Александр Дубровкин: "В ближайшем будущем трамваи будут ездить без рельсов и проводов"
Новый проспект
Интервью

Александр Дубровкин: "В ближайшем будущем трамваи будут ездить без рельсов и проводов"

Прочитано: 22665

Здесь и далее фото pk-ts.org

Каковы перспективы российского рынка электротранспорта, влияет ли кризис цепочек поставок на качество выпускаемых машин и как современные трамваи и троллейбусы меняют городскую среду, в интервью «Новому проспекту» рассказал генеральный директор крупнейшего российского разработчика и производителя городского электрического транспорта «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин.

Александр Владимирович, что изменилось в работе компании в 2022—2023 годах?

— Оптимистичнее говорить о том, что не изменилось. Главное, что мы не останавливаем ни производство, ни конструкторские разработки. Весь прошлый год мы посвятили созданию новых видов троллейбусов и сейчас ведем подготовку нашей площадки в Энгельсе для начала серийного выпуска новой рестайлинговой модели троллейбуса «Адмирал».

В начале 2023 года прошли сертификацию и запустили в серию трехсекционный трамвайный вагон двустороннего движения «Невский», их мы уже благополучно поставляем Петербургу. Отрабатываем электробус «Генерал», его можно было увидеть вживую в мае на Транспортном фестивале в Петербурге. Так как количество закупаемого у нас транспорта растет, мы приняли решение увеличить штатное расписание на 15%, с 900 человек до 1100, уже ведем набор новых сотрудников на всех предприятиях: в Петербурге, в Энгельсе и в Твери.

Электробус с комбинированной зарядкой «Генерал»

То есть ваша компания глобальный экономический кризис не почувствовала?

— Ну почему же, эти веяния долетели и до нас. Самая главная проблема, с которой мы столкнулись и продолжаем сталкиваться по сей день, это увеличение сроков поставок необходимых деталей и комплектующих из-за рубежа. Переход на стопроцентную предоплату при работе с поставщиками даже из дружественных стран тоже радости не добавил. А ведь мы в свое время, до санкций, пользовались большим доверием у зарубежных партнеров, которые отгружали нам товары на условиях постоплаты. В какой-то момент сложно было привлекать оборотные средства, и тут нужно поблагодарить прежде всего правительство. Благодаря господдержке наша компания в прошлом году получила льготные кредиты в рамках федеральных программ, что помогло сохранить оборотные средства и вовремя приступить к выпуску продукции. В этом году кредиты гасим.

Есть ли еще какие-то проблемы, с которыми на уровне компании самостоятельно справиться не удается и для решения которых по-прежнему нужна господдержка?

— С точки зрения тактики — нет, со всем справляемся более-менее. Но если говорить в целом о нашей отрасли, то для нас главное, чтобы правительство по-прежнему выделяло средства для регионов на приобретение городского электротранспорта. Не нас конкретно поддержать, а регионы, чтобы они обновляли подвижной состав, поддержать таким образом спрос на нашу продукцию. А нас это мотивирует на решение задач другого плана: на создание новых продуктов, на поиск уже в России партнеров, которые могут и хотят освоить что-то новое, по некоторым параметрам даже превосходящее западные образцы.


Трамвай «Богатырь-М»

Как обстоят дела с господдержкой регионов на приобретение нового подвижного состава? Она увеличилась?

— Не могу сказать, что увеличилась, но она сохранилась на прежнем уровне. Для поддержания общественного транспорта сегодня существуют две госпрограммы — «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Чистый воздух», по ним осуществляются поставки трамваев и троллейбусов. Например, по программе «Чистый воздух» мы недавно поставили восемь трамвайных вагонов для Череповца.

Этих программ достаточно?

— Насколько я знаю, сейчас Минтранс готовит общую госпрограмму для обновления подвижного состава и модернизации существующих трамвайных и троллейбусных парков, обновления инфраструктуры и энергетического хозяйства этих предприятий. Есть надежда, что уже в 2025 году эта программа заработает, и дальнейшее обновление подвижного состава пойдет в более быстром темпе. Правительство очень хорошо поддерживает некоторые регионы в части субсидий, и, надеемся, этот источник финансирования на приобретение подвижного состава сохранится. Наша компания плотно работает с правительством РФ, с Минпромторгом, с Минтрансом в плане подготовки новой программы, и это правильно — мы все выполняем одну задачу.

Производственная площадка «ТК Транспортные системы» в Петербурге

Много ли нужно нового электротранспорта в России?

— Очень много. Приблизительно 90% существующего трамвайного парка изношено, если не больше. По последним данным, нужно заменять 10-13 тыс. вагонов. С троллейбусами ситуация получше, потому что их всегда делалось больше и всегда больше реализовывалось. По нашим оценкам, троллейбусов нужно заменять в 2 раза больше, чем трамваев, около 22-25 тыс. единиц.

Производители справятся с такими объемами?

— При сегодняшней производительности отечественным предприятиям нужно работать лет десять, спрос превышает предложение где-то на треть. Но это долго, устаревший транспорт столько может и не продержаться. Поэтому правительство ставит перед нами задачу увеличить количество изготавливаемой продукции. За всех производителей не скажу, но «ПК ТС» с августа будет готова выпускать большее количество трамвайных вагонов, с 15 единиц в месяц вырастем до 20. Есть и покупатели: мы будем поставлять трамвайные вагоны в Курск, Ярославль, Пермь, Тулу, Красноярск, Санкт-Петербург.

Троллейбус с увеличенным автономным ходом «Адмирал 2022»

На троллейбусном рынке ситуация пожестче, там очень большая конкуренция. Сейчас мы делаем 16-18 машин в месяц, стремимся выйти на показатели 20-25 машин в месяц. К сожалению, мы не всегда можем конкурировать по цене с нашими коллегами по цеху, но рынку настолько необходим подвижной состав, что и более дорогая и при этом более технически насыщенная продукция находит покупателей.

Почему проигрываете в ценовой конкуренции?

— У нас технически и технологически очень сложный продукт, и по объективным причинам себестоимость его выпуска за последний год выросла в зависимости от модели на 15-20%.

Конкуренция среди производителей электротранспорта сильно выросла?

— Я бы сказал обострилась, и «ПК ТС», как один из «законодателей мод» на этом рынке, это чувствует. Мы видим, что появляются всё новые и новые конкуренты, особенно по троллейбусной тематике. Например, ГАЗ возобновляет разработки по троллейбусам, они их в свое время делали, «Волгабас» начинает заходить на этот рынок. С другой стороны, появляются и новые заказчики. Сегодня электротранспорт интересен не только государственным перевозчикам, но и частным тоже. То время, когда частные перевозчики использовали маршрутки, автобусы малой вместимости, проходит, и коммерческие структуры тоже начинают смотреть в сторону больших высокотехнологичных машин, в частности в сторону электробусов.

Трамвай «Корсар»

Эти процессы пока идут только в крупных городах?

— Нет, это общий тренд. Приятно осознавать, что регионы стремятся повысить насыщенность машин, чтобы они были современными, удобными для людей. Это себя оправдывает: после обновления подвижного состава пассажиропоток вырастает в разы. Мы сами это видим и в Петербурге, и в Череповце — везде, где появляются наши трамваи. Люди пересаживаются с других видов транспорта на городской электрический транспорт, потому что это удобно и не менее комфортно, чем в личном автомобиле. Там есть системы климат-контроля, поэтому тепло зимой и прохладно летом, есть Wi-Fi и зарядки для всех современных гаджетов, но, в отличие от личного транспорта, вам не придется стоять в пробках.


Трамвай «Витязь-Ленинград»

Как влияет на качество производимой продукции сокращение импорта важнейших комплектующих, например микроэлектроники или резинотехнических изделий?

— На первоначальном этапе это, конечно, сказывается на качестве: поломок побольше. Сейчас идет нормальный процесс подбора поставщиков из дружественных стран. Это трудоемко. Очень часто вопросы возникают уже при установке какой-то детали, ее же нужно адаптировать к нашим требованиям и проекту. Так что ищем, пробуем сочетания разных вариантов и в итоге оставляем тех поставщиков, чей продукт начинает быстро работать. Мы поставили перед собой задачу перейти на такие комплектующие, чтобы наша продукция стала лучше, чтобы качество не упало. В технических терминах — чтобы коэффициент готовности нашего трамвая или троллейбуса к моменту выпуска на линию достигал 0,95. Это тяжело сделать, но мы к этому стремимся и где-то уже этого добились.

Существующая инфраструктура городов позволяет использовать все возможности современного электротранспорта?

— Объективно — нет, но мы учитываем при создании новых моделей несовершенство того же электросетевого хозяйства. Например, «ПК ТС» одна из первых в мире установила на своих трамваях суперконденсаторную систему и накопители энергии. Так что даже при нештатных ситуациях, скачках напряжения в трамвае всегда нужные 600 вольт, которые ему необходимы. И практика показывает, что какая бы инфраструктура ни была в городе, трамвайные вагоны могут эксплуатироваться: да, они, возможно, больше выходят из строя, но они работают и выполняют свою задачу, доставляют пассажиров по маршруту.

Салон электробуса «Пионер»

В каком направлении развиваются сегодня разработки в области электротранспорта? Можно ли предположить, какие функции, какая начинка будет нужна пассажирам трамвая через 20 лет?

— Мы всегда смотрим на перспективу, отслеживаем новые открытия в науке и, конечно, читаем фантастику. Так в свое время возникла идея создания беспилотного трамвайного вагона. Мы 2 года вкладывали средства в эту разработку, создали продукт, успешно его испытали. Первые трамваи без водителя вышли на московский маршрут №17. И сегодня эти наработки применяем для создания беспилотных вагонов для Петербурга. Смотрим, в какую сторону развиваются энергонакопители, и тоже эти идеи применяем. Например, в Петербурге трамвай на автономном ходу, без контактной сети, проходит уже больше 3 км. Я не исключаю, что уже в ближайшем будущем возможно и вовсе на каких-то участках отказаться от проводов, особенно там, где их трудно или дорого прокладывать. Это могут быть мосты, ведь создание инфраструктуры для движения трамвая утяжеляет саму мостовую конструкцию, нужно устанавливать мачты, тянуть кабели. Сейчас понятно, что всего этого можно и не делать, а просто проложить пути, и умный трамвай поедет по ним без контактной сети, на аккумуляторах.

Трамвай «Лев»

В свое время мы познакомились с технологией передачи энергии без проводов, ряд отечественных научных институтов ею занимался. Бесконтактная передача электроэнергии может стать следующим шагом в развитии трамвая: он будет просто двигаться по дороге, а где проложены провода и рельсы, сторонний наблюдатель так и не увидит.

Каковы планы «ПК ТС» по развитию в Санкт-Петербурге?

— Во-первых, это отработка уже заключенных контрактов на поставку подвижного состава для действующих городских маршрутов с СПб ГУП «Горэлектротранс», с «Балтнедвижсервисом» — концессионером строящейся трамвайной линии «Славянка». В перспективе надеемся перейти в сотрудничестве с городом на долгосрочные контракты, как минимум трехлетние. Во-вторых, будем развивать нашу петербургскую площадку — Невский завод электрического транспорта, увеличивать объемы выпускаемой продукции. И, что отрадно, это не потребует от нас значительных капитальных вложений. НЗЭТ так хорошо спланирован, что нам остается лишь использовать всё больше и больше его возможностей. Единственное, складские помещения не были заложены под те объемы, которые мы планируем, так что уже построили быстровозводимый склад, но и его не хватает, поэтому думаем, не построить ли еще один.

Сочлененный низкопольный электробус «Пионер Max»

справка нового проспекта

Александр Владимирович Дубровкин. Родился 22 октября 1971 года в Ташкентской области. Окончил Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола.

С апреля по июль 2008 года занимал должность заместителя гендиректора ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова» (УКВЗ). В 2008—2010 был заместителем директора в ООО «Торговый дом УКВЗ», а с 2010 по 2014 год руководил обособленным подразделением и был замдиректора по стратегическому развитию в ООО «Торговый дом УКВЗ г. Москва».

С 2014 года по настоящее время — генеральный директор ООО «ПК Транспортные системы».

Женат, отец двоих детей.

ООО «ПК Транспортные системы» — российский разработчик и производитель современного инновационного городского электротранспорта. Учрежденная в 2013 году компания специализируется на создании стопроцентного низкопольного подвижного состава. «ПК Транспортные системы» выпускает 10 моделей трамваев длиной от 17 до 35 метров, и четыре модели колесного транспорта на электрической тяге (две модели троллейбуса и две модели электробуса).

Сегодня на территории России эффективно эксплуатируются более 800 трамвайных вагонов и более 350 троллейбусов, произведенных компанией «ПК Транспортные системы». Производственные площадки «ПК Транспортные системы», расположенные в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе, позволяют выпускать до 450 единиц подвижного состава ежегодно.

трамвай транспорт машиностроение производство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Петербургская компания «Балтийский алюминий» вложит почти 500 млн рублей в создание предприятия по производству алюминиевых профилей различного назначения. Завод мощностью 10 тыс. тонн продукции в год построят в особой экономической зоне «Моглино» в Псковской области.
Рядом с кампусом ИТМО в первом этапе проекта города-спутника появится полноценный городской квартал с жилой и коммерческой застройкой, социальными объектами и большим количеством зеленых пространств.
22.04.2024
Сегодня в Подмосковье открылся самый крупный в России завод по переработке пластика «ЭкоЛайн-Вторпласт» и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы «ЭкоПласт».
19.04.2024

В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
В России могут запретить продажу алкоголя в период майских праздников
26.04.2024
С начала года в Петербурге и пригородах проданы участки под жилье и апартаменты почти на 11 млрд рублей
26.04.2024
«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки