Илья Злуницын: «Книга мне друг, она должна быть рядом»
Известный российский финансист Илья Злуницын рассказал о детстве в библиотеке, любви к бумажным фолиантам и причинах скепсиса в отношении книг про бизнес. Этим интервью «Новый проспект» совместно с проектом «Библиотека будущего» открывает серию бесед с известными бизнесменами Петербурга о влиянии чтения на нашу жизнь.
Какие книги вы читали в детстве? Что из них произвело на вас впечатление, запомнилось?
— Это были самые разные книги. К счастью, вероятно, правильные. Среди них немало приключенческих романов, повестей и рассказов, вдохновляющих историй. Александр Дюма, Рафаэль Сабатини, Гюго, Майн Рид, Морис Дрюон, Эдгар По, Конан Дойл — мои друзья с детства, и сейчас они всегда рядом, в моей библиотеке.
Родители не скупились на книги и всячески поддерживали мое увлечение чтением. У нас дома, как и в каждой советской семье, была библиотека. Однако не могу сказать, что она была очень большой, поскольку тогда не было возможности пойти и купить всё, что хочется. Хорошо помню, как мы собирали макулатуру, чтобы сдать и получить абонементы на приобретение дефицитных книг.
Но настоящая страсть к чтению у меня проснулась в школе. Я часто дежурил в школьной библиотеке, и библиотекарь стала мне настоящим другом. Она давала мне читать книги, доступные только преподавателям. Простым школьникам они не доставались, а я любил читать и любил дежурства в библиотеке.
Особенно мне нравились книги о путешествиях, потому что папа у меня моряк и он много рассказывал о разных странах, о кораблях. Это вдохновляло.
Что вы читали в прошлом году? Какая книга запомнилась вам больше всего и почему?
— Перечитал или прослушал рассказы Льва Толстого, Куприна, Достоевского «Бесы». Всё про вечные темы добра, любви, дружбы, готовности уступать. Эти книги дают возможность еще раз подумать и задать себе вопросы. Перечитал немало исторических и монографических книг, в том числе «Время Андропова», «Черчилля» Мартина Гилберта.
А еще прочитал прекрасный новый роман Алексея Иванова «Вегетация». Кстати, я считаю Иванова лучшим российским писателем современности.
Какую литературу предпочитаете?
— Художественную, исторические исследования и жизнеописания. Меня на самом деле всегда привлекала история, особенно исторические деятели, многие из которых противоречивые, трагичные или даже зловещие персонажи. Всегда было интересно, что двигало этими людьми, какие мотивы, какие идеи были в их жизни. Конечно, чтобы их понять, недостаточно художественных произведений, автобиографий, дневников или уроков истории. Но они позволяют приоткрыть завесу над тем, насколько человек может быть многогранен. И это действительно так, потому что люди не плоские, они очень сложные и часто противоречивые.
Очень интересны в этом смысле дневники Толстого или Достоевского, которые открывают их с другой стороны. Не думаю, что писатели рассчитывали, что их опубликуют.
Мне нравится серия «ЖЗЛ», хотя там не всё однородно, есть и посредственные по стилистике и фактологии книги. В советский период вышло много выхолощенных историй, далеко не всегда талантливо написанных. А вот более поздние книги, девяностых — начала двухтысячных, куда более интересны. Мне очень понравились книги о Чайковском, Есенине, Шолохове, Булгакове.
Чем вам запомнились школьные уроки литературы?
— Не могу сказать, что помню их хорошо. Кроме, пожалуй, того, что с той поры книги стали частью моей повседневной жизни. Сейчас я читаю и слушаю книги каждый день.
Была ли книга, которая повлияла на ваши взгляды на жизнь или бизнес в какой-то момент?
— Не уверен в том, что какая-то одна книга стала для меня главной, кроме Евангелий. Но это особенные книги. Кстати, они и написаны интересно! А так, безусловно, немало книг заставили меня пересмотреть свои взгляды и на бизнес, и на жизнь.
К книгам про бизнес отношусь со скепсисом и сомнением. В них очень много инфоцыганства, когда популяризируются довольно простые и объективные истины. Откуда ведь, собственно говоря, эти тренды на коучинг, на тех, кто учит зарабатывать? Зачастую эти люди сами для себя заработать не могут и учат банальным истинам («больше работайте», «больше экономьте», «вставайте в 6 утра») или «как найти сто друзей». Слышал много восторгов по поводу книги «Богатый папа, бедный папа», но каких-то фантастически глубоких идей я там не нашел. Повальное увлечение такой литературой вызывает усмешку.
Есть некие книги, которые учат этике, ведению переговоров, психологии управления, но они относятся скорее к профессиональной литературе.
Плюс к этому бизнес-среда очень волатильна. То, что было актуально в девяностых или даже двухтысячных, совершенно неприемлемо сейчас или работает совсем иначе. Даже несколько лет назад в бизнесе всё было по-другому: психологическая обстановка в компаниях, отношение к личности, к рабочему времени, факторы принятия решений и т.д. Проверенные приемы, которые ты использовал прежде, не работают сейчас.
Жизнь не плоская, и среда, в которой мы живем, тоже очень разная, нет постоянных алгоритмов. Иначе мы не увидели бы такого явления, как криптовалюты, которые представляют собой огромный финансовый пузырь.
Как вы ищете книги, которые хотите прочитать?
— Обычно я ориентируюсь на шорт-листы книжных премий типа «Большая книга», «Национальный бестселлер», но бывает, что нахожу какую-нибудь красавицу в «Буквоеде», или в правильных книжных магазинах, или покупаю в «Дилетанте».
Какую литературу любят ваши дети?
— Младший любит историческую и даже научную литературу, увлекается космосом и недавно читал книгу Алексея Леонова, советского космонавта. А старший пересказывал мне серию Мориса Дрюона.
Как говорил Фрейд, всё идет из детства. Мы учим детей собственным примером. Дети в целом-то сейчас ленятся читать, но надо развивать в них интерес. Например, предлагать незанудные книги хороших авторов. Ведь очень важно, как книга написана. Тогда это работает. Важно, когда люди грамотно излагают свои мысли. В детстве, чтобы увлечь детей чтением, покупаешь им иллюстрированные книги, в более старшем возрасте хороши аудиокниги. Сейчас это не просто аудиокниги, это целые спектакли, которые озвучивают заслуженные артисты. И я сам часто слушаю их и по дороге на работу, и перед сном, и в машине.
Даже подкасты могут подогреть интерес к книгам, когда ребенок что-то услышал и захотел познакомиться поближе.
Конечно, мы обсуждаем прочитанные книги. Я недавно перечитывал Толстого «Два гусара» — прекрасная вещь, очень глубокая, и я получил большое удовольствие. И важно, чтобы было с кем обсудить свои впечатления.
Есть ли в вашей семье традиции, связанные с книгами?
— У меня большая домашняя живая библиотека, все книги я аккуратно ставлю на достойные каждой места, никто не забыт, всё время двигаю. А когда новая книга завершена, мы обычно обсуждаем что-то по мотивам. Вот недавно «Шапку» Войновича вспоминали.
А новые электронные форматы вам нравятся или предпочитаете магию бумажных страниц?
— С экрана читать не люблю и стараюсь покупать бумажные носители, хоть это и сложнее, и дороже. Книга мне друг, она должна быть рядом.
Любите смотреть экранизации?
— Я вообще любитель всяких сериалов. Даже с репетитором по английскому каждую неделю обсуждаем сериалы, которые часто базируются на книгах. Бывает, что сериал ярче книги, бывает наоборот. Если вспомнить сериал «Семнадцать мгновений весны», то он более интересный, чем роман Юлиана Семенова. Но там нет самого главного — того, чем закончилась книга. В финале Андрей Исаев попал в тюрьму, его жена умерла в тюрьме, сын сошел с ума от пыток. Всё это стыдливо умалчивается в экранизации. Но такова судьба этих людей.
Как в плотном графике находите время для чтения?
— Когда еду в машине и метро, обычно слушаю что-то. Аудиокниги я очень люблю, а бумажные читаю по выходным и всегда беру в долгие поездки. В самолете — самое то.
Кстати, тут ВЦИОМ опубликовал опрос, якобы россияне читают по две книжки в месяц. Ну я не верю в это! Я знаю, что многие взрослые люди не держали книжку в руках много лет.
Понятно, что времени не так много, но при желании оно всегда находится.
Илья Злуницын — известный российский бизнесмен, банкир. Имеет 25-летний успешный опыт руководящей работы в российских коммерческих государственных и иностранных банках и платежных компаниях. Участник проектов «Центр финансовых технологий» и «Национальная система платежных карт «Мир», инновационных стартапов российских платежных сервисов. Эксперт СПбГЭУ, участник и спикер всероссийских финансовых конгрессов. Член Русского географического общества, действительный член Императорского православного палестинского общества.