Иностранные бренды обрусели

Бренды ушедших из России иностранных компаний активно переходят к отечественным. Правовой охраны уже частично лишились шведская мерка Ericsson, японская Canon и даже китайская Xiaomi. Однако у зарубежных правообладателей всё еще остается возможность отстоять свои права.
По общему правилу, регистрация товарного знака может быть аннулирована в случае его неиспользования в течение 3 лет. Формальное присутствие иностранных производителей на отечественном рынке, в том числе параллельный импорт, добросовестным использованием не признается. Это позволяет практически любому желающему претендовать на бренды компаний, исход которых из нашей страны начался как раз 3 года назад.
Молчание — знак согласия
Первое такое решение было принято в отношении корпорации Ericsson («НП» подробно писал об этом деле в статьях «Брендовое рейдерство. Как ушедшие иностранцы защищают свои товарные знаки в России» и «Иностранные бренды, на выход!»), правда, только в части использования обозначения в отношении кондиционеров и иного климатического оборудования, которое в Россию никогда не поставлялось. Шведская компания это не отрицала, но настаивала на широкой известности марки как производителя телекоммуникационной и мультимедийной аппаратуры.
Такая же судьба постигла товарный знак Canon. О планах выпускать сейфы, замки и иные скобяные изделия под этой маркой заявили АО «Стройресурс» и ООО «Морган Секрет». Японская корпорация их предложения об уступке обозначения, равно как и судебную повестку, проигнорировала. «Таким образом, компанией Canon Kabusiki Kaisha довод истца о неиспользовании товарного знака не оспорен», — заключил Суд по интеллектуальным правам (СИП), удовлетворяя требование отечественных предприятий.
В конце мая СИП аннулировал права на товарный знак дружественной китайской корпорации Xiaomi Inc., причем в отношении большого ассортимента бытовой электроники. Представленные ответчиком развернутые таблицы об объеме поставок на российский рынок были отклонены из-за отсутствия надлежащего перевода, а доводы о широкой известности обозначения Xiaomi на территории нашей страны «не были приняты во внимание».
В свою очередь, враждебной The Coca-Cola Company удалось отстоять марку Fanta. Американская корпорация доказала как известность бренда в России, так и факт приобретения ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (ныне «Мултон Партнерс») ингредиентов для изготовления безалкогольных напитков. На этом основании 5 июня президиум СИП отказался аннулировать товарный знак.
Светлое будущее
Ожидать возвращения покинувших нашу страну компаний из так называемых недружественных стран в ближайшее время не стоит: государство намерено ввести для них заградительные условия. «Если «Макдоналдс» захочет вернуться, Россия не будет способствовать этому. Они поставили всех в трудное положение, смылись, а теперь, если захотят вернуться, мы что, им дорожку, что ли, должны постелить? Нет, конечно», — заявил Владимир Путин на встрече с представителями деловых кругов.
В то же время многие даже громко заявившие об окончательном уходе из нашей страны компании продолжают защищать свои марки. Так, в конце декабря прошлого года та же американская корпорация McDonald’s Corp. подала в Роспатент две новых заявки на регистрацию известных обозначений.
В патентном ведомстве отмечают, что в 2024 году иностранные правообладатели подали рекордное за последнюю пятилетку количество заявок на регистрацию обозначений. «Данная тенденция может свидетельствовать о заинтересованности иностранных заявителей в регистрации средств индивидуализации на территории России в условиях сложившейся политической и экономической обстановки в мире», — убеждены в Роспатенте.
По мнению партнера юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Александра Нестерова, регистрация иностранными компаниями новых товарных знаков — стратегический ход. «Она не позволит третьим лицам (будь то конкуренты, бывшие партнеры или недобросовестные предприниматели) использовать интеллектуальную собственность в своих интересах. Наличие зарегистрированного товарного знака — это возможность вернуться, чтобы в будущем, когда политическая и экономическая ситуация изменится, не начинать с нуля», — убежден Александр Нестеров.
Творческое импортозамещение
Уход западных компаний отчасти способствовал появлению брендов-подражателей. Так, купивший активы сети Starbucks московский бизнесмен Антон Пинский зарегистрировал собственный знак — зеленую «девушку в старинном русском головном уборе в виде гребня (кокошника)». Она почти не отличалась от обозначения Starbucks — коричневой русалки (Сирены) с распущенными волосами и звездой над головой. Различиям придали даже идеологическое значение: девушку в кокошнике Антон Пинский объявил «олицетворением России», тогда как используемую американцами Сирену — «морским существом с женской головой, пением завлекавшую моряков в гибельные места».

В Роспатенте не усмотрели сходства. «Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что подавляющее большинство потребителей различают деятельность истца под обозначениями Stars Coffee и ответчика под обозначением Starbucks Coffee/«Старбакс Коффи». И точно знают, что компания прекратила деятельность в России», — пояснила советник адвокатского бюро Forward Legal Людмила Лукьянова на Петербургском правовом саммите. Правда, и аннулировать права на товарный знак Starbucks СИП также отказался. Не дожидаясь этого решения, американская корпорация подала новые заявки на регистрацию обозначений в России.
Патентоведы обращают внимание на рост числа заявок на регистрацию известных товарных знаков иностранных компаний и их имитаций. Несколькими так называемыми патентными троллями поданы сотни заявок, в том числе на марки Zara, Rolex, Nike, Adidas, Bentley, Prada, Jeep, NEC, Zanussi, Indesit, Hitachi, BMW, Apple, Sony, Toyota и многие другие. «В большинстве случаев они получают отказ. Ссылки на текущую «геополитическую обстановку» не работают, и эксперты Роспатента рассматривают дела строго в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее в связи с присутствием на рынке контрафактных товаров низкого качества, маркируемых известными товарными знаками или сходными с ними обозначениями, у российского потребителя может быть утрачено доверие к известным товарным знакам», — поясняет Александр Нестеров.
По мнению руководителя юридической фирмы «Усков и партнеры» Вадима Ускова, «перехват» известных брендов отечественными компаниями является недобросовестным поведением. «Они обманывают ожидания потребителей относительно как товара, так и производителя. Поэтому по закону регистрация обозначений, вводящих потребителей в заблуждение, запрещена. Монополию на бренд вправе получить только тот, чьими трудами он получил известность», — убежден Вадим Усков.
Юрист практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» Nordic Star Дарья Биткина напоминает, что прекращение правовой охраны из-за неиспользования не означает автоматического разрешения на присвоение знака. «Ключевым фактором остается защита интересов потребителей и предотвращение введения их в заблуждение. Таким образом, даже после ухода из России иностранные правообладатели сохраняют возможность оспаривать регистрацию схожих обозначений. При этом довода о паразитировании на их репутации также будет недостаточно: необходимо доказать, что иностранный бренд остается узнаваемым среди отечественных покупателей», — полагает юрист.
В 2024 году в Роспатент поступило 158,6 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков (рост на 10,8%), в том числе 11,8 тыс. — от иностранных заявителей (плюс 19,6%).
Суд по интеллектуальным правам рассмотрел 515 исков о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков вследствие их неиспользования, 207 (40,2%) были удовлетворены.