Гламурный бизнес. Какие опасности подстерегают владельцев глэмпингов
Почти три четверти российских глэмпингов работают незаконно, утверждают эксперты. Виной всему отсутствие четкого определения этого сегмента бизнеса, а также единых стандартов оказания услуг и внятного законодательного регулирования. «Новый проспект» узнал, почему так произошло и какие возможны варианты решения проблемы.
Уже несколько лет в России активно строят глэмпинги. По разным данным, в нашей стране открыто 1,6–1,7 тыс. таких объектов, но многие из них вне закона.
«У нас есть субсидии, государственная поддержка, но при этом нет строительных норм и правил, предусматривающих, что такое глэмпинг или что такое модульный отель», — говорит Алексей Волков, президент и сооснователь ОСИГ, руководитель департамента по связям с общественностью и органами власти ООО «Мантера-Групп».
В федеральном законе, который регулирует развитие туристической деятельности, гостиницей может стать только часть помещения или здания, то есть капитальное строение. Соответственно, продолжает эксперт, никакие модульные отели и глэмпинги там не предусмотрены.
«Мы единственная страна в мире, где создаются средства размещения, которые нельзя классифицировать и построить как глэмпинг, потому что этого понятия просто не существует. Но и это не всё! Пожарных норм нет, антитеррористических норм нет, санитарных норм нет, экологических норм тоже нет», — эмоционально восклицает Алексей Волков.
Получается, что предприниматели создают фактически новое средство проживания и даже, учитывая специфику бизнеса, новый образ жизни, в который вкладывают деньги, но каждый сам придумывает для себя, а что же это такое — глэмпинг. Волков приводит в пример владельцев такого средства размещения, которые когда-то начинали с вигвамов, потом у них были палатки, потом шатры, потом купола и так далее. Он считает, что отрасли пора стандартизировать глэмпинг и создавать условия для развития этого рынка.
«Начать хотя бы с минимальных требований к тому, что там должно быть, потому что сегодня в резиновой палатке где-нибудь в Тверской области стоит буржуйка, и если вы не подбросили туда дрова в 2 часа ночи, то вы замерзли насмерть. А подбросили больше, чем надо, — буржуйка со всем, что вас окружает, сгорит быстрее, чем вы можете себе представить. Да и в душ сбегать, например, за 800 метров в минус 30 по лесу, который никак не огорожен, тоже довольно опасно», — аргументирует он и предлагает создавать культуру глэмпинга не просто как объекта размещения, но и как безопасного объекта.
«И если один глэмпинг, куда приезжает потребитель, может быть классным, то второй может оказаться вообще не глэмпингом. Таким образом мы создаем неправильное восприятие этой индустрии», — приводит Алексей Волков еще один аргумент в пользу стандартизации.
Не ночевка, а досуг
Никита Власов, co-founder, SEO компаний Svoboda и Novator, работающий с глэмпингами с 2016 года, рекомендует делать акцент на концепции, называя ее основой основ: «К сожалению, сейчас концепция включает исключительно только архитектуру и дизайн. Но на самом деле в этом понятии огромное количество параметров: идеология, стратегия развития, менеджмент, который будет управлять объектом, и прочее. И только учитывая все эти факторы можно создать действительно хорошие, качественные продукты».
Кроме того, нужно не забывать, что гость приезжает в глэмпинг не для того, чтобы лишь переночевать, он приезжает, чтобы интересно провести время. Поэтому, считает эксперт, независимо от объема проекта, будет это 1 га с 10 домами или 10 га с 30-ю и с огромным коттеджным комплексом, необходимо продумать какой-то досуг. «Если вы поработаете с площадью своего объекта, продумаете эргономику и создадите интересную архитектуру, то за меньшую стоимость юнита для гостей сможете зарабатывать те же, а, возможно, и бо́льшие деньги».
Никита Власов рассказал, что сегодня огромное количество проектов создается обезличенными. «А сейчас у нас эра контента, — говорит он. — Естественно, чем больше у глэмпинга каких-то отличительных особенностей, тем больше будет его узнаваемость».
Пути гостя и сотрудника
При запуске объекта важно пройти как путь гостя, так и путь сотрудника. Об этом напоминает Наталья Маркова, отельер-практик, директор департамента инвестиционного сопровождения AНО «Мастерская гостеприимства», руководитель проекта предзагрузки премиального горнолыжного курорта «Altay Restart Белокуриха Горная». Наталья недавно запустила глэмпинг-парк на Ямале «Парк на Ямале» с 32 домами-глэмпингами.
«При этом у нас в штате 10 сотрудников: три администратора, три горничные, техник, охранник и управляющий. Потому что мы не можем завязать всё на одного человека. Не может администратор, который выполняет функцию брониста и работает с гостями, еще и убирать номерной фонд, и охранять — а я знаю такие объекты! Куда уж ей улыбаться гостям», — говорит Наталья Маркова.
Она рекомендует сразу же предусматривать все недочеты, внедрять автоматизацию, потому что с первого же дня работы важно отслеживать аналитику, статистику, списание всех моющих средств и прочее. «Мы недавно проводили монометраж уборки номерного фонда. Мы сами убирали номера и поняли, что в глэмпинге нельзя рассчитывать на уборку за 40 минут, которые вписаны в стандарты гостеприимства. Горничной нужно промыть площадный пол, почистить дымоход, убрать сантехнику черного цвета и сделать много чего еще, чего не нужно делать в гостиницах. Поэтому время уборки глэмпинга составляет 1 час 10 минут — 1 час 20 минут», — приводит она пример.
Русская рулетка
«Однако не забывайте, что весь глэмпинговый бизнес может рухнуть в один день, если его владелец с самого начала не подумал о том, на какой земле он разместил свой объект и какой образ деятельности может вести, и не знает, что ограничивает закон, чего не ограничивает, что разрешает, а что запрещает, и сколько будет стоить его ошибка», — предупреждает Марина Ненарокова, генеральный директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс», член президиума, председатель Комитета по инфраструктуре и земельно-имущественным отношениям общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Она рассказала, что за незаконное использование земли могут быть наложены миллионные штрафы, а строение придется демонтировать. «Всё должно быть выяснено на стадии создания проекта и на стадии выбора земельного участка. Об этом почти никогда не говорят и не пишут, но речь идет в первую очередь о землях сельскохозяйственного значения и особо охраняемых природных территориях (ООПТ)», — уточянила Марина Ненарокова.
Эксперт привела статистику: по разным данным, в России построено 1,6–1,7 тыс. объектов глэмпинга. «И 70%, по моим оценкам, стоят незаконно! Мы видим за этот год колоссальную статистику изъятия и предписаний на демонтаж», — отметила Марина Ненарокова.
Она объяснила, что, работая с объектами, владельцу бизнеса нужно всегда помнить: на сельскохозяйственных землях глэмпинг строить нельзя. «Никак нельзя, даже если очень хочется. Нельзя! Просто потому, что это прямо запрещает закон. А если вы всё же построили (кто же вам запретит рисковать!), то вы должны понимать, что это является русской рулеткой и в любой момент может кончиться, даже если вы прекрасно проработали на этом месте 3, 5, 7, 10 лет и у вас был административный ресурс. В один день одна проверка может свести на нет десятки лет вашей деятельности — это судебная практика», — подчеркнула эксперт.
Фундамент экономики
Марина Ненарокова напомнила о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, но, подчеркнула она, процедура эта сложная и занимает от 2 до 5 лет. «Если вы решаете вести легитимную деятельность, законную для земельно-сельского хозяйства, то это, как правило, сельский туризм либо любая другая деятельность, сопряженная с фермерством».
А если речь идет об ООПТ (национальных парках, заповедниках, заказниках), то там, как она объясняет, работать можно, но глэмпинг входит в некую зависимость от отношения руководства ООПТ: «Федеральный закон дает довольно много возможностей, но что-то делать на территории — строить, копать — может только руководство ООПТ, с которым нужно заключать грамотный договор».
У бизнеса, объяснила она, не будет большого выбора в том, что он хочет или не хочет делать. По большому счету, здесь бизнес будет иметь дело и общаться с неким монополистом, который заведомо получает интереснейшие локации и генерит потоки.
«Земля, ее использование — это ваш фундамент экономики, который обсчитывается, прогнозируется, переводится в цифры, сроки и очень важен для любого инвестора. И, опять же, все документы, которыми вы будете сопровождать операционную деятельность, тоже будут базироваться на этом самом фундаменте. Будьте с ним бдительны: массу моментов можно устранить или профилактировать изначально», — заключила Марина Ненарокова.
По материалам XXIX Международного форума-выставки по туризму «Отдых Leisure 2024»