Фанерный передел. Производитель фанеры в составе United Panel Group может сменить владельца

Фото: upgweb.ru
Жешартский ЛПК, расположенный в Республике Коми и входящий в United Panel Group, оказался на грани банкротства. Сразу три компании заявили о планах подать против комбината банкротные иски из-за долгов. Среди них нынешний собственник части активов IKEA «Лузалес» из Коми и крупный деревопереработчик из Кировской области «Хольц Хаус». Но, возможно, комбинат удастся продать, считают эксперты.
Проблемы с трех сторон
Компания «Лузалес», один из крупнейших игроков лесного комплекса Республики Коми, 15 апреля разместила на Федресурсе уведомление о намерении обратиться в арбитраж с заявлением о признании банкротом ООО «Жешартский ЛПК» (ЖЛПК) из того же региона. Это предприятие до недавнего времени входило в тройку лидеров российских производителей фанеры.
Днем позже аналогичное уведомление разместило петербургское ООО «Кредит Сервис», а неделю спустя к ним присоединился производитель пиломатериалов и домов из клееного бруса ООО «Хольц Хаус» из Кировской области.
В текстах их уведомлений на Федресурсе не указан размер задолженности ЖЛПК перед ними. Однако, судя по материалам картотеки арбитражных дел, в случае с «Лузалесом» речь идет о долге в 42,9 млн рублей, а в случае с «Хольц Хаус» — о долге в 7,6 млн рублей. Информации о каких-либо спорах «Кредит Сервиса» с ЖЛПК в картотеке арбитражных дел не содержится. Юристы не исключают, что эта компания могла выкупить требования к ЖЛПК у кого-то из кредиторов, возможно, у одного из российских банков. Косвенно на это указывает аналогичная практика «Кредит Сервиса» в прошлом.
«Судя по тому, что сразу несколько кредиторов заявило о намерении инициировать процедуру банкротства, ЖЛПК, вероятнее всего, прекратил расчеты с кредиторами по своим обязательствам», — полагает юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Артем Рудой.
Очередь из кредиторов
Очередность публикаций уведомлений на Федресурсе критически важна для того, чтобы подать заявление о банкротстве должника раньше остальных кредиторов, но не предопределяет статус заявителя по делу. «Заявителем по делу с правом предложения кандидатуры арбитражного управляющего станет тот кредитор, чье заявление будет первым принято судом», — напоминает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Артем Копылов.
Он считает, что шансы стать заявителем по делу о банкротстве выше у ООО «Хольц Хаус», поскольку у них на руках уже имеется вступившее в законную силу решение о взыскании с должника денежных средств.
«А публикация «Лузалеса» на Федресурсе «сгорит» после 15 мая, ведь по истечении 30 дней сведения утратят силу», — говорит юрист. Он напомнил, что для обращения в суд кредитору необходимо приложить вступившее в законную силу решение, а по иску «Лузалеса» пока опубликована только резолютивная часть.
«Месячный срок для вступления в силу судебного акта начнут отсчитывать только после публикации его полного текста. Тем более вряд ли ЖЛПК упустит возможность обжаловать решение в апелляции и затянуть процесс. Это наверняка понимали в «Лузалесе», поэтому следует отнести преждевременную публикацию о намерении обанкротить ЖЛПК к действиям скорее эмоциональным, чем прагматичным», — рассуждает Артем Копылов.
Банкротство на горизонте
Шансы стать конкурсным кредитором имеют все обозначенные компании, говорят юристы. «Кредитор «Лузалес» хотя и вряд ли станет заявителем по делу, однако с большой долей вероятности будет иметь большинство голосов на собрании кредиторов, учитывая размер его требования к должнику», — объясняет Артем Копылов. Однако Артем Рудой подчеркивает, что на данный момент нельзя сказать, кто из кредиторов ЖЛПК получит большинство голосов. «Это зависит от общего количества кредиторов и совокупного размера обязательств, в том числе перед ООО «Кредит Сервис», который на данный момент неизвестен», — поясняет он.
По мнению Артема Копылова, вероятность банкротства ЖЛПК высока. Об этом говорит показанный в бухгалтерской отчетности компании за 2024 год чистый убыток в размере 1,1 млрд рублей. «Однако в реальности дальнейшая судьба предприятия будет зависеть от планов и стратегических решений собственника — United Panel Group, платежеспособности ЖЛПК и расторопности кредиторов», — считает юрист.
Он также указывает на то, что, если ЖЛПК будет признан градообразующим предприятием, то не исключено судебное решение о введении в отношении него процедуры финансового оздоровления или внешнего управления.
По мнению Артема Рудого, единственный способ избежать банкротства для ЖЛПК — погасить задолженность или договориться с кредиторами о порядке ее погашения, так как их требования подтверждены судебными актами. «Если сделать этого не удастся, вероятность банкротства высока», — считает юрист.
О проблемной ситуации на Жешартском ЛПК знают в правительстве Республики Коми. «Долги у предприятия большие. Реструктуризацию нужно делать. Готовы помочь им, например, компенсировав две трети ставки рефинансирования. Но поиск непосредственно того, кто даст кредит, конечно же, на бизнесе», — сказал в ходе состоявшейся на днях прямой линии врио главы Республики Коми Ростислав Гольдштейн.
Популярный актив
Наиболее вероятными вариантами развития ситуации вокруг ЖЛПК на данный момент является его продажа или привлечение стратегического инвестора, говорят участники рынка.
«Сейчас идут активные переговоры с потенциальными инвесторами. Вопрос должен был уже решиться, но история немного затянулась. Нынешние владельцы компании ориентированы на спасение бизнеса. Они ищут компромисс», — рассказал один из участников рынка, знакомый с ходом переговоров.
«Мы ведем переговоры разной степени интенсивности с массой потенциальных интересантов. Пока это всё очень и очень сложно. Буду 24−25 апреля в Москве — будем как раз по этому вопросу общаться», — подтвердил Ростислав Гольдштейн. По его словам, для властей Коми на первом месте стоят интересы жителей Жешарта и интересы работников ЖЛПК. «Может быть, придется принимать крайне непопулярные меры по отношению к собственникам предприятия», — уточнил чиновник.
Среди компаний, проявляющих интерес к ЖЛПК, один из собеседников «Нового проспекта» назвал «несколько крупных отраслевых предприятий, в их числе и те, которые недавно поменяли иностранных владельцев на российских». «Они нацелены на этот актив», — утверждает он.
Если собственникам не удастся договориться о привлечении стратегических инвестиций, то наиболее вероятна продажа ЖЛПК, полагают участники отрасли. По их оценкам, минимальная стоимость этого актива сейчас составляет около 5 млрд рублей.
«Приобретение такого привлекательного актива, как ЖЛПК, за низкую цену на низком рынке экономически оправдано. Очевидно, что санкции рано или поздно снимут, и производители фанеры получат доступ к закрытым сейчас рынкам. ЖЛПК сразу же начнет приносить прибыль, и новым собственникам не нужно будет в него вкладываться — предприятие только что прошло модернизацию», — рассуждает один из участников отрасли.
«Жешартский ЛПК — очень крупное лесопромышленное предприятие, и его банкротство за долг в 50 млн рублей выглядит странно. Это больше похоже на передел привлекательного актива. Скорее всего, мы видим верхушку условно согласованной передачи ЖЛПК через процедуру банкротства «нужным» людям», — полагает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.
По данным Росстата, объем производства фанеры в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 5,1% и составил 3,425 млн м3. В январе-феврале 2025 года в стране было выпущено 544 тыс. м3 фанеры, что на 2,4% превышает аналогичный показатель 2024 года.
Пострадали из-за санкций
Впервые о серьезных проблемах Жешартского ЛПК стало известно в марте 2025 года: предприятие частично остановило производство фанеры и плит МДФ, объяснив такой шаг финансовыми проблемами. Часть сотрудников была отправлена в оплачиваемый отпуск, другая часть переведена на неполный оклад. Простой продолжился около месяца, в середине апреля предприятие стало возобновлять производство.
«Производители фанеры в наибольшей степени из всех направлений ЛПК пострадали из-за санкций. Исторически экспортно ориентированная отрасль в одночасье лишилась основных рынков сбыта Европы и Северной Америки, куда до 2022 года уходило до 60% всей выпущенной в России березовой фанеры», — напоминает генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов.
По его словам, фанерные заводы четвертый год самостоятельно выживают, при этом никаких адресных мер господдержки для отрасли не было. В этом году, говорит Тимур Иртуганов, отрасль столкнулась с целым рядом проблем: существенным подорожанием сырья, серьезнейшим сокращением транспортных субсидий для экспортно ориентированных предприятий. «Всё это вкупе с накопленными ранее долгами и невозможностью расширения рынков сбыта могло стать последней каплей даже для такого гиганта, как ЖЛПК», — полагает он.
«ЖЛПК ориентирован на выпуск фанеры и МДФ, это не диверсифицированное по продуктовому портфелю предприятие, к тому же географически сильно удаленное от потенциальных новых рынков сбыта — Китая, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Это тоже сыграло комбинату не в плюс. Компании, занимающиеся не только выпуском фанеры, но и, допустим, пиломатериалов или элементов для деревянного домостроения, находятся сейчас в более-менее неплохом финансовом положении», — говорит Виталий Липский.
Тимур Иртуганов надеется, что все заинтересованные стороны найдут компромисс и проблемы ЖЛПК разрешатся с «наилучшим для всех результатом». «Это значимое предприятие для российской деревообрабатывающей отрасли и для всего российского лесопромышленного комплекса. Мы со своей стороны готовы приложить все усилия для урегулирования ситуации», — подчеркнул Тимур Иртуганов.
ООО «Жешартский ЛПК» (ранее Жешартский фанерный завод) образовано в 2013 году. По данным сервиса «Контур.Фокус», 100% долей общества владеет ООО «Юпг Холдинг», собственниками которого являются Игорь Беккер (50% долей), Владимир Ермошин (25% долей) и Владимир Татарчук (25% долей).
Выручка ЖЛПК в 2024 году увеличилась по сравнению с 2023 годом на 4,6%, до 7,48 млрд рублей, а чистый убыток вырос почти в 2 раза, до 1,1 млрд рублей. Размер кредиторской задолженности на конец 2024 года составил 2,794 млрд рублей, что на 40,9% превышает аналогичный показатель 2023 года.
ЖЛПК выпускает березовую и ламинированную фанеру, плиты МДФ, террасную доску. В состав United Panel Group, помимо ЖЛПК, входят деревообрабатывающий комбинат в пос. Балезино (Удмуртия), производство шпона в пос. Подосиновец (Кировская область) и торговый дом «Лесплитторг» (Москва).