Алексей Фурсов: «Треть ресторанного рынка сегодня работает в ноль»

Алексей, за последние два года вы закрыли треть ресторанов сети и продолжаете активную ротацию заведений. Удалось найти баланс?

— Да, мы активно закрываем бесперспективные и убыточные точки и открываем новые, красивые и современные. Связано это с тем, что на рынке полная ж..., и даже у лидеров 30% ресторанов работает в ноль или небольшой минус.

На сегодня мы довольны результатами. При сегодняшнем ужасном состоянии рынка, высокой конкуренции и низкой покупательной способности мы сделали все возможное, и наши сотрудники — большие молодцы.

Вы неоднократно говорили, что готовы инвестировать в стартапы. Ощущаете себя бизнес-ангелом?  

— Я точно не ангел. Скорее, у меня роль отца-основателя или инвестора, который даёт жизнь проектам. Но, к сожалению, 70% этих творений погибает по причинам, о которых я уже говорил выше.

Намерены ли инвестировать в новые направления?

— Мне интересны, скорее, люди, которые приносят проекты. Наверное, их человеческие и деловые качества определяют, хочу я идти с ними в проект или нет. Сами проекты могут быть разными. Новые идеи мы рассматриваем постоянно. Но, честно говоря, пока я не вижу ничего стоящего.

Довольны ли вы результатами таких проектов, как «Чабрец», «Стейк давай!», детский развлекательный центр Mouse House, которые были основаны в последние несколько лет. Как они развиваются?

— Я доволен созданными продуктами, но, откровенно говоря, абсолютно недоволен финансовым результатом.

А какой проект самый любимый?

— Самые любимые — Михаил и Ариадна Фурсовы (дети бизнесмена — Ред.).

Как идут дела с приватизацией помещения в Московском парке Победы, против которой выступает комитет имущественных отношений (КИО)? Есть ли подвижки?

— Наши планы на приватизацию объекта остаются неизменными, так как мы имеем на это полное законное право. Попытки КИО помешать этому связаны с заинтересованностью города в этом помещении. В последних переговорах нам предложили решить вопрос мирно и пообещали дать нам альтернативное помещение. Сейчас мы ждём от них варианты.

Сколько вообще помещений у вас в собственности, а сколько в аренде? Стала ли арендная нагрузка выше за последние годы, и как этот показатель влияет на ваш бизнес?

— У нас 25% помещений в собственности, но это не имеет для меня особого значения, поскольку я все равно считаю, что мы их сдаём в аренду. Сами ставки стали значительно ниже за последние 2-3 года.

По подсчетам аналитиков популярность суши-баров постепенно пошла на спад. Сказалось ли это на показателях холдинга «Евразия»?

— Никак не сказалось. Если вы обратили внимание, «Евразия» — давно не суши-бар. Она сочетает в себе русскую, итальянскую, тайскую и другие кухни, хотя доля Японии по-прежнему около 35%.

Не страдает ли качество кухни и чистота формата, когда в меню представлен замес из плова, суши, пасты?

— По моим наблюдениям, у нас практически не осталось в городе чистого формата. 90% ресторанов — это рестораны мультикухни. И качество в них зависит не от разнообразия блюд.

Сервисы доставки еды в последнее время набирают популярность? Как вы к ним относитесь?

— Мы активно развиваем сервис «сам заберу», когда гость в назначенное время забирает готовый заказ домой, и популярность его растет. А вообще, доставку я не люблю и считаю, что она сильно роняет качество и вкус еды, имидж ресторана. Сам я никогда не заказываю доставку домой.

В условиях не самой простой экономической ситуации постоянно можно наблюдать, как открываются и закрываются десятки фитнес-клубов, порой не без скандалов. А как вам удается поддерживать стабильность вашего второго бизнеса сети Fitness House?

— Fitness House — настолько большая сеть, что, по идее, мы можем безболезненно закрыть любой клуб без потерь для клиента. Но мы не останавливаемся, открываем новые клубы, постоянно обновляя и делая ремонты в старых. По моим наблюдениям, наши клубы примерно одинаково востребованы во всех районах Петербурга, потому нет необходимости их закрывать.

Алексей, что в будущем году нужно делать рестораторам и представителям фитнес-индустрии, чтобы удержаться на плаву?

— Совет предельно прост: молиться, любить и верить.

Справка «Нового проспекта»

Алексей Фурсов, основатель и президент ресторанной группы «Евразия Холдинг», сети фитнес-клубов Fitness House. В 2016 году состояние бизнесмена СМИ оценили в 12 млрд рублей.

Сегодня в структуре бизнеса предпринимателя насчитывается около 200 юридических лиц, где почти в 170 предприниматель выступает полноправным владельцем или имеет основную долю в управлении. В 2017 году совокупный оборот всех предприятий, по данным СПАРК, составил около 9,5 млрд рублей, 56 из которых сгенерировали убыток, а 4 компании находятся в стадии ликвидации. Сфера деятельности: пищевое производство, лизинг автомобилей и розничная торговля. Несколько лет назад в структуре бизнеса Алексея Фурсова насчитывалось более 250 компаний.

Самое крупное бизнес-образование — сеть ресторанов японской и европейской кухни «Евразия». Проект стартовал в 2001 году с ресторана на Пироговской набережной и менее чем за 15 лет развернулся до более чем 100 заведений. В 2016-2017 годах бизнесмен закрыл почти треть ресторанов и, по его словам, намерен и дальше закрывать убыточные точки. Сейчас в Петербурге и области насчитывается около 70 ресторанов.

Среди других ресторанных проектов бизнесмена стоит выделить новые заведения: мясные рестораны «Стейк давай» (три заведения), которые открывались на месте бывших «Евразий», а также сеть азиатских ресторанов «Чабрец» (четыре заведения). Ранее Алексей Фурсов запускал проект семейных ресторанов «Вместе»  — сейчас вместо трех заведений работает одно, на Ленинском проспекте. Более ранние — рестораны азиатского направления «Узбечка на речке» и «Плов без слов». Оборот ресторанных проектов — около 7,5 млрд рублей в год.

Сеть фитнес-клубов Fitness House была основана в 2007 году. Первый клуб открылся на Стрелке Васильевского острова. К 2017 году сеть начитывает 43 клуба, среди которых 4 заведения премиум-класса Fitness House Prestige. Сеть развивается и в регионах: в 2017 году клубы открылись Нижнем Новгороде, Казани и Тольятти. Для обучения тренеров в компании создана частная школа фитнеса «Корус». В 2017 году предприниматель основал детский спортивно-развлекательный центр Mouse House. В 2017 году выручка спортивных предприятий Алексея Фурсова составила свыше 1,6 млрд рублей, оборот каждого клуба — от 30 млн до 135 млн рублей.

Помимо перечисленного, Алексей Фурсов — владелец магазинов мексиканских ювелирных изделий Carlos Albert, медицинского центра «Наша клиника» (сейчас принадлежит партнеру Фурсова — Ред.) и кинокомпании Frame Fabrique, основанной совместно с режиссером Сергеем Черных (фильмы «Комплекс полноценности», «Кровь на снегу»).

Инфографика: Константин Мшагский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня