Алексей Васясин: «Для власти важно, чтобы все тихо сидели по домам»

Алексей Васясин, генеральный директор объединенной сети кинотеатров «КИНО ОККО» («Синема парк» и «Формула кино»), рассказал «Новому проспекту» о пандемийных потерях индустрии кинопроката в России, о вымогательстве и равнодушии чиновников и о том, почему запугивание народа до добра не доведет.
Алексей, расскажите, как реакция властей на пандемию повлияла на рынок кинопоказа в разных регионах страны.

— В каждом регионе местные чиновники реагировали по-своему: где-то, несмотря на сложную эпидситуацию, власть позволяла нам работать; где-то мы до сих пор ведем диалог об открытии кинотеатров, а их не открывают вопреки здравому смыслу и нашим гарантиям безопасности; а где-то власть даже опережала наши ожидания, но потом, правда, часто шла на попятную. Всё очень дифференцированно. В целом ограничения первой волны ковида, наверное, были в какой-то мере разумны — тогда же никто ничего не знал о заболевании.

В каких городах хуже всего обстоят дела с кинотеатрами?

— У меня до сих пор не открыты четыре региона (сеть присутствует в 30 городах страны. — Прим. «НП»): Мурманск, Краснодар, Ижевск и Сочи. Вот со 2 ноября наконец-то в Волгограде разрешили вновь открыться.

В Сочи кинотеатры не работают, хотя в отпуск туда полетела вся страна?

— Мне тоже непонятна логика происходящего. В Сочи, куда летают двухэтажные аэрбасы, где проводится марафон, работают рестораны и океанариум — всё работает, закрыты только кинотеатры. Местный Роспотребнадзор объясняет так: «город четвертый в списке по заболеваемости и не хочет стать первым». Ну а с чего вы решили, что это вина кинотеатров?

Ладно Сочи, там всё-таки много приезжих. Но почему закрыт Краснодар? Туда в отпуск массово народ не слетается. Осенью там вообще тихо. Но нет, всё закрыто. Наша попытка поговорить с местной властью на эту тему в первый раз закончилась фразой «отстаньте, у нас выборы». Ладно, понимаем, важное дело. Вторая попытка провалилась со словами «не трогайте нас, мы готовимся к инаугурации». Тоже с пониманием отнеслись, всё-таки праздник у людей. Но после инаугурации можно уже опуститься до уровня простых людей и хотя бы выслушать?

А вы рассматривали варианты правовой защиты своих интересов в таких ситуациях?

— Бизнес бессилен. Мы написали неимоверное количество писем губернатору, в Роспотребнадзор, просили прокуратуру оценить действия властей с точки зрения правомерности их действий, писали в центр поддержки бизнеса. Тупиковый вариант. Все друг на друга кивают. Круговая порука.

Сложная ситуация сплотила многие отрасли. А сети кинотеатров как-то, похоже, бьются за жизнь поодиночке...

— Мы сплотились еще до пандемии: Ассоциация владельцев кинотеатров существует уже несколько лет. С началом коронакризиса к ней примкнули новые кинотеатры. Просто в конкретных ситуациях приходится писать письма от имени сети, а не всей ассоциации. А вообще, как рестораторы или фитнес-индустрия, мы обращались к властям от лица отрасли. Наша ассоциация разработала разные варианты возможных мер поддержки. Но нет, никто никого не слышит: налоги заплати, НДС — святое. 

Конкретно наша компания не получила ни копейки помощи, при том что она относится к пострадавшей индустрии и входит в перечень системообразующих организаций, утвержденный комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Кроме того, мы сохранили более 2 тыс. рабочих мест и в очень сложной ситуации выплачивали сотрудникам две трети оклада. По просьбе Минкульта мы с коллегами по отрасли ежедневно в течение 2 месяцев карантина отчитывались на портале Минпромторга о том, как выживаем, чтобы власть на основе этой информации могла принять решение о помощи индустрии. И что? Где она, помощь? Откуда ее ждать? Слышим везде только один ответ: «Ну, вы потерпите еще немного, мы подумаем». Недавно советник главы государства по культуре Владимир Толстой предложил выделить кинопроизводству 4,2 млрд рублей субсидий. Надеемся, что это заявление не останется пустым лозунгом. 

Как вы открывали кинотеатры в Петербурге? Ведь здесь они были закрыты дольше, чем в Москве?

— Сначала местная власть игнорировала наш бизнес. Потом благодаря главе Ассоциации владельцев кинотеатров Игорю Березину в Смольном удалось найти людей, которые услышали отрасль. Понятно, что у каждого свои KPI: у нас одни, у чиновников другие, у Роспотребнадзора третьи. Причем для власти, кажется, очень важно, чтобы ничего не работало и все тихо сидели по домам. Но логическая цепочка здесь другая: все проверяющие органы — бюджетные организации, и существуют они за счет федерального или регионального бюджетов, а бюджет пополняется налогами бизнеса. Если бизнес не работает, то и налогов нет. Но почему-то проверяющие об этом не думают. А должны были бы. 

В какой помощи, по-вашему, сегодня нуждается отрасль?

— Главное — чтобы разрешили работать. Везде. Безусловно, с соблюдением норм безопасности. А еще надеемся, что президент РФ одобрит упомянутую инициативу Владимира Толстого по субсидированию кинопроизводства. Пока не ясно, как эти деньги разойдутся внутри киноотрасли, но поскольку кинотеатры туда входят, надежда на получение финансов есть. Правда, пока это только слова, посмотрим какой будет результат.

Каковы потери отрасли в целом?

— Оборот рынка в 2019 году составлял 55 млрд рублей, а в 2020 году он будет около 20 млрд рублей. Вот и считайте.

Как компания пережила первую волну карантина?

— На первой волне был запас прочности за счет зимних месяцев, которые всегда дают хорошую выручку. Сейчас этот запас иссякает. Приходится прикладывать много усилий, чтобы держаться. Второй локдаун будет катастрофой — отрасль его не переживет. Как и любой другой бизнес в России, я думаю.

Я с самого начала пандемии был против паники. А на днях, похоже, Минздрав меня услышал (улыбается) и запретил врачам высказывать свое частное мнение, чтобы не нагнетали ситуацию. Я уверен, что нужно перестать пугать людей. Что мы читаем в СМИ? Столько-то штрафов было собрано с нарушителей карантина. А почему не раздаете бесплатно людям маски? Почему сводку карантинной ситуации начинаете с заболевших и умерших, а не со статистики выздоровлений? У нас все коммуникации опираются на страх: наказать, оштрафовать, запугать и т.п. Я считаю, что можно и нужно действовать по-другому. Это в целом будет благоприятно сказываться на отношениях власти и народа, на психологическом здоровье нации. Хватит пугать людей!

Если сравнивать ситуацию весной и сейчас, удалось ли восстановить бизнес в тех городах, где ваши кинотеатры уже открыты?

— В августе мы открылись при отсутствии релизов примерно в 5–6 раз хуже, чем в тот же период год назад. С выходом «Довода» (4 сентября) и «Мулана» (4 сентября) ситуация улучшилась. Но премьеры прошли, а новых релизов нет. Зато есть новые ограничения в работе. Неудивительно, что мы снова откатились на уровень минус 50% период к периоду. 

Что делать будете?

— В первую очередь продолжим попытки наладить диалог с властью на местах. Будем ходить и объяснять, что нет научно доказанных случаев заражения людей коронавирусом в кинотеатре. Гипотетически опасность существует, но она намного ниже, чем, допустим, в транспорте или в продуктовых магазинах. Никто не отрицает что меры безопасности надо соблюдать, и мы им следуем во всех открытых кинотеатрах. Но к нам приходят с проверками и требуют того, чего в рекомендациях нет. Начинается прессинг со словами «ну нам же нужно вас за что-то оштрафовать». И становится так противно от того, что высокие слова с трибун — отдельно, а вот эти действия на местах — отдельно! И ничего не меняется! Да, так действуют не все инспекторы, но многие продолжают «кошмарить» бизнес. Что нам остается? Только бороться. Иначе не выжить. Это и есть ответ на ваш вопрос, что мы будем делать.

Как реагируют на открытие кинотеатров потребители? Охотно ли возвращаются?

— В общем, кто дошел до нас, реагирует позитивно. Но дошли не все, так как негативный фон вокруг индустрии довольно плотный. А кинокомпании, видя такую реакцию зрителей, отодвигают сроки премьерных показов. А нет релизов — нет клиентов. Тем не менее мы ищем варианты работы с потребителями, с технологиями, ищем и разрабатываем альтернативный контент. Надо понять, что будет в целом происходить в индустрии. То, что она так глубоко провалилась, полбеды. Главный вопрос — как быстро она восстановится. В нынешних условиях речь идет скорее не о развитии бизнеса, а о том, как ему выжить. Но в наш бизнес мы верим.

Справка «Нового проспекта»

Объединенная сеть кинотеатров «КИНО ОККО»

(«Синема парк» и «Формула кино») — крупнейший в России оператор кинотеатров. По данным «Невафильм Research», по состоянию на начало марта 2020 года в состав объединенной киносети входило 77 кинотеатров (641 зал) в 30 городах России. Помимо классических 2D- и 3D-форматов в активе сети 28 залов в формате IMAX (в том числе залы IMAX Sapphire и IMAX Laser), 11 залов формата Dolby Atmos, 9 залов формата 4DX, шесть детских залов «Мувик».

Основной владелец объединенной сети кинотеатров, которая занимает 11,5% отечественного рынка кинотеатров, бизнесмен Александр Мамут. В сделку по приобретению Сбербанком «Рамблера», 46,5% которого принадлежали Мамуту, сеть кинотеатров не входила.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня