Феликс Народицкий: «В это заведение мы вложили всё, чем гордился каждый из нас»

Учредитель bolshoybar, управляющий партнер JFC Jazz Club Феликс Народицкий рассказал «Новому проспекту», как в маленьком помещении создать атмосферу европейского бара и сохранять ее в течение 10 лет, пока место не станет для города культовым.
Феликс, у вашего бара, который иронично называется большим, а на самом деле имеет площадь маленькой квартиры, в этом году первый юбилей — 10-летие. Как смогло выжить такое заведение в течение такого долгого времени?
— Важная составляющая успеха в том, что мы с партнерами вложили сюда не только инвестиции, а прежде всего свое видение и компетенции. У каждого из нас на момент открытия уже был свой профессиональный опыт, и мы вложили в это заведение всё, чем каждый из нас гордился.
Расскажите, пожалуйста, про своих партнеров — учредителей bolshoybar.
— Нашим генеральным директором является Дмитрий Давыдов — очень известный в Петербурге и в России дизайнер и архитектор, основатель студии Davydov Design: именно он увидел, как из такого помещения можно сделать стильное место. Второй учредитель, Георгий Дарцмелия, имеет, наверное, самый большой из нас опыт работы в сегменте HoReCa (отели, рестораны, кафе/кейтеринг. — Прим. «НП»), так как он долгое время работал в крупном итальянском кофейном бренде Illi и почти полжизни был связан с Италией. Так что это эстетство, которое так любят петербуржцы, в нашем баре во многом от него.
А вы?
— Сам я занимался клубными музыкальными проектами, и, конечно, мне импонирует атмосфера петербургского клуба и европейского бара — с кофе, с коктейлями, с итальянскими закусками и джазовой музыкой по вечерам. Каждый из нас привнес в бар частицу своего внутреннего мира, привел своих друзей и коллег. Для настоящего успеха важно не просто помещение, а именно проект, а в проекте важны люди, и не только те, которые работают здесь, но и те, кто сюда приходит. Именно они привносят эту прекрасную энергетику, создают атмосферу изысканного и в то же время теплого петербургского бара.
Как много у вас персонала?
— Немного. Управляющий Михаил Кузьмин и несколько барменов, работающих посменно: утром наш bolshoybar работает как кофейня, а вечером — как бар (улыбается). Такой формат предложил Георгий, который составлял кофейную карту и обучал бариста варить хороший кофе. Формат оказался крайне удачным: гости к нам заходят с утра до вечера. Не могу не сказать о нашем четвертом партнере Стивене Шарма, который сначала был нашим управляющим. Стив, в отличие от нас, более тесно связан с барной культурой, так как он окончил школу барменов «Точка с запятой» Володи Леншина и хорошо знает, что такое гостеприимство. Вообще, как это ни странно, он первым понял, чего мы хотим и что мы построили (улыбается).
После революционных матросов
Как вы нашли это помещение — длинное, узкое, без окон, сложное для общественного питания? Еще и название сбивает с толку. Это намеренно?
— Да, помещение у нас непростое. Можно сказать, своеобразное. Мало кто видит в нем коммерческую изюминку (смеется). В основе дружеского общения учредителей лежит юмор, и название этого бара тоже немного ироничное — «Большой бар». Понятно, что оно, с одной стороны, привязано к Большому проспекту Петроградской стороны, а с другой, бар действительно очень маленький, и люди, которые здесь не были, ожидают чего-то иного (смеется). Но положительных отзывов после посещения у нас очень много!
Кому же пришло в голову взять это помещение в аренду и устроить здесь бар?
— Это было общей идеей, возникшей в разговоре. Напротив нас ресторан Italy, и мы как-то в нем сидели и из окна увидели, что сдается это помещение. Разговорились о том, что «если бы...», «а как бы было...» и, наконец, «а может быть, попробуем?»
Просто так, за столиком в ресторане?
— Да, увидели, что такой бар красиво вписывается в концепцию Большого проспекта. Нам понравилось, что, в отличие от ресторана, здесь простой вход: открыл дверь — и ты внутри. Это близко людям, ни к чему не обязывает. И то, что у нас утром кофейня, тоже делает вход в бар легче: человек приходит выпить кофе, понимает, что вечером здесь еще и бокал вина или коктейль можно заказать, и возвращается вечером. Этим мы и отличаемся от большинства баров. Ключевую роль сыграл, конечно, Дмитрий Давыдов. Именно он увидел это помещение с точки зрения дизайна. Дом старый, построен в самом начале XX века, и нашим стенам более 100 лет. Мы их оставили такими, какими они и были, даже с некими выбоинами. Мы говорим, что они остались от революционных матросов (смеется). Что, кстати, вполне возможно. Зато на фоне этих брутальных стен просто шикарно выглядят изящные бокалы и яркие коктейли. Эстетика!
Европейский лоск
Гости стали приходить сразу же, как только вы открылись?
— Да. Сначала друзья. У нас большой круг общения. Как правило, это люди очень творческие, от них веет аурой культуры. И те, кто заходил после, сразу чувствовал, что у нас невероятно светлая и позитивная атмосфера. Для этого мы подобрали великолепную музыку и оригинальный видеоряд. Мировые звезды, которые здесь поют, скажем так, тоже нам сильно в этом помогают.
Вы же имеете в виду, что не вживую поют?
— Поют не вживую, но эта концепция правильных концертов, как ни странно, по-моему, вообще единственная в городе. По вечерам у нас транслируются легендарные концерты популярных звездных артистов. Я пока нигде в Петербурге не видел ничего подобного.
По-моему, это именно петербургская концепция. В Москве такой бар представить сложно.
— Да, там могут весь вечер провести в одном баре, а в Петербурге всё по-другому: наши люди заходят в бар перед каким-то событием, концертом или спектаклем, а потом еще и после, даже после ресторана на дижестив или, напротив, на аперитив. Вот такая история! Мы стали уже некой легендой, и людям, близким нам по духу, важно заходить сюда, встречать друзей, знакомых. За 10 лет, конечно, происходило много историй, многие нашли у нас свое счастье, ведь барная культура основана на общении: вы сидите вместе за одной барной стойкой.
Гордимся показателями
Как пандемию пережили?
— Как и все, непросто. Мы решили, что должны уберечь самое главное — наш персонал и нашу публику, поэтому организовали доставку и коктейли навынос, для этого мы стали делать их в бутылках. Открыли небольшой магазинчик итальянских продуктов, который пользовался популярностью. А для своих завсегдатаев придумали присылать комплименты в день рождения.
Еды у вас нет?
— Мы гордимся нашими закусками в итальянском стиле, которые разработал Арслан Бедриев, основатель и шеф-повар знаменитого ресторана Birch, и большой коктейльной картой. Вина немного, мы делаем акцент на коктейли и крепкий алкоголь. Много вермутов, амаро (травяных ликеров), много горечи. Всё это мы активно используем в смешанных напитках.

Можете назвать оборот своего бара?
— Могу сказать, что вне сезона в течение месяца нас посещает порядка 2 тыс. человек. В сезон ближе к 4–4,5 тыс. А у нас, между прочим, всего 24 посадки! (Смеется.) Конечно, посадочные места в баре особо не считаются, здесь можно стоять и вполне комфортно себя чувствовать, но тем не менее мы гордимся такими показателями. За прошлый год мы продали 40 тыс. коктейлей — это очень много. Я не знаю другого бара, который мог бы назвать подобные цифры.
Праздник на Неве
10 лет — это большой срок, знаковый для заведения. Если оно переживает это время, то уже можно говорить об его устойчивости, правильно? Тем более что, в принципе, вот этому маленькому заведению помочь было некому, оно само справляется уже столько лет.
— Само оно, конечно, справляться не может. Оно справляется потому, что у нас гениальные управляющие. Первым был Виктор Федотов, после него Стив Шарма, а сейчас с нами Михаил Кузьмин. И, конечно, вся наша звездная команда бартендеров! Я думаю, что именно благодаря таким личностям мы и продержались эти 10 лет. Этот год для нас очень важный, юбилейный, мы подготовили интересную программу празднования. Конечно, главный акцент будет на сам день рождения, 21 июля, но мы целый год планируем радовать наших гостей, готовим сюрпризы.
Какие? Или это секрет?
— Конечно же, мы представим юбилейный коктейль, один из ингредиентов которого будет выдержан 10 лет. А в течение года мы организуем множество интересных мероприятий и различных коллабораций: сварим свое пиво, выпустим серию ароматов для дома и многое другое. Кульминацией истории станет праздник на Неве, символизирующий нашу связь с Петербургом, так как больше всего мы хотели бы стать одним из символов Санкт-Петербурга.
Феликс Народицкий, учредитель bolshoybar, управляющий партнер JFC Jazz Club, родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова, а потом Санкт-Петербургский государственный университет культуры (СПбГУК), получив специальность маркетолога. В 90-е годы работал в ресторане «Невская мелодия» — первом в городе совместном советско-шведском предприятии, где получил опыт работы с европейским менеджментом. В 1994 году открыл JFC Jazz Club, который в 2024 году признали лучшей джазовой площадкой России по версии премии «Все цвета джаза», инициированной «Радио Джаз». После «Невской мелодии» работал арт-директором в Гранд Отеле Европа, параллельно работая в баре «Шатер open cafe» холдинга «Две палочки». После чего 4 года работал в Михайловском театре: сначала директором по маркетингу, потом директором по специальным проектам. В 2015 году на Большом проспекте П.С., 45, открыл с партнерами bolshoybar. Около 20 лет является доцентом кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства СПбГУК, преподавая музыкальный маркетинг.