Алена Мельникова: «Гуманизм в сфере управления ресторанами не работает»
Новый проспект
Интервью

Алена Мельникова: «Гуманизм в сфере управления ресторанами не работает»

Прочитано: 1212
Алена Мельникова: «Гуманизм в сфере управления ресторанами не работает»

В июне вы провели третий по счёту фестиваль Gourmet Days. Как оцениваете его результаты?

— За три года фестиваль ощутимо вырос. Он начинался просто с ужина, а теперь это полноценная история на неделю с обширной программой: ужины, гастротуры по ресторанам Петербурга, after-party, открывающие-закрывающие мероприятия. Через «ворота» последнего Gourmet Days прошло около 65 тысяч человек. Серьёзный объем.

Мы расширили программу, попробовали новые форматы. От прошлых годов нынешний фестиваль отличает очень сильная вовлеченность посетителей в процесс. Люди пишут мне в личку, комментируют. Это круто. Поработав на большом количестве проектов, я впервые вижу такую реакцию. Второй важный момент — приехали люди из регионов, из-за границы. Это значит, что мы растем.

Лично для меня уникальность события в том, что здесь работает классическая схема маркетинга 4d, которая объединяет все сферы коммуникации. Здесь присутствует и формат b2b (воркшопы, общение с иностранными коллегами, обмен опытом), и история b2c, направленная на привлечение людей в рестораны. Например, управляющая заведением Gastroli поделилась, что после выступления Айвана Брема (шеф-повар ресторана Nouri в Сингапуре, готовил ужин вместе с шеф-поваром Gastroli Андреем Костаревым в рамках Gourmet Days прим. ред.) на конференции Gourmet Days у них просто разорвался телефон от желающих этот ужин посетить. 

Есть программа digital — мы выстроили работу в онлайн, очень близко находимся к нашим гостям, общаемся на расстоянии вытянутой руки. Есть такой термин в маркетинге «слезли с табуретки». Нам важно слышать людей, их мотивацию. И наконец — пиар. Его мы сделали в большом объеме. Фестиваль зазвучал, вышел за пределы Петербурга.

С городом у нас есть определённые договоренности, нас даже подбивают создать НКО. Отмечу, что в комитет по туризму пришла классная команда во главе с Евгением Панкевичем, и теперь у Петербурга есть стратегия развития туристической привлекательности. С нашей помощью тоже можно привлекать людей. Рестораторы делают всё возможное, чтобы вывести феномен современной ресторанной жизни Петербургаего на мировую арену. Кроме того, рестораны образуют рабочие места. Только Ginza Project — это более 50 ресторанов, а значит около 5000 рабочих мест. Кроме того, рестораны дают рынок сбыта локальным производителям продуктов, импортерам и дистрибуторам. Все на этом зарабатывают.

Как раз на фестивале ресторатор Алексей Буров озвучил, что ежегодно рестораны зарабатывают 76,5 млрд рублей и 75% этих денег реинвестируется в экономику Петербурга. Но горожане не всегда приветствуют развитие ресторанного бизнеса...

— Отвечу так: если бы город шёл в ногу с нами, было бы очень здорово. Я имею в виду поддержку ресторанного сообщества на государственном уровне. Например, такая ситуация, как у нас на улице Рубинштейна, не могла произойти больше ни в одной стране мира. Вспомним район Марэ в Париже, улицу с барами и ресторанами Calle Cava Baja в Мадриде. Также и Рубинштейна — это центральная ресторанная артерия, город позиционирует ее как достопримечательность. А жители пытаются воевать и не всегда порядочно отстаивать свои права. Что остается? Закрыть все рестораны? Но ведь это невозможно. Поэтому стоит вопрос законодательного порядка: улицей нужно легитимно управлять. На Рубинштейна война горожан и с владельцами заведений абсурдна. Но разумного выхода, удовлетворяющего обе стороны конфликта, пока не видно.

Проживающие на этой улице жители думают только о том, как содрать денег. Так, мои друзья, когда открывали ресторан, пытались договориться с домом, чтобы повесить вытяжную трубу. Жильцы заявили: «Платите ТСЖ 300 тысяч за установку». Ресторатор подумал и заплатил. Потом началось странное. Жители стали спрашивать: «Так, это понятно, но что вы сделаете лично каждому из нас?» Один хотел стиральную машину, у другого в квартире ремонта не было 40 лет… То есть началось такое вымогательство, экстремизм. 

Ситуацию нужно как-то изменить. Странно что нет понимания, что на деньги от налогов, которые платят рестораторы, строятся школы и садики, проводится уборка, развивается инфраструктура… Но у жителей аргумент один: якобы падает стоимость их жилья. Знаете, как человеку, который большую часть жизни прожил на улице Народной, над магазином, мне это странно слышать. Мне кажется, если город заинтересован в развитии ресторанного Петербурга, он должен действовать прагматично и взвешенно, а не идти на поводу у скандалистов. Выиграют все.

Есть мнение, что власти готовы поддерживать рестораторов и отельеров только тогда, когда те им нужны. Например, если на подходе Чемпионат мира по футболу. Но сейчас гости разъехались, на носу выборы, и власти заигрывают с электоратом. По вашим наблюдениям, это так? Можно ли вообще решить этот конфликт с пользой для всех?

— Я бы, решая проблему улицы Рубинштейна, опиралась на принцип общественной полезности. Есть такая мировая практика. На самом деле каждого человека интересует одно: «В чём моя личная выгода?» Если ты живешь в убитом доме, где разваливается парадная, то возможен такой вариант: арендодатель, получающий с ресторатора пять тысяч рублей за м2 в месяц (самая высокая ставка в городе), мог бы из этих пяти отдавать две тысячи на улучшение инфраструктуры. Либо нужно менять налоговые ставки. Разумеется, это повлияет на наш бизнес, но, с другой стороны, будет возможность всем сделать хорошо. Ну поменяйте вы жильцам окна, поставьте всем кондиционеры за счет этих средств… Все решается, есть международный опыт. 

Алёна, вы сотрудничаете с Ginza Project, являетесь партнером и идеологом в ресторанов The Repa, «Белка» и других. Как вы вступили в коллаборацию с холдингом? Какие задачи в проектах решаете, и каково это вообще: быть партнёром Ginza? 

— Я познакомилась с Вадимом Лапиным еще в 2008 году, когда собиралась уходить из ресторанного комплекса Grand-Palace-K. Вадим меня прособеседовал, но мы не сошлись по деньгам. После мы уже познакомились с Дмитрием Сергеевым, кажется то был 2014 год. Мы много общались, искали точки соприкосновения. И в 2015 Вадим позвонил мне и сказал, что у него есть помещение рядом с Мариинским театром и они думают, что там сделать. Я взялась за проект и написала концепцию ресторана The Repa. Я думала, что сделаю его и пойду заниматься своими делами, но мне предложили остаться в нем в роли управляющего партнера, так и понеслось. Мне вообще везет на мужчин в бизнесе, все они сильные, умные, харизматичные. Я не работаю с теми, у кого не могу научиться. Здесь я учусь каждый день. В проектах Ginza Project у меня получается реализовать практически все то, что я люблю и умею делать: фантазировать, пробовать, считать, искать. Такой маркетинг с реализацией. Пока я в восторге, надеюсь, что и дальше все будет в таком же духе.

Рестораны для вас  это все же бизнес или удовольствие?

— Я уверена, бизнес без миссии и Big Idea, нацеленный тупо на зарабатывание денег, обречен на вымирание.  У меня есть другое дело — производство упаковки, которое построил мой отец. Этот бизнес содержит меня и мою семью. И здесь мы тоже поставили себе цель: быть небольшими, чистыми, европейскими, классными, создавать рабочие места и хорошие условия труда. Мы достигли того, что средний срок работы людей у нас 15 лет. Этот момент преемственности, традиции, для меня очень важен.

The Repa — это прибыльный проект. Да, он сезонный, но не минусовый. Мы окупили его раньше заявленных сроков. Это специфическое заведение, оно очень выверено и с точки зрения экономики, и концептуально. У нас основная загрузка там с пяти до семи вечера, а потом с десяти вечера до часа ночи, когда люди возвращаются после театра.

Bestie — проект, который создан по заказу лофт-квартала Docklands. Он только начинает вставать на ноги. Там мы кормим людей завтраками и обедами. В основном это жители квартала и близлежащих офисов.  

GourmetDays для меня — это социальная, общественно-полезная работа, на которой, в лучшем случае, я заработаю сто тысяч рублей за полгода. Это если очень сильно повезет. Но есть глобальная идея, чтобы ресторанный Петербург звучал на международном рынке. И о нашем Fun-dining узнал весь мир.

Вернемся к вашему семейному бизнесу. Расскажите подробнее о предприятиях «Ленупаковка» и «Технопласт»: как они создавались?

— Это дело жизни моего отца, который, к сожалению, нас покинул слишком рано, в 2017 году. Папа начал строить производство в 90-х, а в следующем году бизнесу исполнится 30 лет. Все оборудование создавалось под папиным контролем. Он был очень талантливым инженером, с хорошим воображением, жаль только, что не так много было возможностей для реализации. Живи он в США, папа однозначно добился бы очень многого. Тем не менее, среди своих сверстников и однокашников, я не могу вспомнить никого, кто бы своими руками сделал больше, чем он. Сейчас производство работает успешно, с новой командой мы написали план и начали автоматизировать процессы, планируем увеличение площадей и мощностей, чтобы идти в ногу со временем. Это производство полного цикла, без отходов, оно имеет самый «легкий» класс опасности. Продукцию производим в основном для рынка FMCG.

И как удается совмещать производство с ресторанными проектами?

— Пару-тройку лет назад я читала книгу про Кисендежров, Фордов и Родшильдов, которые управляли разными бизнесами и подумала, что хочу также. Так вот и получилось. Я считаю, что все дело в команде. Важно найти своих людей. В ресторанах у меня есть управляющий и на производстве тоже. Операционист из меня — говно, прямо скажем. Мне вообще нельзя подходить к этой работе. Но что касается идей, связей, решений, ответственности, денег — это ко мне. Я строю свою неделю так, чтобы три дня быть на производстве с утра, остальное время уделяю проектам и ресторанам.

Чем на ваш взгляд отличаются рестораторы старой школы от современных звезд?

— Рестораторы новой волны строят бизнес надолго. Они реализуют свои накопленные идеи с целью долгосрочной работы. Сейчас возраст ресторана, если проект успешен, увеличивается. Например, Duo работает уже пять лет. А ещё десять лет назад средний возраст ресторана составлял три года. Я за то, чтобы создавалась ресторанная культура, а рестораны жили дольше.

У новых рестораторов другая экономика. Если они зарабатывают 5-10 % чистой прибыли, это хорошо. Для рестораторов старой волны такие цифры не понятны. Они хотят 20% прибыли, не готовы её уменьшить и зачастую не понимают, что время поменялось.

Меногие рестораторы сетуют на качество образования современных поваров… Сложно ли найти тех, кто может выполнить требования?

— Поделюсь своим опытом. Я пришла в бизнес в 2004 году, практически после института. Но я работала с 16 лет и к 23 годам обладала пятилетним стажем в сфере управления производством, знала, как справляться с большим количеством людей. Так вот, главное понимание, к которому я пришла: гуманизм в сфере управления не работает. The Repa (входит в Ginza project — прим.ред.) — мой первый проект, где я управляющий партнер. У меня там изначально работал шеф-повар, которого я выгнала поганой метлой. Он не справлялся с обязанностями, технологически всё было очень плохо. Однажды мы готовили дегустацию, а он отдаёт мне меню, от которого я выпадаю в осадок: какой-то невнятный лосось в зире кинут в листья салата... Задаю вопрос: «Ты сам-то доволен вот этим?» Получаю ответ: «Да, а что?» Оказалось, что товарищ попросту пьян. На работе, понимаете? Конечно, я думала: «Как же я его уволю? У него же четверо детей…» Это был гуманизм. Я пыталась договориться, но поняла что это не работает. Либо ты человека мотивируешь, понимая, что он точно будет работать, либо вы расстаётесь. Ни в коем случае нельзя ставить на одни весы коллектив из 40 человек и одного персонажа, который бухает на работе.

Что делать? Конечно, профессионалов надо растить. Емкость рынка в Петербурге увеличилась колоссально и, пожалуй, кадровые возможности города исчерпаны. Сегодня надо смотреть на регионы, брать оттуда людей и учить. Но вообще-то, если ресторатор никак не может найти себе персонал, то это повод задуматься. Не исключено, что их заведение по какой-то причине непривлекательно — либо там работают дилетанты, либо проблемы с локацией, например.

Если сравнить рестораны Петербурга с европейскими, в чём разница?

— В традициях у нас разница, в преемственности. Если в Европе ты не можешь быть шеф-поваром в 23 года, то у нас — можешь.  Шеф-повар во Франции — это венец долгого, регламентированного процесса. Не может человек взять, и назваться шеф-поваром. Если это шеф-де-парти (повар-управляющий), скорее всего, эту квалификацию он получит только к 30 годам. Там есть процессы аттестации, а у нас нет. В этом разница.

В европейском понимании ресторанный бизнес — это процесс долгосрочный. А жажда наживы и удовлетворение сиюминутных целей — наша российская глобальная ментальная ошибка. Даже наши ближайшие соседи из стран Балтии, они, прежде всего, думают о последующих поколениях, а у нас так далеко не загадывают. В России все здесь и сейчас, а дальше — будь, что будет. 

На ресторанном рынке Петербурга действительно всё сложно, как говорят об этом некоторые участники рынка?

— Вы знаете, в Петербурге просто принято плакаться.  Если ты не плачешь, то ты москвич.  В Москве все хвалятся, а в Питере плачутся. У нас город профессиональных плакальщиков.

А жалуются-то почему? Потому что меньше стали зарабатывать, потому что время меняется. Это везде так — общемировая тенденция. Уже сейчас работать с наценкой в 200% — уже хорошо, раньше работали с наценкой более 350%. Если раньше работали с коэффициентом наценки на меню (так работают сетевые проекты и теперь), то сейчас есть существует понятие маржи. Лично я сторонник работы по маржинальности.

Впрочем, засада в том, что часть рестораторов, особенно в каких-то больших проектах, пытаются компенсировать недополученную прибыль снижая качество продукта.

То есть, экономика поменялась?

— Да. Просто люди, которые не сильно вовлечены в операционное управление, возможно этого не понимают, либо не хотят понимать,. Они желают,  чтобы все осталось по-старому. А по-старому уже не будет никогда, тот, кто этого не понимает, тот выбывает из игры. Это здоровая борьба за выживание.

Дисконтные системы в ресторанах, как инструмент лояльности, работают?

— Лично я категорически против скидок, потому что они обесценивает труд. Это прямо инфекция, но весь сетевой бизнес построен на дисконте. Я этого не понимаю. Вот как суши с лососем некоторые сети продают за 250 рублей и ещё делают на них скидку 50%? Что они туда кладут? Что касается каких-то инструментов лояльности, приведу пример Bestie. Там средний чек 800 рублей, и мы сделали бесплатную воду. Кстати, даже забавно, что люди не до конца понимают: если в ресторане подают бесплатную воду, это значит, что тебе сделали скидку в примерно в 20%, потому что 0,5 л воды в ресторане обычно стоит 300 рублей.

Насколько в Петербурге сезонность проблема?

— Мы портовый город. С этим надо просто смириться. И, если честно, в связи с высоким летним сезоном, пора уже перестать строить рестораны (их очень много), а начать, наконец-то, строить доступные отели. Например, звонили мне люди по поводу Никольского рынка. Говорят: «Хотим открыть маркет, типа московского "Депо"». Отвечаю: «Забудьте, сделайте лучше доступный номерной фонд типа апартов, отель самообслуживания с минимумом персонала, как в Европе». Вот, что актуально сейчас, особенно, когда закрывают хостелы. Кстати, модель самообслуживания — то направление, куда движутся все. Так, в Америке сейчас очень популярны спортзалы самообслуживания.

А в чем плюс модели?

— Фонд оплаты труда — это одна из основных затрат. Если уменьшить себестоимость продукта и оказываемых услуг невозможно, то сократить затраты на персонал — вполне. Например, сейчас у меня проект в разработке, где я планирую использовать одноразовую посуду и отказаться от сервиса в зале. Схема такая: ты что-то покупаешь, тебе дают фишку, она пищит, когда еда готова — забираешь еду, а потом выбрасываешь за собой посуду. Вот только жаль, у нас не принято убирать за собой. И я понимаю, что мне придется потратить время на то, чтобы люди начали выкидывать за собой посуду. У нас пока это не принято, не умеют… Даже в McDonalds есть официанты. Но это же абсурд! Официантов в «Маке» нет ни в одной стране мира. Ты платишь мало за еду только потому, что у тебя нет добавочной стоимости персонала.

Кто сейчас основная аудитория ресторанов?

— По моим наблюдениям, сейчас ядро ресторанной аудитории — это люди 25-40 лет, 60% — женщины. Как правило, женщины формируют спрос на такой досуг, и на это ориентируются все бренды. Просто мужчины, как правило, едут на рыбалку, на охоту, но не в ресторан. Очень высокий спрос на доставку — она растет огромными шагами. Это связано с тем, что есть разные поколения Х, Y и Z. Так вот, у Y и Z другая мотивация, они скорее останутся дома и закажут себе что-то, нежели пойдут в ресторан.

Что касается ресторанной культуры, то конечно, визитная карточка города — рестораны новой волны. Современная петербургская кухня и современный петербургский ресторан — это небольшая посадка, доступная и в меру креативная еда.  Втора часть — масс-маркет, где сейчас большое количество предложения. На первом месте дешевая поточная еда, затем формат фаст-кэжуал. Если мы посмотрим на то, что у нас есть: «Бахрома», «Токио-сити», «Две палочки», Marketplace, Obedbuffet, много есть много доступных сетевых ресторанов «Гинзы» — это основной объем рынка. Например, ресторан Terrassa в летний период обслуживает 2-2,5 тысячи человек в день. Наши иностранные гости просто не верят в такие цифры.

Рестораны перестали быть просто местами, где возможностью насытиться, это уже социальный феномен и это тема, о которой можно говорить бесконечно. Я убеждена, что гость не приходит в ресторан есть. В ресторан человек идет за опытом, за ощущением, за самоидентификацией, самоинициацией, за причастностью. Задача ресторатора — создать этот комплекс услуг, еды, атмосферы, сервиса, узнавать гостя, общаться с ним. Это совсем иная философия потребления.

Какие ресторанные тренды входят в моду и как поменяется ресторанный рынок?

— Мы будем меньше зарабатывать, это точно. Требования у гостей не изменятся, но будет война среднего чека. Отсюда рост формата комфорт-фуд — меньше сервиса, небольшое время посадки (около 30 минут), но высокий уровень кухни. В таком формате мы с Ginza project сделали проект «Мамалыгабар», и в будущем хотим превратить его в сетку. В заведениях будет по 50-70 мест, более низкий ценник и меньшие порции, чем в основной «Мамалыге». Кстати, грузинская кухня растет и продолжит расти. Только за год в Петербурге открылись более 60 заведений грузинской кухни. Ее плюс — большие порции, яркий вкус и хорошая себестоимость.

При этом на российском рынке высокие стандарты еды и высокие стандарты сервиса, по сравнению с Европой. Например, в бистро Парижа никто не меняет приборы в рамках одного заказа — при перемене блюд их просто стряхивают и рядом кладут. У нас за такое была бы истерика. Кстати, в Италии я в рестораны с 1 звездой «Мишлен» вообще не хожу — не вижу смысла. Они по уровню не стоят и ногтя Димы Блинова. Да, у нас нет свежих лангустинов, но зато уровень сервиса и еды за те деньги, которые мы (рестораторы) запрашиваем — это подарок, ребята.

Справка «Нового проспекта»:

Алена Мельникова окончила Санкт-петербургский Государственный Университет (факультет социологии). Является одним из ведущих специалистов по маркетингу и PR в сфере HoReCa, консультант по коммуникационной стратегии и on-trade маркетингу. Генеральный директор фестиваля гастрокультуры St.Petersburg Gourmet Days, управляющий партнер ресторанов The Repa, Bestie и Belka, преподаватель школы SVCH.

Генеральный директор семейных предприятий «Ленупаковка» и «Технопласт», специализирующихся на производстве упаковочных материалов. Начала карьеру в 2004 году с должности менеджер по PR в ресторанном комплексе «Гранд-Палас», до 2011 года отвечала за маркетинговую политику шести ресторанов и кейтринговой компании. С 2011 года по 2017 — директор по коммуникации компании Lenmix, развивала такие бренды, как S.Pellegrino & Acqua Panna, Vittel, Perrier, итальянский кофе Illy, паста Rummo, джемы Zuegg. Участвовала в организации двух региональных финалов S.Pellegrino Young Chef, а также всех остальных мероприятий брендов. 

С 2016 года управляющий партнер ресторанов The Repa, Belka и Bestie, параллельно осуществляет консультационную деятельность — как для ресторанов, так и для крупных компаний. В 2017 с группой петербургских рестораторов основала фестиваль гастрокультуры, который ежегодно проходит в июне и собирает под своей крышей интересных, актуальных шеф-поваров со всего мира.


St.Petersburg Gourmet Days Ginza project Алена Мельникова рестораны
Другие статьи автора Читайте также по теме
На Конюшенной площади Петербурга откроется караоке-бар, совладельцем которого является российский эстрадный певец Григорий Лепс.
25.04.2024

В Петербурге, Москве и других городах России с 15 апреля по 5 мая пройдет гастрономический фестиваль «Своё в городе».

14.04.2024

Новый ресторан премиум-класса Drevå открыла Надежда Третьякова, создатель и управляющий партнер ресторана северной кухни Nordic.

14.04.2024

В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки