Анастасия Татулова (иноагент): «В Москве очень большая концентрация злости»
Новый проспект
Интервью

Анастасия Татулова (иноагент): «В Москве очень большая концентрация злости»

Прочитано: 718
Материал иноагента!

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Татуловой Анастасией Анатольевной либо касается деятельности иностранного агента Татуловой Анастасии Анатольевны

Основатель одной из крупнейших в России сети семейных кафе-кондитерских «АндерСон» Анастасия Татулова (5 апреля 2024 года признана иностранным агентом) рассказала «Новому проспекту» о том, почему ей пришлось закрыть бизнес в Петербурге, в чем плюсы и минусы публичности и почему российские предприниматели не готовы выходить на митинги.

Анастасия, ваша сеть работает по всей стране, представлена в странах СНГ, но закрыть бизнес пришлось только в Петербурге. Будете еще что-то предпринимать в Северной столице?

— Мы неудачно открывали в Питере кафе через франчайзи и закрылись. Я вообще уверена, что Питер и Москва — две разные страны.

Почему?

— Не знаю. Это просто факт. У очень многих людей, у которых нормально идет бизнес в Москве, не получается в Питере. Я не готова тратить на такие раздумья время: не получилось и не получилось. Мы много где открываемся. Не получилось только в Питере. Питер сложный рынок.

Поразительно.

— Очень много факторов. Это зависит в том числе от партнера. Партнеры, с которыми мы открывались в Петербурге, рассказывали нам, что сейчас они все переедут обратно в Петербург (они сами петербуржцы, но работали в Москве). Потом кто-то из них передумал, потом все разругались. И мы из этого сделали выводы и не продаем франшизу бизнесам, где есть два или три партнера. Продаем только одному человеку. Если он хочет еще кого-то взять, мы его всячески стараемся от этого уберечь, потому что путь партнерства — очень сложный. И на нем бывает разное. Если брать петербургскую франшизу, там была семейная пара и их друг. Они сначала с другом разругались, а потом развелись. Не было шанса у этой истории изначально.

А не думали свою продукцию поставлять в Петербург через торговые сети «ВкусВилл», с которыми вы успешно работаете в Москве?

— С этого месяца мы действительно представлены в Питере благодаря «ВкусВилл» — они начали развиваться в городе, и мы сразу начали поставлять им свою продукцию. Мы ими довольны, надеюсь, они нами тоже. Мы с ними близки по ценностям, по отношению к продукту — считаем, что готовить изо всякого ширпотреба нельзя, нам легко с ними. А петербуржцы тоже трепетно относится к качеству еды.

Вы одна из немногих ярких женщин-лидеров, кто построил успешный бизнес, постоянно публично общается, имеет налаженные связи с журналистами. Что вам помогает развиваться?

— Я, конечно, не единственная, просто я, может быть, чуть более публичная, чем все остальные в силу своего характера и того, что не боюсь какие-то вещи говорить публично. Я что-то пишу, людям интересно на эту тему узнать побольше или поговорить, и получается, что меня в публичном пространстве больше, чем кого-то. Остальных в информационном пространстве чуть меньше, но это никак не умаляет их заслуги.

Я раньше читала книжки и считала, что предприниматель обязательно должен быть харизматичным, экстравертным. Но мне полегчало, когда я поняла, что предприниматели по большей части интроверты. Им сложно говорить, обсуждать, давать интервью, и я не исключение. Я просто считаю, что это часть моей работы, и отношусь к этому как к работе. Никакого удовольствия для себя в этом я не вижу. Что помогает? Да бог его знает, в разное время разное, иногда бывают такие дни, что ничего не помогает. Помогает просто выключить телефон, лечь лицом в подушку и лежать.

Вы дочь Анатолия Шлемова, потомственного офицера ВМФ, контр-адмирала, начальника Управления кораблестроения ВМФ. Вам передалась его выдержка, дисциплина?

— Папа совершенно незаурядный человек был. Жить с незаурядным человеком довольно сложно. У нас в доме даже шутка была, что папа как Ленин. Он с детства всю жизнь отличник, и в Нахимовском училище, и в академии. Все, чего он достиг в жизни, всю свою карьеру он сделал самостоятельно: начинал службу на севере, в Североморске, мои родители жили в комнате от флота в коммунальной квартире, папа дослужился до звания вице-адмирала флота, похоронен на адмиральской аллее. Папа прожил великую жизнь. И это накладывает дополнительную ответственность: нужно соответствовать, а с другой стороны, это в какой-то момент память о нем дает силы, когда понимаешь, что ты можешь все или почти все.

Потому что он требовал или потому что вы дочь своего отца?

— Он не требовал никогда. У него, скорее, возникало недоумение, когда кто-то уставал: сам папа безумно много работал.

У вас двое взрослых сыновей. Они понимают, что их мама — незаурядный человек?

— Это у них надо спрашивать. Мы с ними говорим об обычных житейских вещах. Они, наоборот, часто со мной спорят, считают, что я до них докапываюсь, контролирую, что они сами разберутся в каких-то вещах. Обычные отношения мамы и двух детей, считающих, что они давно выросли.

Как вам удалось одновременно растить сыновей и бизнес? Держать баланс?

— Я просто об этом никогда не задумывалась. Сейчас про поиски баланса много пишут и говорят. Но, может быть, когда ты об этом не думаешь, он находится сам собой. Я всегда исходила из приоритетов: детские утренники приоритетнее, чем работа, — всегда. Потому что дети быстро растут, и нет ничего такого, чего нельзя отменить ради них. Вот вам пример приоритетов. Но я не расставляю приоритеты на всю жизнь. Я очень много работаю. Я могу дома работать, и в отпуске чаще всего работаю. Просто люди, которые живут в семьях предпринимателей, относятся к этому с пониманием.

Вы рассказывали, что недавно вас позвали читать лекцию студентам, а оказалось, что это не лекция, а чудо-семинар, где людей учат быть миллиардерами. Вы отменили выступление. И все-таки, о чем могла быть эта лекция? Об ошибках, которые вы не можете себе простить, о шагах, которые вы предприняли, чтобы оказаться сейчас в этой точке?

— Я себе все прощаю. С возрастом научилась. Иначе деструктивно: если ты себя не прощаешь, как ты будешь жить в этом мире? Из самых серьезных ошибок, которые случаются у всех предпринимателей, я бы назвала самонадеянность и ощущение того, что ты бога за бороду поймал. Самая страшная фраза: «Верь в себя, не замечай препятствий». Надо как раз наоборот: «Замечай препятствия и не верь в себя, потому что иначе ты совершишь самые страшные ошибки». Когда тебя несет, и у тебя все получается, надо понимать: наступит момент, когда у тебя не получится. К нему надо быть готовым. На волне этой эйфории многие бизнесы рушатся, и их сложно потом собрать.

То есть нужна подушка безопасности?

— Просто нельзя быть самонадеянным, считать, что у тебя все получается, потому что ты такой классный, умный и все умеешь. Да нет — просто везет тебе. А в какой-то момент перестанет везти, рынок изменится. Когда находишься в эйфории, тебя потом, как в шторме, может лицом о камни приложить.

А когда нужно заканчивать бизнес?

— Это очень болезненный вопрос. Открыть всегда легче, чем закрыть или продать. Я знаю многих людей, которые в очень тяжелой ситуации материальной, моральной, которые устали и хотят закончить с предпринимательством. Когда маленький бизнес, ты еще можешь что-то закрыть, а когда большой — нет. Надо понимать, что это не транспорт, за рулем которого ты сидишь, где ты можешь нажать в любой момент на тормоз, вытащить ключ из зажигания и уйти. Нет, это поезд, который мчится, и ты с него не можешь слезть, сказать «я устал, я ухожу». Он на очень высокой скорости едет. Когда бизнес маленький, его можно и нужно закрыть, если ты понимаешь, что он не приносит тебе ни денег, ни славы, ни счастья. В особенности денег. Очень простое правило: если бизнес не приносит тебе денег, его надо закрыть.

А если поменять подход? Как говорил Эйнштейн, безумие совершать одни и те же поступки в ожидании другого результата. Вот ты что-то понял, сделал выводы, будешь вести бизнес по-другому, и все получится…

— Слушайте, жизнь очень разная. По-разному бывает. Бывают люди, у которых не летит бизнес, а потом вдруг что-то случилось — и полетело. Я таких случаев знаю очень мало. А случаев, когда бизнес не летит, не летит, человек влезает в долги, ищет инвесторов, что-то им обещает, а бизнес по-прежнему не летит, а человек все верит в свою идею — их реально очень много. Возможно, человек видел, что на американском опыте это работает, и он верит, что и здесь должно полететь. Не должно. Может быть, аудитория к тому не готова или в принципе в стране это не летает. Например, в нашей стране не взлетел ни один сервисный бизнес по подписке. А Штатах это огромный рынок, где делаются большие деньги, там было несколько бизнесов-единорогов (компаний, оценочная стоимость которых быстро взлетела до $ 1 млрд и выше. — Прим. ред.). В Москве даже (не берем всю страну) ни один бизнес по подписке не пошел. У нас ситуация такая, что мы в долгосрочном планировании жить не можем. Страна в таком состоянии. И люди не хотят подписываться ни на какую услугу, потому что мало ли что — а если я передумаю, будет нужна услуга — куплю. Пусть она будет дороже, но куплена в актуальный момент. А по подписке люди не хотят. И очень много было сервисов, которые привлекали инвесторские деньги, попробовали на этом взлететь и не взлетели. Если бы я знала, как сделать так, чтобы все работало, я бы ничего не делала, а только консультации раздавала. Советы раздавать — самый прекрасный бизнес, который можно придумать.

Читала ваш пост о том, что у вас в один день было 100% положительных отзывов от посетителей и ни одного отрицательного. Бизнес B2C — тяжелый в этом плане, обязательно найдется недовольный. Ваш философский настрой — это благоприобретенный навык: сегодня так, завтра будет по-другому?

— Да, это как тренировка в спортзале. Я очень болезненно отношусь к плохим отзывам. Настолько, что было время, когда я их не читала — не было сил. Ты понимаешь: эквивалент усилий, которые ты вкладываешь, не равен положительному эмоциональному выхлопу. У нас, например, в «АндерСон» есть зона для кормления и пеленальный стол, во всех кафе, там все бесплатно лежит: памперсы, присыпка, крем. А жалоба знаете какая как-то была? У вас памперсы одного размера, неудобно, заведите разные.

Или история, когда кто-то обжегся вкусным, но горячим баклажаном…

— Это уже из области треша, он тоже бывает. В принципе, в Москве очень большая концентрация злости. Не знаю, с чем это связано. Многие люди об этом разговаривают и думают. Я общалась с человеком, который собирается научную работу на эту тему писать и фактуру собирает. Очень большая концентрация негатива, который надо куда-то выплескивать, и ты можешь его дома выплеснуть — на ребенка, на любимого человека, на соседа, который начал сверлить в субботу. Или пойти отнести негатив в кафе. Часто это не имеет к нам отношения, просто человеку плохо, он уже пришел с этим. Часто люди, которые звонят на горячую линию, ведут себя неадекватно. У операторов нервная работа, сотрудники уходят — не выдерживают. С хорошим редко звонят, в основном с негативом: человек с матом, с криком звонит, потому что ему показалось, что официант к нему шел 15 минут. А смотришь по камерам — это три минуты, но ему эти три минуты пятнадцатью показались, потому что он уже пришел в раздражении. Но даже если бы и пятнадцать, подобная агрессия неоправдана.

В какой момент вы решили сделать горячую линию?

— С самого начала. Это основа любого клиентского бизнеса. Там, где есть клиент, нужна система мониторинга, которая позволяет понять, что этот клиент о тебе думает. Для нас это возможность поймать какие-то ошибки, понять какие-то проблемы. Мы всеми способами собираем обратную связь: анкетами, телефоном, WhatsApp и соцсетями. Мы полностью мониторим все, что про нас говорят и пишут, отвечаем на каждый отзыв.

Мне кажется, ваше общение с людьми через личный аккаунт в соцсетях дает хорошую отдачу, когда случаются трешовые ситуации — вы транслируете свою личную точку зрения, к вам сразу начинают прислушиваться, что очень важно.

— Да, вы точно правы. И то, что я трачу свой душевный ресурс на соцсети, во многом связано с этим: я имею возможность транслировать свою точку зрения напрямую. Надо понимать, что журналистика, как бы ни было сейчас обидно это слышать журналистам, в том варианте, в каком она есть, — это поиск хайповых негативных тем. Так везде в мире, не только у нас в стране. А негатив распространяется куда быстрее позитивных новостей.

Люди сами выбирают такие новости, приходится прислушиваться к аудитории.

— Поэтому надо понимать, что журналисты нацелены на это: взять какой-то негативный факт, и чем негативнее он будет выглядеть, тем больше он лучше будет распространяться, тем выше будет рейтинг у издания. Поэтому для меня соцсети — возможность транслировать свою точку зрения не через кого-то, а напрямую. И это важно, и я этим пользуюсь, для меня это возможность избежать проблем или их как-то нивелировать.

Это же очень здорово. Это вас от других бизнесменов и отличает.

— Вы учтите, что я оканчивала факультет журналистики, я журналист по образованию. ОК, я никогда не работала по профессии, кроме первых двух лет стажировок, но я довольно хорошо понимаю, что такое формирование общественного мнения. Но все по-разному. Была пара ситуаций, когда я считаю нам лучше было бы промолчать, не комментировать. Из этих комментариев дальше развивается снежный ком. Очень много людей хотят хайпануть за наш счет. Раньше, чтобы оскорбить или обвинить в чем-то человека, его надо было хотя бы найти. Где-то выловить на улице, подбежать на улице и крикнуть в лицо громко. А теперь достаточно в «Фейсбуке» написать «дура ты и платье у тебя дурацкое». Или я дура и «АндерСон» у меня дурацкий. И таких маленьких людей, которые хотят за счет оскорблений самоутверждаться, миллиард, и если ты каждой моське начинаешь в публичном пространстве отвечать, они только громче лают.

Каждой моське не надо отвечать, они же ваш медийный капитал отъедают.

— Так и есть. Иногда лучше промолчать. Особенно когда понимаешь, что разговариваешь с человеком не сильно адекватным и твои комментарии ничего не дадут. Но я не сторонник какой-то одной стратегии. Знаете, мне часто говорят, что мне надо кого-то взять, кто бы занимался антикризисным пиаром. У меня сестра всю жизнь отвечает за коммуникации в компании, она профессиональный пиарщик, но сказать, что у нас есть одна стратегия, которой мы будем всегда следовать, и эта стратегия из любых кризисов выведет — нет, конечно. Это зависит от массы вещей. Моя основная стратегия — честность. Именно поэтому меня читают и комментируют. То, что я пишу, так оно и есть, я так правда думаю. Меня невозможно поймать на том, что я написала одно, а сделала другое. И при этом я оставляю за собой право поменять свое мнение. С годами мнение может поменяться.

Только идиот не меняет своего мнения.

— Да, но это один из частых упреков в публичном пространстве: вот ты писал одно, а теперь другое.

Просто ваши читатели рассуждают: «Мы тебя поставили на пьедестал, забронзовей и не меняйся».

— Но ведь это не проблема того, кого ставят, а того, кто ставит.

А с надзорными органами стратегия публичности работает?

— Ну, в разумных пределах она, может быть, и помогает, и даже не мне, а индустрии в целом. Многие не любят выносить сор из избы, выносить дискуссию с контролирующими органами в публичное поле, для них проще инспектору дать 50 тысяч, все об этом говорят: дескать, зачем с ними связываться. Надо понимать, что нам наши выступления в три миллиона штрафов встали. Ничего пока так и не отменили. Да, есть документы, да, их обещают принять, но решения так и нет. Несмотря на заверения премьера, что потерпите, скоро все будет хорошо. Но хорошо так и не наступило. Как было, так и есть.

В ситуации с Иваном Голуновым журналистское сообщество встало на его сторону. В Петербурге как раз шел экономический форум, и журналисты много общались по этой теме с предпринимателями. Так вот выяснилось, что бизнесмены не готовы выходить на улицы и отстаивать публично свои интересы.

— Ну, во-первых, для форума Голунов был не центральной темой. Незадолго до форума арестовали руководителей и партнеров крупнейшего инвестфонда в России, и по этому делу вот уже много месяцев в тюрьме продолжает находиться, например, Иван Зюзин, папа четверых детей, молодой парень, который виноват только в том, что занимался инвестициями на российском рынке. И на форуме были люди со значками Baring Vostok, они и президенту вопросы задавали, и с прессой это обсуждали. Поэтому не все так, как кажется. Но главное надо понимать: да, мы не готовы идти на баррикады. Нас можно считать какими угодно: плохими, трусливыми, шкурными. Но когда мы принимаем такие решения, находимся перед таким выбором, мы не можем только своими эмоциональными желаниями руководствоваться — за нами люди стоят. У кого полторы тысячи работают, у кого четыре тысячи, у кого двадцать тысяч. И если этого человека посадят завтра (а в нашей стране, понятно, что так может быть), то его бизнес погибнет. Меньше чем за три месяца не останется ничего, будет пустое место. Предприниматели в заложниках у государства находятся — так и живем, как заложники.

Бизнес бизнес и власть бизнесвумен общепит B2C Анастасия Татулова АндерСон
Другие статьи автора Читайте также по теме
Гостиничный рынок набирает обороты: по показателям загрузки и выручки он возвращается к результатам доковидного 2019 года. Но гость-24 отличается от гостя-19. Как именно изменились постояльцы отелей и чего они ждут от современных гостиниц, разбирался «Новый проспект».

В Петербурге, Москве и других городах России с 15 апреля по 5 мая пройдет гастрономический фестиваль «Своё в городе».

14.04.2024

Новый ресторан премиум-класса Drevå открыла Надежда Третьякова, создатель и управляющий партнер ресторана северной кухни Nordic.

14.04.2024

Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки