Игорь Муравьев: «Мы недооцениваем бизнес-потенциал страны»
Исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев рассказал «Новому проспекту» как изменилась работа организации за последнее время, что происходит с бизнесом Ленобласти и какой помощи предприниматели ждут от государства.
Игорь Борисович, как менялась работа Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) за последние годы на фоне многочисленных кризисов?
- Изменения начались с пандемии ковида. Это был большой вызов и для предпринимателей, и для власти, и для палаты, которая выступает коммуникатором между бизнесом и властью. Эта коммуникация очень нужна. Ведь когда всё спокойно и стабильно бизнесу поддержка и консультации со стороны ТПП как бы и не требуются. Мозговые штурмы нужны для решения новых проблем, которых никогда раньше не было. На сегодня в составе ТПП работает 22 комитета. Обращаться к нам можно по совершенно разным вопросам - спектр тем очень большой.
А что изменилось с 2022 года?
- Большим вызовом стало изменение рыночной ситуации и законодательства, а также уход иностранных компаний, на которые во многом ориентировался бизнес Ленобласти. Мы активно работали с нашими предприятиями, пользуясь тем, что у Торгово-промышленной палаты РФ (а мы являемся частью этой системы) есть представительства во многих странах так называемого глобального Юга. Проводили обучающие семинары, советовали, куда обращаться, чтобы избежать ошибок в работе. Это важно, потому что опыт общения с бизнесом из Скандинавии, Европы не всегда применим при общении с предпринимателями из Китая или Турции.
Я знаю, что ЛТПП активно занимается промышленным туризмом...
- Это в целом не очень новая тема для нас. Но недавно она получила дополнительное развитие. В 2024 году мы получили субсидию от правительства Ленобласти по такой программе и планируем организовать экскурсии на целый ряд предприятий. Причем три мероприятия уже состоялись. Мы специально выбрали компании из разных отраслей: пищепром, дерево-, металлообработка. Все они расположены в разных районах региона. То есть получилась довольно репрезентативная выборка. Могу сказать, что интерес к промышленному туризму есть. Но важно понимать, что экскурсии нужно проводить по-разному для разных групп – студентов, потенциальных партнеров, собственников бизнеса и так далее.
Программа развития промышленного туриазма решает сразу несколько задач, в том числе популяризирует промышленную продукцию, способствует привлечению кадров на предприятия. Нам очень важно, чтобы молодежь оставалась работать в Ленобласти после обучения. Чтобы молодые люди работали не только рядом с Петербургом, но и в отдаленных районах Ленобласти: Волховском, допустим, или Подпорожском.
А ваш Центр аквалификаций и образовательных программ помогает решать эту задачу?
- Мы активно занимаемся профессионально-общественной аккредитацией учебных программ вузов и средних образовательных учреждений. Аккредитация показывает необходимость и важность той или иной учебной программы, которую реализует учреждение. От прохождения аккредитации зависит, в том числе, его бюджетное финансирование. В основном мы работаем с техническими вузами. За 2024 года наш Центр провел профессионально-общественную аккредитацию 60 образовательных программ высшего и среднего образования для 16 вузов и сузов в различных регионах России.
А если говорить об обычном туризме: как развивается тема с присвоением "звезд" гостиничным объектам региона?
- Это востребованное направление, поскольку Ленобласть становится мощным якорем туристического притяжения, и сейчас в регионе активно создаются новые места размещения туристов. ЛОТПП, в свою очередь, классифицирует такие объекты.
А есть ли какие-то новые, скажем так, нестандартные направления работы у ЛОТПП?
- У нас есть комитет по предпринимательству в сфере спорта. Он помогает бизнесу продвигать спортивные клубы. Это одно из новых направлений.
Как ЛОТПП взаимодействует с другими регионами?
- У нас вообще очень активный департамент внешнеэкономической деятельности и регионального сотрудничества. Мы проводим бизнес-миссии, круглые столы, B2B-встречи и т.д. У многих мероприятий хорошая отдача. Приведу лишь один пример. Во время бизнес-миссии в Карелию, где наши предприниматели знакомились с местными, предприятие из Ленобласти заключило контракт на поставку своей кондитерской продукции в Кижи. А производителю из Карелии мы помогли зайти в федеральную сеть, куда он раньше не мог попасть. И, конечно, предприниматели из Ленобласти и других регионов во время поездок обмениваются опытом. Это тоже важно и полезно.
Меняется ли состав членов ЛОТПП?
- Некоторые предпринимателей Ленобласти по объективным причинам, в первую очередь, на фоне ковида, прекратили деятельность. А те, кто сумел выжить, подошли к этапу санкций уже подготовленными. Конечно, никто не мог ожидать, с какими именно сложностями придется столкнуться в 2022 году. Но руководство многих компаний уже имело опыт быстрого реагирования на новые, нестандартные вызовы. Бизнес силен, когда он готов к изменениям. Тут важна структура управления, кадры, ассортимент выпускаемой продукции и так далее. В целом у нас членская база немного просела, но она изменилась в качественную сторону. Сейчас у нас около 1,2 тыс. членов, из них большинство – это производственные предприятия малого и среднего бизнеса. А компании-однодневки исчезли.
А крупный бизнес пользуется вашими услугами?
- Крупные предприятия к нам тоже обращаются, но в меньшей степени. Например, с запросом о получении сертификата об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор). С 2022 года подобных ситуаций возникает все больше. И тут достаточно жесткие критерии оценки - получение сертификата требует большой и очень качественной работы юридического департамента и департамента экспертизы. Каждый случай в каком-то смысле уникальный. В этой сфере услуги ЛОТПП востребованы.
Кроме того, текущие тектонические сдвиги в хозяйственных связях между предприятиями приводят к увеличению числа арбитражных споров. По этим вопросам к нам тоже стали обращаться чаще. Кроме того, много обращений для решения споров в досудебном порядке.
Но, несмотря на то, что бизнесу сейчас очень непросто, руководители предприятий понимают, что такое социальная ответственность. И в этом направлении и развиваются. Областные предприниматели и ЛОТПП оказывают активную гуманитарную помощь жителям Оренбурга и Курской области. Бизгнес нашего региона, действительно, очень ответственный. И это не только крупные предприятия, но и средние, и малые. Мне кажется, что мы долго недооценивали бизнес-потенциал нашей страны. Пока все было относительно спокойно мы об этом не думали. И сейчас понимаем, что ситуация в целом непростая, но экономика обязательно будет развиваться.
Можно ли говорить о том, что импортозамещение в Ленобласти и в стране развивается? И выиграл ли кто-то из местных игроков от введения санкций?
- Да, конечно. Вообще то, что импортозамещение наконец началось - это большое благо. Раньше, конечно, тоже были программы, направленные на развитие производства в стране. Например, программа по стимулированию строительства рыболовецких судов в России. Но теперь процесс пошел намного быстрее. Мы начали заниматься, в том числе, обратным инжинирингом, в чем нет ничего плохого. Тот же Китай шел именно по этому пути.
Какая поддержка важна для бизнеса сейчас?
- В рамках проекта Торгово-промышленной палаты России «Бизнес-барометр страны» проводятся опросы среди компаний на различные темы. Один недавний опрос был посвящен как раз мерам поддержки. Респонденты ответили, что самая острая проблема – это кадры. Также компаниям важен доступ к новым технологиям, дешевые деньги для инвестиций и возможность выхода на новые рынки сбыта. Все эти запросы и меры поддержки справедливы и для бизнеса Ленобласти.
Что делать с дефицитом кадров?
- Првышать производительность труда, которая сейчас оставляет желать лучшего, заниматься роботизацией. Возможно, стоит привлекать на предприятия людей пенсионного возраста, которые готовы работать.
Как вы относитесь к повышению ключевой ставки?
- Несомненно, ее повышение затрудняет развитие компаний. С этим сложно спорить. Мы прекрасно понимаем, что высокомаржинального бизнеса, который может себе позволить кредитоваться под 25% и иметь доходность в 35-40%, не так много. Добавлю, что кредитование важно, в первую очередь, для крупных компаний, которые намерены развиваться быстро, которым нужно проводить модернизацию в сжатые сроки. Средний и малый бизнес довольно часто предпочитают расширяться на собственные средства. Кроме того, не все компании готовы к такому количеству проверок, которые проводятся при получении кредитов.
И все-таки ставка...
- Это способ лечения экономики. Когда болеет человек, иногда приходится делать ему неприятные процедуры...Здесь происходит именно это. Но для бизнеса в этой непростой ситуации есть меры поддержки – работают федралный и региональный Фонды развития промышленности. Местный фонд предоставляет займы под 10%. Это, с одной стороны, немало, но все же вдвое меньше ключевой ставки.
Большая доля бизнеса сейчас в тени?
- Негативное влияние теневого бизнеса на честный сектор экономики предприниматели назвали одной из самых серьезных проблем во время опросов в рамках "Бизнес-барометра". Одна из задач системы торгово-промышленных палат России – это популяризация белого предпринимательства. Шаги в этом направлении уже делаются. Например, государство уже объяснило, что лучше из теневой сферы переходить, как минимум, в сектор самозанятых. Правда, тут есть свои нюансы. Например, руководители малого и среднего бизнеса часто говорят о том, что условия работы для самозанятых сейчас намного привлекательнее, чем для ИП, ООО и так далее. И тут важно понимать, что ЛОТПП и малый бизнес не выступают против самозанятых. Мы выступаем за то, чтобы у ИП и ООО были такие же условия работы, как у самозанятых. Это касается, например, количества проверок, необходимости получения лицензий и других условий работы компаний.
Появятся ли какие-то новые направления в работе ЛОТПП в следующем году?
- В 2025 году особенно актуальна оценка степени локализации производства. В принципе мы эту работу проводили и раньше. Просто сейчас ее станет намного больше. Мы будем заниматься этой деятельностью в рамках постановления правительства РФ №719 о подтверждении производства продукции на территории России. Импортозамещение у нас развивается уже давно - все больше предприятий начинают выпускать продукцию, которую раньше мы импортировали. И при проведении госзакупок действует принцип «третий лишний»: если на какой-то тендер поступила заявка с импортной и с российской продукцией, то автоматически в финал выходит отечественная заявка. Если же в тендере участвует несколько российских компаний, то вступают в силу и другие критерии оценки. В том числе, вопрос цены на продукцию и услугу. При проведении таких тендеров как раз нужна оценка степени локализации. Тут будет особенно востребована наша экспертиза. И мы планируем увеличить число экспертов, которые будут оценивать степень локализации производства.
Игорь Муравьев, родился 13 июля 1967 г. в Ленинграде. В 1990 году окончил Ленинградский механический институт им. Д.Ф. Устинова (Военмех). Офицер запаса вооруженных сил РФ. На протяжении 30 профессиональной деятельности руководил компаниями в сфере деревоперерабоки, рыбной промышленности, управления недвижимостью, IТ.
С 2016 года по сей день - исполнительный директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» (ЛОТПП, Ленинградская областная ТПП), член Общественной палаты Ленинградской области, член Общественного совета при Федеральном агентстве при Росрыболовстве.
Женат. Воспитал двоих детей. Увлекается охотой и рыбалкой.