Алексей Мусакин: «Я жду большого передела гостиничного рынка»
Новый проспект
Интервью

Алексей Мусакин: «Я жду большого передела гостиничного рынка»

Прочитано: 2849
Алексей Мусакин: «Я жду большого передела гостиничного рынка»
Алексей Мусакин, член совета директоров и управляющий партнер Cronwell Hospitality Group, вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА), рассказал «Новому проспекту» о том, как можно превратить гостиницу в обсерватор, о работе отеля по принципу «капитан и экипаж» и о грядущей ценовой войне на гостиничном рынке.

Пансионат стал обсерватором за 2 недели

Алексей, как вы сохраняли бизнес в этом году?

— Эта задача возникла уже в марте: нужно было срочно решать, как в ближайшей перспективе менять политику наших отелей в Петербурге, Сибири и Европе. В «Репино Cronwell Park Отель» категории «4 звезды» мы продолжили работать с теми же целевыми группами в надежде, что наступит лето и народ поедет. И не прогадали: народ действительно поехал. Полтора месяца мы, конечно, потеряли, но смогли фактически сохранить плановые показатели, которые прогнозировали до коронавируса. Нам не хватает менее 5%, чтобы выполнить план. Это, учитывая ситуацию на рынке, просто успех!
Репино Cronwell Park Отель
В «Репино Cronwell Park Отель» всё лето работали со своей целевой аудиторией: гостиница хоть и расположена за городом, но вблизи мегаполиса, и гости приехали

А что было с пансионатами «Балтиец» и «Буревестник» в Репино? Вы их закрывали?

— Мы планировали их реконструкцию, но работы пришлось отложить. Тем не менее пансионаты мы не закрывали. «Балтиец» теперь — единственный в Петербурге обсерватор для содержания граждан на обязательном карантине. Чтобы дать пансионату этот статус, к нам приезжало множество комиссий, были представители всех городских комитетов. Все убедились, что здание располагается за городом, на огороженной территории, имеет много входов и выходов, а значит, в нем можно организовать и «чистую», и «грязную» зоны. Тем не менее сложностей было множество, и решение каждого вопроса требовало от нас финансовых вложений. Для правильной организации обсерватора мы, например, специально построили новые стенки, сделали множество переходов. Оборудование невозможно было купить, но мы его добыли! Рециркулятор в каждый номер, уничтожитель медицинских отходов, огромное количество средств индивидуальной защиты и прочее. Кроме того, мы должны были нанять врачей, медсестер, санитарок — людей с медицинским образованием, которые имеют право работать в обсерваторе. Но мы со всем справились, полностью переоборудовав пансионат за 2 недели.
пансионат Балтиец
В пансионате «Балтиец» организовали единственный в Петербурге обсерватор для содержания граждан на обязательном карантине

Вы получили контракт на обслуживание обсерватора?

— В некоторых городах действительно получают госконтракт по федеральному законодательству, а значит, и шанс вывести работу хотя бы на 5–10% рентабельности. Но в Петербурге можно было лишь получить субсидию из резервного фонда на покрытие затрат. Из этих денег мы оплачивали коммунальные платежи и зарплаты. Как минимум до конца года «Балтиец» останется обсерватором.

А «Буревестник»?

— В «Буревестнике» размещен обслуживающий персонал, в том числе медперсонал соседних клиник.

Загрузки выше 30–35% уже не будет

Ваши отели в других городах тоже превращали в обсерваторы?

  — Нет. Вернее, это не были обсерваторы в чистом виде. В Омске, например, мы договорились с частными компаниями — газовыми, нефтяными и прочими — о том, что их сотрудники, которые приезжали в город (стройки-то продолжались!) и которым требовалось 2 недели провести на самоизоляции, будут проводить ее в наших отелях «Cronwell Park Ника» и «Cronwell Ника Центр» на 118 и 40 номеров соответственно. Мы их заселяли в номера и организовывали room service — обслуживание в номерах, включая питание. Это тоже позволило покрыть затраты.
Омский отель Cronwell Park Ника
Омский отель «Cronwell Park Ника» принимал на самоизоляцию приезжавших в город сотрудников различных компаний

То есть в целом вы довольно спокойно пережили сложное время — во всяком случае, не ушли в минус?

— В петербургском «Cronwell Inn Стремянная» все было не так радужно. Этот отель расположен в городе, и даже летом он очень зависит от командировочных и иностранных туристов. Поэтому, когда загрузка во всем городе упала до 5–7%, она упала и на Стремянной и держалась на этом уровне до середины июля. Потом начала немного расти, в августе вышла на 65–70%, в сентябре упала до 40–45%, и в октябре я вижу, что загрузки выше 30–35% уже не будет: наступила осень, отпуска закончились, иностранцев нет, командировочных очень мало. Тем не менее отель не закрывался и продолжает работать.
Cronwell Inn Стремянная
Несмотря на то, что загрузка в городском отеле отель «Cronwell Inn Стремянная» сегодня довольно низкая, отель продолжает работать и принимать гостей

Октябрь-ноябрь, наверное, и в обычные времена были непростыми по загрузке месяцами…

— В среднем по городу (я имею в виду именно городские отели) загрузка в эти месяцы составляла около 45%, сейчас она на уровне 20%. Цена за номер тоже падает. Похожая ситуация и в других городах. Например, я сам деловой турист и часто езжу в Москву. Если раньше я ездил в командировки и заселялся в отель категории «4 звезды» с завтраком, то в этом октябре я поехал на выставку в Москве и заселился за те же деньги в отель категории «5 звезд» с двухразовым питанием. Многие отели пока держатся не потому, что им хватает тех денег, которые они получают, а потому, что у них есть отсрочка платежей: они или не платят, или платят 50% налога на имущество и прочее. Поэтому сейчас мои коллеги и я (уже в качестве вице-президента РГА) пытаемся договориться с органами власти о продлении отсрочек, о льготных налоговых платежах и других мерах поддержки на ближайшие год-два.

А как обстоят дела в ваших зарубежных отелях — немецком Drei Koenige и греческих Cronwell?

— Ситуация с турпотоком везде примерно одинаковая: он очень мал. В ЕС несколько другие меры поддержки: там идет адресная финансовая помощь напрямую сотрудникам. Если тот или иной отель не имеет возможности продолжать работать, то персонал отеля получает прямые субсидии из бюджета (пособия), размеры которых отличаются в зависимости от страны.
Cronwell Resort Sermilia Греция
Туристический поток в настоящее время крайне низок везде, даже в греческих отелях Cronwell

Работа по продлению налоговой отсрочки

Петербургским отелям в условиях второй волны коронавируса придется платить полноценные налоги?

  — Здесь ситуация такая: если отель является малым или средним предприятием, он может просто платить налог по упрощенной системе налогообложения (УСН), и это для него понятные, просчитанные отчисления в бюджет. При этом такой отель попадает в систему действующей в настоящее время государственной поддержки. Но примерно 30% отелей города — крупные. Несмотря на то, что их всего треть, их налоговые отчисления в бюджет составляют около 65%, и у них кроме 50%-ного регионального снижения налога на имущество пока нет ничего. К сожалению, государство поддерживает только малый и средний бизнес. Кроме того, специфика части крупных отелей в том, что у них разделены собственник актива и оператор. И у оператора со своим ОКВЭДом нет налога на имущества, а есть арендный платеж. Налог на имущество есть у собственника актива — арендодателя, но его ОКВЭД может не входить в список пострадавших отраслей.

То есть отель воспользоваться правом отсрочки платежа не может?

— Благодаря комитету по развитию туризма, в Петербурге для арендодателей сделали отсрочку по налогу на имущество на два квартала при условии, что они показывают, что у них работает гостиница и как минимум в 2 раза снижают для отелей стоимость аренды. Сейчас ведем работу по продлению этой отсрочки. Также надеемся, что отелям дадут возможность выплатить эти задолженности в рассрочку, потому что денег заплатить сразу за все предыдущие кварталы не будет ни у кого.

Универсализация за счет техподдержки

Какие решения будут очевидны по первым итогам пандемии?

— Отели поменяют подход к оргструктуре. Фонд оплаты труда персонала вместе с налогами составляет у нас 60–65% затрат. И сейчас всё что можно отели будут стараться отдавать на аутсорсинг. За рубежом этим начали заниматься еще до пандемии. Например, так поступил бренд MOXY, принадлежащий Marriott International. Отель MOXY в Голландии на 400 мест имеет с учетом сменности всего 25 постоянных сотрудников, остальные (хаускипинг, техническая служба, бухгалтерия, юристы, охрана) на аутсорсинге. При этом в отеле нет департаментов и отделов в классическом понимании: у них, как в самолете, только captain and crew — «капитан и экипаж».

Капитан при этом не является директором?

— Капитан как раз директор, но все сотрудники работают в буквальном смысле по примеру работы в самолете, где бортпроводник проверяет билет, обеспечивает питание и безопасность, решает экстренные вопросы и разруливает конфликтные ситуации, а капитан ведет самолет и отвечает за всё. В MOXY на ресепшен работает один, два или три человека в зависимости от загрузки. Сама стойка ресепшен — это остров, где сотрудник находится в центре: с одной стороны у него компьютеры и документы, с другой — кофемашина и все остальное. Он и портье, и бармен одновременно, умеющий поддержать беседу — поговорить с гостем. Но чтобы он со всем этим справлялся, у них предусмотрена автоматизация: киоски саморегистрации, предрегистрации — гость всё это делает сам с телефона, а потом идет в номер и открывает по QR-коду дверь. Если ему нужен отменный кофе, он идет в кофейню к бариста. А если просто хороший качественный кофе — к сотруднику на ресепшен. Так что мы видим универсального сотрудника и полностью автоматизированные процессы.

У нас таких отелей пока нет?

— Подобное уже некоторое время внедряет российская сеть «Азимут». В астраханском «Азимуте», к примеру, длинная стойка, с одной стороны которой ресепшен, с другой — бар, кофемашина, витрины с закусками и прочее.

А звездность отеля влияет на возможность внедрения такого подхода?

— Понятно, что это неприемлемо для отелей категории «5 звезд», но для современных отелей «4 звезды» это удобно. И это тенденция! К примеру, мы в Репино сейчас тестируем анализ речи на ресепшен с подсказкой на наушник. Технология поможет сотруднику сориентироваться в разговоре с гостем: что-то вроде «вы не то говорите, скажите вот это». Если вдруг пойдет какое-то эмоциональное напряжение, то старшему смены тут же поступит push-уведомление о необходимости срочного вмешательства. А еще в отелях сети Cronwell мы тестируем такую тему, как электронные чаевые. Надеемся повысить мотивацию персонала и качество обслуживания.
Ресторан Артишок Репино Cronwell Park Отель
В отелях сети Cronwell тестируются несколько новых технологий, например, проведение электронных чаевых

Мы сильно отстали в вопросах технологий от западных отелей?

— Эти ноу-хау, как правило, дорогие. К примеру, я не могу поставить киоск саморегистрации, потому что сотруднику на ресепшен нужно поставить гостя на миграционный учет. А для этого — лично убедиться, что это действительно его паспорт. И если за рубежом паспорт можно просто приложить к киоску, то нашему сотруднику нужно увидеть его своими глазами, сверив с человеком. Конечно, есть киоски саморегистрации с распознаванием лица по 3D-технологиям, но их стоимость для нас пока слишком велика. Да и миграционная служба их еще должна признать! Так что пока это дело будущего.

Нехватка горничных

Тем не менее количество собственного персонала в отелях, скорее всего, будет снижаться. Аутсорсинг более выгоден?

— Часовая ставка персонала по аутсорсингу, конечно, выше, чем собственного. Но даже если не брать в расчет ситуацию с карантином, когда многие отели просто не могли содержать свой персонал, по итогу года аутсорсинг выгоднее. Потому что если в высокий сезон отелю нужны, к примеру, 40 горничных (по 20 в смену), то в низкий всего пять. И если взять на постоянную работу пусть даже не 40, а 20 человек, то в высокий сезон они не смогут качественно обслужить отель, а в низкий — а это полгода! — им придется переплачивать. Если я беру горничных на аутсорсинг, то оставляю себе только пять постоянных: они будут работать в низкий сезон и контролировать аутсорсинг в высокий.

А у нас есть качественный аутсорсинг?

— Хороший вопрос, потому что мне нужны сотрудники, которые придут и сразу же начнут работать. Сейчас наш аутсорсинг — это человек, который вчера клал плитку, позавчера убирал территорию, а сегодня пришел в отель. У нас в гостиницах экономкласса около 30% персонала — аутсорсинг. Но это персонал, который мы все равно должны пару дней обучать, тратя на это наши деньги, да еще и предусматривая риски. Представьте, вдруг что-то пропадает из номера, а сотрудник, который его убирал, не постоянный, а «пришел-ушел»… Понимаете?

Но ведь должен быть договор?

— Понятно, что он есть. И тебе даже вернут пропавшие деньги или возместят ущерб. А рейтинг? А репутация отеля? Вот это самое драгоценное. Поэтому должна быть аутсорсинговая компания, которая дает гарантии, и такие компании уже появляются. В Москве уже есть конкуренция за аутсорсинг. Но у нас пока эта ниша свободна. Есть банкетные компании, поставляющие официантов, есть клининговые. Но с горничными — проблема, которая лишь усугубляется. Дело в том, что они этим летом получали довольно много выплат от государства плюс уехали на дачи, где спокойно жили вместо того, чтобы посуточно работать. И они не хотят возвращаться: нехватка горничных ощутима по всему городу. Так что раньше была нехватка директоров по продажам, а сейчас — горничных!

Тренд: меньше услуг в стоимости номера

Кроме снижения количества персонала и увеличения технологических новшеств какие тенденции на рынке видите?

  — Явным трендом станет снижение количества услуг, входящих в номер. И вслед за этим нужно будет переписывать классификацию. К примеру, мы сейчас четко видим требования гостей поколения Z. Они прагматичны, им не нужен большой номер, но обязательно нужна полная тишина в их удобном маленьком номере, нужен безумной скорости Wi-Fi — везде, а еще чтобы все услуги, начиная с бронирования, были в мобильном телефоне. Кроме того, для них желательно какое-то экологическое развитие отеля. Платить они хотят ровно за то, что им нужно, говоря уже сейчас: «Я не буду завтракать, пойду кофе себе возьму. Вычтите его из платы за номер». И если мы раньше включали в стоимость номера завтрак, фитнес, бассейн и прочее, то теперь всё это, возможно, будет оплачиваться отдельно.

Но это массовый сегмент. Обязательно должен остаться и более высокий!

— Конечно. По-видимому, останутся отели luxury со всеми услугами и… массовый сегмент. Уже сейчас строятся модульные отели из комнат-блоков площадью 18 м2, куда входят спальня и санузел — этого достаточно! Из таких двух кубиков можно сделать и однокомнатный номер, и двух-, и трех- (например, на семью).

Рынок должен готовиться к демпингу

Этот год, похоже, кардинально поменяет гостиничную индустрию. Многие отели закрывались, кто-то из них и не откроется…

— Закрывались даже сетевые и крупные — Four Seasons Hotel Lion Palace, Sokos Hotel Palace Bridge, «Lotte Санкт-Петербург», Sokos Hotel Olympia Garden. А вообще я жду сейчас очень большого передела рынка. Многие новые отели открывались на взятые в кредит деньги. И я прогнозирую, что в стране в целом будет примерно то же самое, что в 2008–2009 годах, только в большем масштабе. Тогда очень многие гостиничные объекты упали из-за невозвращенных кредитов в объятия банков. И банки не знали, что с ними делать, потому что им-то нужны денежные потоки, а эти отели были неликвидны и стоимость их продажи была ниже, чем те кредиты, которые выдавались.

Сейчас будет более серьезная ситуация?

— Да. Сейчас большое количество активов, в том числе довольно новых, заберут банки, и банки будут думать, что делать. В 2009 году они не могли их продать с убытком для себя, ниже кредита, поскольку должны были возмещать резерв Центробанку. А сейчас таких невозвращенных кредитов будет много не только по отелям, а по всем отраслям, и разговоры ходят о том, что ЦБ, возможно, смягчит резервную политику и разрешит продавать без возмещения резервов, например, до 2/3 стоимости кредита. И уже есть люди и фонды, которые ждут этого момента, чтобы купить актив, в том числе гостиничный, например, за полцены, понимая, что через год всё равно всё вернется в исходное положение и срок окупаемости вложений вместо 12 лет будет 7–8 лет.

Но ведь это разумно.

— Да, поэтому отельный рынок должен готовиться к демпингу. Ведь новые владельцы проданных отелей должны будут их как минимум какое-то время раскручивать, а значит, продавать дешевле. И они вполне смогут это делать, учитывая, насколько дешево они их купили. И начнется еще и ценовая война!

Справка «Нового проспекта»:

Алексей Мусакин, генеральный директор УК Cronwell Management, член совета директоров, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group. Работает в индустрии гостеприимства с 1999 года. На его счету более 50 реализованных гостиничных проектов, более 40 разработанных бизнес-планов гостиниц и курортов, а также концепций развития территорий или кластеров в области туризма и гостеприимства. Является вице-президентом Российской гостиничной ассоциации (РГА), директором филиала РГА по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Член правления Российского союза туриндустрии, общественного совета при комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга. Кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного бизнеса СПбГЭУ, автор книги «Малый отель: с чего начать и как преуспеть», соавтор энциклопедии «Управление отелем».

Cronwell Hospitality Group отметил в этом году 25-летие своей деятельности и начал новый этап развития как «Экосистема Cronwell», включающая и собственные компании группы, и компании-партнеры. Экосистема объединена общими правилами, стандартами, технологическими процессами. Под управлением Cronwell находятся 13 отелей и пансионатов в России, Германии и Греции. Готовятся к открытию курортный отель Holiday Inn Arkhyz (Архыз, Россия), а также курортные комплексы на Клязьме, на Волге и на берегу Балтийского моря.

гостиничный бизнес
Другие статьи автора Читайте также по теме
Компания «Вилла Монте Архыз», связанная с петербургской ГК «Акорн», построит на курорте Архыз сервисный апарт-отель. Проект, стоимость которого оценивается в 2 млрд рублей, имеет хорошие перспективы, уверены эксперты. Позже в этом же месте девелопер построит и отель класса пять звезд.
Как внедряются IT-технологии в российских отелях, почему они не заменят теплоту общения и высокий сервис и как автоматизация процессов может помешать отдыху гостей, разбирался «Новый проспект».
За прошлый год туристы совершили по России более 78 млн поездок. Это больше, чем до ковида. О проблемах растущего рынка гостеприимства, на которые игрокам стоит обратить внимание, рассказали операторы бронирования и автоматизированных систем управления для отелей.

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки