Интеллектуальная собственность подвисла в ожидании
Евросоюз намерен повлиять на процесс рассмотрения российских заявок Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Но у российских правообладателей по-прежнему есть возможность международной регистрации изобретений и товарных знаков. Правда, придется запастись терпением.
В июне 2024 года Совет Евросоюза принял 14-й пакет ограничительных мер, в рамках которого ведомствам по интеллектуальной собственности (ИС) Евросоюза запрещается принимать заявки от граждан России, зарегистрированных и пребывающих в России физических и юридических лиц. Запрет касается и совместных заявок иностранных граждан с россиянами. Документ также обязывает европейские компании закреплять в договорах с партнерами ограничения по использованию их интеллектуальных прав для сублицензирования и поставки товаров в Россию.
Дополнительно Евросоюз намерен повлиять на процесс рассмотрения российских заявок Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). «Это означает, что российские заявки на неопределенное время окажутся в подвисшем состоянии. Ограничены возможности продления, поддержания в силе интеллектуальных прав и распоряжения ими на территории ЕС. Действия Евросоюза являются грубым нарушением норм международного права, что прямо противоречит базовым принципам охраны ИС, закрепленным в Парижской конвенции об охране промышленной собственности и других основополагающих международных договорах», — оценили происходящее в Роспатенте.
В связи со сложившейся ситуацией Роспатент рекомендовал российским гражданам и компаниям отказаться от подачи заявок напрямую регистраторам стран ЕС, используя вместо этого международную систему ВОИС, для чего надлежит подавать заявки через Роспатент как головное ведомство по взаимодействию с всемирной организацией. Во-первых, такой порядок позволит зафиксировать первенство подачи заявки. Во-вторых, ВОИС, выполняя функцию «одного окна», отказать российским заявителям в праве подачи заявки не имеет права, хотя и не гарантирует регистрацию интеллектуальных прав в ЕС.
«Имея в виду специфику текущего момента, важно особо подчеркнуть вот что. В своей деятельности ВОИС, будучи связанной различными конвенциями и договорами, старается неукоснительно их выполнять. Именно поэтому, несмотря на санкции, она продолжает принимать российские заявки, в том числе поступившие через Роспатент. А затем, после проведения соответствующей процедуры, направлять заявки в соответствующие патентные ведомства стран-участниц. При этом в случае, если ведомства стран ЕС проигнорируют запросы ВОИС на регистрацию, эти заявки должны быть зарегистрированы автоматически», — подчеркивает адвокат Станислав Рывкин, специализирующийся на решении вопросов интеллектуальной собственности.
Правда, прежде чем регистрация произойдет, правообладателям придется подождать. Выступая гарантом глобальной системы, ВОИС администрирует четыре системы международной регистрации интеллектуальной собственности. Это Договор о патентной кооперации, который касается регистрации изобретений, Мадридская система — товарных знаков (срок рассмотрения заявок — год), Гаагская — промышленных образцов (срок рассмотрения заявок — 6 месяцев), Лиссабонская — географических указаний и наименований мест происхождения товаров (срок рассмотрения от 1 года до 2 лет). У ведомств стран ЕС нет возможности игнорировать российские заявки, поступающие через ВОИС, а необоснованные отказы можно оспорить в административном или судебном порядке, уверены в Роспатенте.
По данным ВОИС за 2022 год, мировым лидером по числу действующих патентов является Китай (4,2 млн); за ним — США (3,3 млн патентов) и Япония (2 млн). И эти же три страны лидируют по количеству патентных заявок: на первом месте Китай с более чем 1,5 млн заявок, на втором — США с 515,2 тыс. заявок, на третьем — Япония с 406,3 тыс. заявок. Россия же по этому показателю в 2022 году заняла только 14-е место (25 188 заявок). Ведущими заявителями в рамках Договора о патентной кооперации (который позволяет испрашивать патентную охрану изобретения одновременно в каждой из множества стран путем подачи «международной» патентной заявки) на тот момент выступали Сбербанк, «Сибур» и «Русал».
По числу заявок на миллион жителей̆ в глобальном рейтинге наша страна занимает и вовсе 42-е место. Но у России есть все шансы подняться в этом списке. «Обозначенная в годовом отчете Росстата за 2023 год общая положительная динамика количества поданных заявок на выдачу патентов на фоне снижения количества обращений от иностранных лиц в целом укладывается в общий политический тренд последних лет», — говорит президент АНО поддержки предпринимательства «Объединенный медиативный центр» Оксана Мучараева. Она отмечает, что уходящие с рынка иностранные правообладатели стремятся в большинстве своём урегулировать споры по интеллектуальной собственности во внесудебном порядке, в том числе с использованием медиативных практик. «Это как в целом соответствует культуре разрешения споров, свойственной иностранным компаниям из недружественных юрисдикций, так и отвечает их тактическим задачам по сохранению конфиденциальности договоренностей, достигнутых с контрагентами из России», — считает Оксана Мучараева.