сделана не из молочного жира. 

С фальсификатом давно ведется борьба. Успешно ли?

— Действительно, основное, с чем мы столкнулись, когда начинали заниматься сырами, это даже не конкуренция, а фальсифицированная продукция. После введения системы «Меркурий» эта проблема уже не стала стоять так остро. «Меркурий» очень помог в этом плане. С 2019 года этот процесс стал выравниваться. Мы изначально поддерживали эту систему, хотя встречали со стороны многих молочных заводов несогласие с нашей позицией. Вы, возможно, помните, что мы обращались с официальным письмом на имя президента с предложением ввести уголовную ответственность за продажу фальсификата и введение покупателей в заблуждение — настолько острой тогда была тема борьбы с фальсификатом. Мы старались задействовать все возможные рычаги, чтобы привлечь внимание руководства страны к этой актуальной проблеме. 

Высока ли доля импортной составляющей в производстве сыров?

— Это касается не только сыров, но и других видов сельхозпродукции. В себестоимости молока и сыра более 50% валютной составляющей: техника, минеральные удобрения, ингредиенты для производства сыров, пленка — всё это привязано к доллару или к евро. 

Какова маржинальность производства сыров?

— Когда говорят, какой бизнес насколько маржинален, я считаю, что это не совсем корректно. Мы же не нефть производим, где есть биржевая цена и конкретные условия продажи, которые зависят от мировой конъюнктуры рынка. Мы работаем на рынке сыров. И здесь маржинальность зависит от того, кто как бизнес свой ведет: как вы организовали производство, в каком сегменте производите продукцию, где закупаете сырье и какое, как у вас поставлена система учета и т.д. Многие на грани разорения были и в хорошие времена. У меня на этот счет есть хорошее сравнение. Дайте пяти разным женщинам одни и те же суповые наборы — они все сварят разные супы по вкусу и качеству. Так же и в бизнесе: всё зависит от людей, которые этим бизнесом занимаются. 

С торговыми сетями у вас нет проблем? Насколько хорошо представлены ваша продукция?

— Наша продукция неплохо представлена в крупных торговых сетях: в «Ленте», «Магните», «Пятерочке» и других. Но этого, конечно, недостаточно. Выходить далеко за пределы своего региона всегда непросто. Например, в центральной части России рынок монополизирован сетями, и выходить на него с новыми продуктами, неизвестными марками — это большой труд. Это всеобщая проблема, не только наша, но она решаема за счет переговоров и продвижения. 

У вас были планы по строительству крупных тепличных комплексов. В какой стадии они сейчас?

— У нас действительно есть тепличное хозяйство — 6 га, где мы выращиваем огурцы и томаты, немного перцев. Мы действительно думали о строительстве новых теплиц, но в наши планы вмешалась пандемия. Думаю, вскоре мы приступим к реализации этого проекта. 

Как ваше предприятие пережило период локдауна и всеобщей самоизоляции?

— Не думаю, что мы чем-то здесь отличаемся от других предприятий. Да, люди у нас болели, как и везде; конечно, снизился объем поставок в HoReCa, но это заставило нас искать новые рынки, активнее работать с дистрибьюторами, выходить в другие регионы.

Как вы оцениваете перспективы молочной отрасли? Что ее ждет в ковидное время?

— Продукты молочной отрасли входят в ежедневный рацион большинства россиян. Кто-то больше потребляет молока, кто-то меньше, кто-то больше кефира, кто-то меньше, но точно каждый день. Поэтому молочная отрасль будет развиваться. Конечно, люди больше употребляют такие продукты, как молоко, кефир, сметана, причем речь идет о продукции в сегменте эконом.

Здесь для производителей самое главное — не сидеть на месте, искать новые рынки, партнеров, создавать востребованный продукт. Сидеть и плакать на печке и разговаривать о том, как всё плохо... Можно, конечно, но это не даст никакого результата. Нужно развиваться. А как вы хотели? Я не понимаю, как по-другому деньги зарабатываются. Мы же не газом торгуем, мы не монополисты газовые, не «Газпром». Мы работаем на высококонкурентном рынке, поэтому мы должны постоянно двигаться вперед.

Справка «Нового проспекта»:

ГК «Кабош» — агропромышленный холдинг, включающий в себя предприятия по производству молока, переработке молока в сыр, а также тепличный комбинат. Объединяет ряд сельхозпредприятий в Псковской области. Компания владеет четырьмя молочными фермами с поголовьем в 20 тыс. коров, 40 тыс. га земли и Великолукским молочным комбинатом с мощностью переработки до 300 т молока в сутки. Тепличный комплекс производит более 2 тыс. т овощей в год. Оборот группы в 2019 году составил более 7 млрд рублей.

пищевая промышленность производство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Петербургская компания «Балтийский алюминий» вложит почти 500 млн рублей в создание предприятия по производству алюминиевых профилей различного назначения. Завод мощностью 10 тыс. тонн продукции в год построят в особой экономической зоне «Моглино» в Псковской области.
Сегодня в Подмосковье открылся самый крупный в России завод по переработке пластика «ЭкоЛайн-Вторпласт» и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы «ЭкоПласт».
19.04.2024
Производители мясных изделий Петербурга и Ленобласти испытывают серьезные финансовые сложности. Для увеличения продаж им стоит активней работать с региональными торговыми сетями и общепитом, говорят аналитики.

Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки