Дмитрий Матвеев: «Можно сидеть и плакать на печке, как всё плохо, но это не даст никакого результата»

Три года назад одно из крупнейших сельхозпредприятий Псковской области — Великолукский молочный комбинат — провело ребрендинг и стало группой компаний «Кабош». Теперь вместо молочных продуктов компания производит твердые сыры. О планах по развитию предприятия, конфликте с экс-владельцем Балтийского банка Андреем Исаевым и о том, как сельхозпроизводителям помогает система «Меркурий», рассказал президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев. 
В 2017 году вы прекратили переработку молока и начали производить сыры. Оправдала ли себя такая стратегия?

— Действительно, несколько лет назад мы решили сконцентрироваться на производстве полутвердых и твердых сыров и не прогадали. Во-первых, на рынке молочной продукции очень высокая конкуренция. Во-вторых, рынок еще не полностью насыщен отечественными сырами, да и продукт этот в производстве куда более сложный. В этом сегменте есть возможности для роста. Мы видим запрос потребителей на качественные и натуральные полутвердые и твердые сыры. Сейчас мы производим более 6 тыс. т продукции в год и планируем наращивать мощности.

На сколько?

— Мы анализируем потребности рынка, просчитываем инвестиции. Точные цифры и объемы будем планировать, исходя из этих показателей, в течение нескольких ближайших месяцев. Пока могу сказать только, что мы планируем модернизировать четыре существующих комплекса, увеличив на них поголовье, и построить две новые молочные фермы на 13,5 тыс. коров, а также модернизировать наш комбинат, увеличив мощность переработки. Сейчас мы почти полностью обеспечиваем себя сырьем, закупая небольшую часть на стороне. Наша цель — полностью обеспечивать себя сырьем. 

Обязательно ли строить фермы с нуля? Вы не рассматривали приобретение готовых молочных ферм?

— Нет, пока не рассматривали. 

А как же учхоз «Удрайское», которые вы приобрели на банкротных торгах? 

— Да, действительно, мы приобрели его на торгах, но мы сделали это ради участка земли, сами фермы нас не интересовали. При этом мы уже полтора года судимся с собственниками компании, которые контролировали процесс банкротства.

Вы имеете в виду экс-совладельца Балтийского банка Андрея Исаева?

— Да, он сам и банкротил предприятие, потому что хотел выкупить его за копейки. В итоге мы приобрели его на торгах по рыночной стоимости, и начались судебные разбирательства. Исаев проиграл всё что можно.

Готовые комбинаты рассматриваете? Например, в Ленинградской области продавались «Галактика» и активы «Фаэтона»…

— Нам предлагали рассмотреть эти активы, но нас это не заинтересовало. Их нельзя просто купить и продолжить работу, ничего не инвестируя, не модернизируя и не развивая. И часто оказывается, что проще построить предприятие с нуля в соответствии со своими потребностями. Да, это более длительный и затратный процесс, но с предсказуемым и понятным результатом.

Вы планируете развиваться только в границах Псковской области, правильно я понимаю?

— Не только. Нам также интересны для инвестиций Ленинградская, Тверская, Смоленская, Московская области. Мы можем рассматривать предложения в этих регионах.

Несколько лет назад вы вели контрактное производство для финской Valio и литовской «Свали», оно занимало около 40% на вашем предприятии. Какова сейчас доля этого производства? Будут ли ваши партнеры наращивать объемы выпуска?

— Мы давно уже не производим сыр для «Свали». Что касается Valio, мы продолжаем производить сыр для их торговой марки Oltermanni — у нас с ними долгосрочные отношения. Эти объемы в нашем обороте незначительны. Честно скажу, с ними работать непросто: наши партнеры предъявляют европейские требования как к самому производству, так и к качеству выпускаемой продукции. Но именно поэтому мы продолжаем с ними работать. Это сотрудничество заставляет нас постоянно работать над качеством, держать высокую планку. 

А экспорт? Думали об этом? Какие страны считаете перспективными и почему?

— Да, мы думаем об экспорте. В конце 2021 года планируем первые поставки. Я считаю перспективными такие рынки, как Япония, страны Ближнего Востока, Африка и Китай. 

Об импортозамещении молочной продукции и сыров говорят уже лет пять. Насколько вообще в сырах оно удалось? Какова сейчас доля продукции отечественных производителей на прилавках? Каких сыров не хватает?

— Конечно, полное импортозамещение не могло произойти за эти 5 лет. Производство молока — это не производство печенья или конфет, где какао можно привезти из-за границы и все ингредиенты без проблем закупить на рынке. Учитывая большой дефицит молока на рынке, процесс импортозамещения будет длительным, он может занять до 10 лет. Всё будет зависеть от позиции государства в этом вопросе. Пока я не вижу конкретных планов по выпуску молока до 2030 года. 

Конечно, с 2014 года производство отечественных сыров выросло. Произошло частичное импортозамещение за счет сыров с плесенью и полутвердых сыров. Однако на российском рынке явная нехватка твердых сыров. Производство твердых сыров — процесс трудоемкий и затратный, для этого нужно молоко определённого стандарта. Сегодня мало кто из производителей готов в это серьезно вкладываться. Кроме того, говоря об импортозамещении, нельзя не отметить проблему фальсификата. Фальсификат в моем понимании — это любая молочная продукция, которая сделана не из молочного жира. 

С фальсификатом давно ведется борьба. Успешно ли?

— Действительно, основное, с чем мы столкнулись, когда начинали заниматься сырами, это даже не конкуренция, а фальсифицированная продукция. После введения системы «Меркурий» эта проблема уже не стала стоять так остро. «Меркурий» очень помог в этом плане. С 2019 года этот процесс стал выравниваться. Мы изначально поддерживали эту систему, хотя встречали со стороны многих молочных заводов несогласие с нашей позицией. Вы, возможно, помните, что мы обращались с официальным письмом на имя президента с предложением ввести уголовную ответственность за продажу фальсификата и введение покупателей в заблуждение — настолько острой тогда была тема борьбы с фальсификатом. Мы старались задействовать все возможные рычаги, чтобы привлечь внимание руководства страны к этой актуальной проблеме. 

Высока ли доля импортной составляющей в производстве сыров?

— Это касается не только сыров, но и других видов сельхозпродукции. В себестоимости молока и сыра более 50% валютной составляющей: техника, минеральные удобрения, ингредиенты для производства сыров, пленка — всё это привязано к доллару или к евро. 

Какова маржинальность производства сыров?

— Когда говорят, какой бизнес насколько маржинален, я считаю, что это не совсем корректно. Мы же не нефть производим, где есть биржевая цена и конкретные условия продажи, которые зависят от мировой конъюнктуры рынка. Мы работаем на рынке сыров. И здесь маржинальность зависит от того, кто как бизнес свой ведет: как вы организовали производство, в каком сегменте производите продукцию, где закупаете сырье и какое, как у вас поставлена система учета и т.д. Многие на грани разорения были и в хорошие времена. У меня на этот счет есть хорошее сравнение. Дайте пяти разным женщинам одни и те же суповые наборы — они все сварят разные супы по вкусу и качеству. Так же и в бизнесе: всё зависит от людей, которые этим бизнесом занимаются. 

С торговыми сетями у вас нет проблем? Насколько хорошо представлены ваша продукция?

— Наша продукция неплохо представлена в крупных торговых сетях: в «Ленте», «Магните», «Пятерочке» и других. Но этого, конечно, недостаточно. Выходить далеко за пределы своего региона всегда непросто. Например, в центральной части России рынок монополизирован сетями, и выходить на него с новыми продуктами, неизвестными марками — это большой труд. Это всеобщая проблема, не только наша, но она решаема за счет переговоров и продвижения. 

У вас были планы по строительству крупных тепличных комплексов. В какой стадии они сейчас?

— У нас действительно есть тепличное хозяйство — 6 га, где мы выращиваем огурцы и томаты, немного перцев. Мы действительно думали о строительстве новых теплиц, но в наши планы вмешалась пандемия. Думаю, вскоре мы приступим к реализации этого проекта. 

Как ваше предприятие пережило период локдауна и всеобщей самоизоляции?

— Не думаю, что мы чем-то здесь отличаемся от других предприятий. Да, люди у нас болели, как и везде; конечно, снизился объем поставок в HoReCa, но это заставило нас искать новые рынки, активнее работать с дистрибьюторами, выходить в другие регионы.

Как вы оцениваете перспективы молочной отрасли? Что ее ждет в ковидное время?

— Продукты молочной отрасли входят в ежедневный рацион большинства россиян. Кто-то больше потребляет молока, кто-то меньше, кто-то больше кефира, кто-то меньше, но точно каждый день. Поэтому молочная отрасль будет развиваться. Конечно, люди больше употребляют такие продукты, как молоко, кефир, сметана, причем речь идет о продукции в сегменте эконом.

Здесь для производителей самое главное — не сидеть на месте, искать новые рынки, партнеров, создавать востребованный продукт. Сидеть и плакать на печке и разговаривать о том, как всё плохо... Можно, конечно, но это не даст никакого результата. Нужно развиваться. А как вы хотели? Я не понимаю, как по-другому деньги зарабатываются. Мы же не газом торгуем, мы не монополисты газовые, не «Газпром». Мы работаем на высококонкурентном рынке, поэтому мы должны постоянно двигаться вперед.

Справка «Нового проспекта»:

ГК «Кабош»

— агропромышленный холдинг, включающий в себя предприятия по производству молока, переработке молока в сыр, а также тепличный комбинат. Объединяет ряд сельхозпредприятий в Псковской области. Компания владеет четырьмя молочными фермами с поголовьем в 20 тыс. коров, 40 тыс. га земли и Великолукским молочным комбинатом с мощностью переработки до 300 т молока в сутки. Тепличный комплекс производит более 2 тыс. т овощей в год. Оборот группы в 2019 году составил более 7 млрд рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня