Андрей Петелин: «В самый разгар пандемии в отеле жили петербуржцы»
Генеральный директор отеля «Санкт-Петербург», член совета директоров CITYTEL Group Андрей Петелин рассказал «Новому проспекту» о результатах реновации, трудном пандемийном сезоне и подготовке к 50-летию работы отеля, которое отметят в следующем году.
Мы стали более современным отелем
Андрей, в последние годы отель «Санкт-Петербург» пережил реновацию: обновил номерной фонд, открыл новый панорамный ресторан. Успели ли вы закончить реновацию до локдауна?
— Мы занимались этим в течение 4 лет, и год назад завершили 90% всех работ, связанных с реновацией здания. Общие инвестиции превысили 1 млрд рублей. Осталось обновить лишь служебные помещения.
А зачем нужна реновация? Хотите повысить класс отеля?
— В категорию «4 звезды» мы перешли 3 года назад. У реновации была другая цель — создать более современный отель и предоставлять гостям услуги соответствующего качества. Для этого пришлось увеличить площадь номеров, сократив их общее количество. Но мы посчитали, что нам выгоднее предоставить более качественный продукт по более высокой стоимости, потеряв при этом, возможно, в количестве гостей.
С крыши отеля, где располагается видовой ресторан La Vue, можно посмотреть на акваторию Невы с высоты 60 метров
Сильно потеряли?
— Номерной фонд сократился более чем на 20%: до реновации было около 800 номеров, а сейчас 550. Но в целом, если смотреть на экономические показатели, то стоимость номера выросла более чем в 2 раза с начала реконструкции. И ADR (средняя цена за номер), и RevPAR (выручка за один номер) тоже увеличились. Реновация дала нам большой позитивный импульс: мы довольны тем, как гости восприняли изменения в отеле.
Привлекали в отель жителей города
И тут всё рухнуло: карантин!
— Конечно. Мы по всем показателям шли по нарастающей, и этот год, по нашим планам, должен был стать лучше всех предыдущих. У нас уже шли длинные бронирования, и мероприятий было много запланировано. Всё это, к сожалению, не сбылось. Но ведь не мы одни в такой ситуации, такой сценарий никто не мог предвидеть. Особенно болезненно было в начале лета: июнь у нас традиционно является месяцем самого высокого сезона, который обычно кормит отель долгое время. Если загрузка в июне, как правило, стремится к 100%, то в этом году она была не более 20%, и то потому что мы старались в этом году привлечь не только иногородних гостей, но и жителей города. Было трудно!
И чем вы привлекали горожан?
— У нас хорошие видовые характеристики, обслуживание в номерах. Мы сделали специальные пакетные предложения, включающие в себя и проживание, и питание, чтобы местным жителям было интересно провести у нас несколько дней. Так что в период самого жесткого локдауна у нас жили как раз петербуржцы!
То есть отель начал работать в формате апартов?
— Конечно, мы не могли в одночасье перестроиться и работать как апартаменты — с совсем уж длительным проживанием, но на 2–3 дня заселения спрос у жителей города действительно был. Мы смогли предоставить им качественный продукт и возможность отдохнуть и прийти в себя.
Вид из номеров отеля стал одной из самых привлекательных причин для жителей города пожить здесь несколько дней
Итоги августа стали максимумом 2020 года
Когда поехали внутренние туристы?
— Всплеск был в августе. Конечно, итоги месяца были хуже августа-2019, но это стало максимумом 2020 года: все последующие месяцы оказались более плачевны. Сказалось и окончание высокого сезона, и дальнейшее введение ограничений — словом, этот год стал годом борьбы за выживание. И поскольку мы никак не можем повлиять на увеличение выручки, которая в разы ниже выручки прошлого года, не остается ничего другого, кроме как экономить на затратах.
На одной из встреч отельеров города прозвучала идея объединить усилия и отправить в регионы гонцов от гостиничной индустрии для общения с местной властью и населением и для продвижения Петербурга как туристического центра. Как считаете, эту идею можно воплотить в жизнь?
— Скажу так: вести самостоятельные рекламные мероприятия в регионах для любого отеля и даже цепочки отелей крайне накладно. По сути, осуществлять продвижение своего региона — это дело правительства, а не отдельных предприятий. Мы бы с удовольствием приняли участие в каких-то программах в сотрудничестве с комитетом по развитию туризма Петербурга и другими коллегами, но самостоятельно заниматься продвижением, конечно, не будем — в этом нет никакого экономического смысла.
Остается ждать иностранного туриста?
— Его все ждут очень сильно! (Смеется.) В этом году из всех приехавших к нам гостей иностранцев было около половины. Но мы пострадали не столько от их потери, сколько от потери деловых мероприятий.
Все предприятия пострадали одинаково сильно
Какой из четырех отелей CITYTEL Group пострадал меньше других?
— Отель «Ольгино». Он находится за городом, и рядом с ним расположен небоскреб «Лахта-центр», так что он почти не пострадал. Но на фоне нашего бизнеса это очень маленький объект, погоды в общем обороте он не делает.
А гостиница «Октябрьская»? Она ведь не так сильно завязана на иностранных туристах? Или тоже сильно?
— Там тоже туризм внутренний и внешний был примерно 50% на 50%. Это тоже большой отель в центре города со структурой продаж, идентичной структуре продаж отеля «Санкт-Петербург». Кроме того, на ограниченный период времени «Октябрьская» закрывалась на ремонт — как раз накануне локдауна мы начали ее реновировать. А в целом каких-то радикальных отличий нет, пострадали все одинаково сильно, в том числе и небольшой бутиковый Best Western PLUS Centre Hotel.
Видовой ресторан La Vue на 13 этаже (на крыше) отеля с панорамным обзором 270 градусов
В CITYTEL Group помимо отелей входят еще и рестораны, в том числе очень известные в городе, например La Vue и «Du Nord 1834 кондитерская». Как они себя ощущали в этом году?
— В какой-то период их потери были даже больше, чем у отелей, потому что в отелях снизилась загрузка, но они не закрывались, а рестораны были вообще закрыты несколько месяцев! И то, что доставка могла каким-то образом минимизировать потери, это не более чем миф. Большинству ресторанов восполнить свои потери через доставку не удалось. Нашим ресторанам доставка также никак не помогла. В августе у них так же, как в отелях, был некий всплеск на отложенном спросе, но в целом, с учетом отсутствия иностранных туристов, а главное — отсутствия мероприятий, они очень многое потеряли. Рестораны у нас большие, и выручку во многом формировали именно организованные мероприятия и банкеты, количество которых сегодня стремится к нулю.
И всё это происходит в 2020 году — году 50-летия отеля «Санкт-Петербург»! Обидно, не так ли?
— Да, здание нашего отеля построено в 1970 году, но отель начал работать в 1971-м, тогда он назывался «Ленинград». (Улыбается.) Поэтому в этом году использовать данный информационный повод фактически не было смысла, а вот в следующем году мы постараемся отметить это событие максимально широко.
Справка «Нового проспекта»:
Андрей Петелинродился в 1971 году. В 1995 году окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. Более 10 лет был заместителем председателя правления банка «Викинг». В 2009 году стал генеральным директором отеля «Санкт-Петербург» и членом совета директоров CITYTEL Group.
В CITYTEL Group входят городские отели «Санкт-Петербург», «Октябрьская», Best Western PLUS Centre Hotel (все имеют категорию «4 звезды») и загородный отель «Ольгино», а также рестораны La Vue, «Du Nord 1834 кондитерская», «Беринг», «Ассамблея» и CITYTEL Catering.
Отель «Санкт-Петербург» площадью около 50 тыс. м2 насчитывает 550 номеров. Отель является многофункциональным комплексом. В нем расположен конгресс-холл с 11 конференц-залами, двумя выставочными площадками и концертным залом «Чаплин Hall», двухуровневый концертный зал AURORA, а также несколько ресторанов: театр-ресторан «Чаплин Hall», панорамный ресторан «Беринг», круглосуточный лобби-бар Meeting Point. В 2017 году открылся видовой ресторан La Vue с панорамным обзором 270 градусов. Ресторан, в запуск которого было вложено около 100 млн рублей, расположен на крыше отеля (13 этаж), на акваторию Невы можно посмотреть с высоты 60 метров.