Эпоха узаконенного бренда
Фото: Алексей Смышляев / Коммерсантъ
В 2024 году патентная активность российских изобретателей выросла на 6,9%. В топ-3 вошли энергетика, аудиовизуальные технологии, обработка и машиностроение. Всё это «благодаря» санкциям. Одновременно россияне стали более трепетно относиться к защите своей интеллектуальной собственности. Что происходит с этим рынком в последние годы, разбирался «Новый проспект».
За первые 6 месяцев 2024 года патентная активность российских изобретателей выросла на 6,9%, рассказали в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). С января по июнь 2024 отечественные разработчики подали более 15 тыс. заявок на патентование изобретений. Это на 6,9% превышает показатель 2023 года: тогда с января по июнь было подано 14 040 заявок. Наибольшую активность продемонстрировал малый и средний бизнес: число таких заявок выросло на 12,9% (2 039 заявок против 1 807). В топ-3 вошли энергетические технологии и оборудование (+19,8%), аудиовизуальные технологии (+95,8%) и технологии обработки и машиностроения (+352%). Также небольшой рост показали сферы транспорта (+2,1%), технологий измерений (+3,3%), медицинских технологий (+5,4%), мебели и игр (+6,5). Глава Роспатента Юрий Зубов отметил, что «патентная активность российских инноваторов — это результат комплексных правительственных мер поддержки критических областей промышленности».
Наиболее активны изобретатели из Москвы, Петербурга и Московской области. Москвичи патентуют преимущественно разработки в области хирургии, диагностики и опознания личности (подано более 4,6 тыс. заявок на изобретения и полезные модели), петербургские разработчики подали более 1,25 тыс. заявок, из которых большинство по таким же направлениям. У заявителей из Подмосковья в фокусе внимания воздухоплавание, авиация, космонавтика — по этим и другим направлениям в Роспатент подано 850 заявок. В топ-10 регионов по количеству поданных заявок также вошли: Татарстан (600 заявок, в основном от компаний нефтегазодобывающей сферы), Свердловская область (450 заявок — в основном технологии, относящиеся к рельсовым транспортным средствам), Краснодарский край (410 заявок), Самарская область (320 заявок), Красноярский край (316 заявок), Воронежская область (314 заявок) и Новосибирская область (312 заявок).
«Рынок интеллектуальной собственности необычайно вырос за последние годы, и связано это в первую очередь с уходом многих бизнесов в онлайн — на маркетплейсы и в социальные сети, что значительно ускорила пандемия, когда стационарные точки продаж стали недоступны. Всех торгующих «палью» стало проще отслеживать. Одновременно стало востребовано онлайн-обучение. И если в социальных сетях наступила эпоха личного бренда, то в юриспруденции — эпоха узаконенного бренда», — отмечает практикующий юрист в сфере IT&IP Мария Куфилова. Другими факторами роста, по ее словам, стали санкции, уход многих компаний с рынка и удвоенная необходимость защиты брендов, которые ограниченными партиями реализуются только через официальных ретейлеров. «Поэтому рынок интеллектуальной собственности во всем ее разнообразии будет только расти», — заключает Мария Куфилова.
Свинка Пеппа, печенька «Ореро» и дезодорант АХЕ
С началом массового исхода западных компаний с российского рынка, патентные поверенные и юристы зафиксировали целую волну обращений от фирм, которые стремились перерегистрировать на себя уходящие торговые марки, вспоминает адвокат, доктор юридического администрирования (DLA), преподаватель Института адвокатуры Санкт-Петербурга Алиса Волхова. «Пытались найти какие-то лазейки, чтобы переименовать условные печеньки «Ореро» или порошок «Тайд», в том числе для того, чтобы легализовать параллельный импорт. Приходилось объяснять, что это невозможно, потому что это колоссальная степень смешения до тождественности. Был буквально бум заявок на такие услуги», — говорит Алиса Волхова.
Интересно, что за защитой своих прав в подобных делах зарубежные компании обращаются к российским экспертам и порой выигрывают дела: в конце июля 2024 года британская Unilever, которой принадлежат бренды Dove, Rexona, Clear, Domestos, Cif, а также линейка парфюмерии и косметики АХЕ, выиграла нашумевшее дело против ООО «Арвитекс», которое вывело на рынок мужскую линейку дезодорантов и гелей для душа EXXE. Оформление продуктов было максимально приближено к аналогичным товарам AXE. Увидев на полках магазинов рядом со своими дезодорантами и гелями подобного конкурента, ООО «Юнилевер Русь» при помощи патентного бюро Patentus подало протесты против заявок «Арвитекс» на регистрацию новых брендов в Роспатент и в ФАС РФ. Рассмотрение дела затянулось почти на 8 месяцев.
«Мы столкнулись со сложностями. Важно было дать понять комиссии ФАС, что вопрос не в том, какой словесный элемент размещен на упаковке, а в том, в какой графике он исполнен. При этом оппонент заявлял о типичности использования белого логотипа на черном фоне, ссылаясь на упаковки товаров других брендов, которые, конечно, не были сходны с упаковками АХЕ», — рассказал «Новому проспекту» руководитель практики разрешения споров Patentus Максим Волков.
Юристы провели социологический опрос, по результатам которого потребители посчитали упаковки АХЕ и ЕХЕ сходными до степени смешения. В процессе рассмотрения дела «Арвитекс» незначительно изменил дизайн и заявил о прекращении нарушения. «И нам пришлось сделать еще один социологический опрос, результаты которого оказались аналогичны результатам первого. После этого ФАС РФ не только вынесла положительное решение по нашему заявлению, но и выдала «Арвитекс» предписание прекратить нарушение», — говорит Максим Волков.
За 2 года с начала СВО изменилась и судебная практика. В начале военных действий для отмены исков иностранных правообладателей о нарушениях прав было достаточно аргумента о недружественном происхождении владельца брендов (так, например, по этой причине Арбитражный суд Кировской области полностью отказал в иске правообладателю «Свинки Пеппы» Entertainment One UK Ltd., зарегистрированному в Великобритании. Решение было отменено лишь в апелляции). Теперь новым доводом стал уход производителя из страны. Юристы ожидают, что шансы российских ответчиков на победу возрастут, поскольку скоро актуальным станет фактор неиспользования бренда в течение 3 лет.
«В 2025 году, скорее всего, наметится тенденция подачи исков о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков тех компаний, которые покинули рынок РФ и никак не используют свои товарные знаки, — прогнозирует Денис Кудрявцев. — В случае, если иностранное лицо отказывается выдавать принудительную лицензию, у российского юридического лица есть несколько механизмов получения разрешения на использование защищенных патентом решений, в том числе принудительная лицензия через суд или разрешение от правительства РФ».
Ценный актив
По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2023 было подано 1822 иска о незаконном использовании товарных знаков, из них 1393 дела рассмотрены с принятием решения о привлечении к административной ответственности. Сумма штрафов по вступившим в силу судебным актам составила 18 737 195 рублей.
«Сейчас, когда мир изменился, интеллектуальная собственность является ценным активом, и авторы больше узнают о правах, сознательнее относятся к нарушениям и с большей готовностью отстаивают себя. Даже украденный сценарий рилса в запрещенной соцсети становится предметом судебного разбирательства», — отмечает основатель юридического агентства EP Legal Support and Communication Екатерина Прохорова. Ее компания в настоящий момент отстаивает права чемпионки России по серфингу, чей ролик был использован в запрещенной соцсети бухгалтером, продвигающим свои услуги. «Автор видео обратилась к нам, чтобы сделать расчет стоимости компенсации и как минимум удалить этот контент, как максимум — получить компенсацию. Требования составили 3,5 млн рублей. В итоге видео было удалено, ассистент бухгалтера написала, что они не знали, кому принадлежали права. Стали уходить от ответственности. Но даже в пользовательском соглашении соцсети указано, что публикуемый контент не является предметом общественного достояния. Когда мы рассказали об этом кейсе, получили очень большой отклик от тех, чьи права нарушены аналогичным образом. А это значит, в каждой такой ситуации автор/правообладатель может настаивать на том, чтобы его контент распространялся как минимум с отметкой», — рассказывает Екатерина Прохорова.
По данным Роспатента, в первые полгода 2024-го наибольшее внимание охране товарного знака уделяли предприниматели из Москвы (подано 19 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков), из Подмосковья (6,2 тыс. заявок), Санкт-Петербурга (5,2 тыс. заявок), Краснодарского края (3 тыс. заявок) и Свердловской области (1,6 тыс. заявок). Активнее всего подавали заявки на регистрацию товарных знаков в таких сегментах, как одежда и обувь (21,8%), программное обеспечение и электроника (17,7%), бытовая химия и косметика (13,8%), печатная продукция и канцелярские принадлежности (11,8%), а также кондитерские и хлебобулочные товары (11,3%).
Как рассказал 22 августа на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным Юрий Зубов, в 2023 году был зафиксирован рекордный рост количества заявок от российских компаний — плюс 37% год к году. Существенный вклад в эту работу внесли самозанятые, которым с 2023 предоставлена возможность регистрировать товарные знаки на себя как личный бренд: они подали 11 тыс. заявок.
По словам Юрия Зубова, бизнес начинает понимать ценность нематериальных активов: российские предприниматели в 2023 году вложили в них почти 2 трлн рублей, что на треть больше, чем в 2022-м. Роспатент, утверждает Юрий Зубов, прилагает усилия, чтобы бизнес активнее включал в оборот прав свою интеллектуальную собственность. Начатый год назад в Москве проект по кредитованию под залог интеллектуальных прав принес первые результаты: 12 московским компаниям в сфере энергетики, фармацевтики, строительства выданы кредиты на общую сумму более 300 млн рублей. И Юрий Зубов рассчитывает на дальнейшее развитие кредитования под залог интеллектуальных прав в регионах.