Энергичные инвестиции. «Экорусметалл» будет выпускать аккумуляторы

Фото: ecorusmetal.com

Компания «Экорусметалл», вошедшая в прошлом году в холдинг «Акрон» миллиардера Павла Морозова, вложит 1,4 млрд рублей в производство аккумуляторов для автомобилей в Сланцевском районе Ленобласти. Предприятие долго не могло наладить безубыточное производство, но с новым собственником планирует реализовать программу импортозамещения и занять до 14% отечественного рынка.

Минус импорт

Крупный переработчик аккумуляторов «Экорусметалл», входящий в холдинг «Акрон», диверсифицирует бизнес. Компания инвестирует 1,4 млрд рублей в создание производства аккумуляторов в Ленобласти. Соглашение о реализации проекта сегодня на Балтийском инвестиционном форуме подписали член совета директоров холдинга «Акрон» Александр Кобенко и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

«Проект по производству аккумуляторов — это логичное развитие нашего проекта в Сланцевском районе региона», — пояснил Александр Кобенко. По его словам, «Экорусметалл» перерабатывает старые аккумуляторы в чистый свинец и его сплавы. Эту продукцию покупают в том числе производители аккумуляторов и переработчики пластика. 

«После запуска нового завода в первом квартале 2026 года около 80% получаемого в результате переработки свинца будет использоваться самим «Экорусметаллом» для производства новых аккумуляторов», — уточнил Александр Кобенко.

Мощности завода составят около 2 млн аккумуляторных батарей в год. Для сравнения, сейчас в Россию импортируется 6 млн единиц такой продукции в год. Емкость всего отечественного рынка аккумуляторных батарей, по оценке Александра Кобенко, составляет около 14 млн единиц продукции в год (крупнейшими игроками являются Тольяттинский аккумуляторный завод и Тюменский аккумуляторный завод).

«После выхода на проектную мощность «Экорусметалл» займет около 14% от общего объема российского рынка. Мы рассчитываем вытеснить с него часть импортной продукции», — отметил Александр Кобенко. Продукцию предприятие будет поставлять на Северо-Запад и в Центральный федеральный округ.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

«Акрон» — крупный промышленный холдинг, который занимается в том числе заготовкой и переработкой лома черных и цветных металлов. Бизнес контролирует бизнесмен Павел Морозов. В «Акрон» входит более 20 производственных площадок. АО «Акрон Холдинг» управляет основной частью активов, совокупный доход которых превышает десятки миллиардов рублей в год. 

В 2022 году «Акрон» приобрел у французской энергомашиностроительной корпорации Schneider Electric компанию, которая управляет заводом «Электрощит» в Самаре. До конца года «Акрон» также намерен приобрести трансформаторный завод в Абу-Даби. Это современное предприяте построила компания Siemens с саудовскими партнерами, но партнерство не сложилось. Предприятие будет производить порядка 10 тыс. трансформаторов в год. Также в конце марта текущего года «Акрон» запустил в ОАЭ завод по производству медной катанки из металлолома.

«Экорусметалл» — один из самых современных в стране заводов по переработке свинцово–кислотных и аккумуляторных батарей. Его основная продукция — рафинированный свинец чистотой 99,98%, а также свинцово-сурьмянистые сплавы разных вариаций. 

Из рук в руки

Холдинг «Акрон» стал собственником «Экорусметалла» осенью прошлого года. У этого завода непростая судьба. Предприятие для переработки аккумуляторов в Сланцевском районе Ленобласти в 2016 году запустили эстонские инвесторы из фонда Ecomet Invest. В проект было инвестировано около 1 млрд рублей, включая кредиты банка «Санкт-Петербург», выданные под залог земли, зданий и оборудования. Несколько лет компания работала себе в убыток, у нее были проблемы с загрузкой.

В итоге «Экорусметалл» перешел под управление банка «Санкт-Петербург», который предоставлял компании средства на развитие. Позже его выкупило ООО «СЛС» — фирма по скупке аккумуляторных батарей у станции технического обслуживания, автомагазинов, автотранспортных предприятий, которую контролировали Сергей Шишков (60%) и Алексей Голуб (40%). Но новый собственник также не смог справиться с активом.

В декабре 2022 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по иску банка «Санкт-Петербург» взыскал с ООО «Экорусметалл» и ООО «СЛС» более 1,8 млрд рублей, а также обратил взыскание на производственный комплекс в Сланцах. В сентябре 2023 года «Экорусметалл» выкупило АО «Акрон Индустрия». 

Логичный шаг

Эксперты называют создание нового производства аккумуляторов в Ленобласти логичным шагом. «Во-первых, технологии не стоят на месте и новые аккумуляторы становятся эффективнее и легче. Такой может быть и продукция нового завода. Во-вторых, новое производство будет актуально для отечественных производителей автомобилей, поможет им сократить свои затраты, что отразится на цене автомобилей. В-третьих, создание данного производства актуально с точки зрения импортозамещения, развития собственного производства» - перечисляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. 

По его мнению, продукция нового завода увеличит выбор аккумуляторов для потребителей, что скажется на их цене. Также не исключено, что в дальнейшем аккумуляторы будут экспортировать. 

«Мгновенной конкуренции с другими производителями аккумуляторов не будет. Но со временем часть потребителей может выбирать аккумуляторы нового проекта, и конкуренция на рынке обострится», - заключил Дмитрий Баранов.

Кирилл Климентьев, аналитик «Цифра брокер» отмечает, что на фоне программ импортозамещения, а также повсеместного дефицита и удорожания иностранных запчастей, будет расти спрос на российские аккумуляторы, как для замены на текущих автомобилях, так и для установки на новые машины российских автопроизводителей.
«Запуск нового производства аккумуляторов в Ленобласти позволит продлить технологическую цепочку инвестора в России и одновременно сократит их импорт в Россию, который по имеющимся данным можно оценить в 5-6 млн штук в год», - заключил независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Восточный конкурент

По данным инвестиционно-аналитического агентства ПКР, объем рынка свинцовых аккумуляторов в России в 2023  году увеличился на 11%. «До 2022 года около 35–40% российского рынка свинцовых аккумуляторов приходилось на продукцию из Европы, Южной Кореи и Японии. Однако после 2022 года изменилась география поставок, и мы наблюдаем увеличение доли продукции из Китая и рост объема дешевых аккумуляторов», — отметили в компании.

По данным ее аналитиков, наиболее импортозависимым сегментом является сегмент промышленных аккумуляторов. В нем доля российского производства составляет лишь 20%. «Рынок свинцовых аккумуляторов в РФ находится на этапе трансформации, где ключевыми целями являются укрепление национальной производственной базы и повышение конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Отечественные  производители сталкиваются с вызовами по увеличению локального производства для сокращения зависимости от импортных поставок и повышения конкурентоспособности своих изделий», — сообщили в компании.

Согласно данным маркетингового агентства Roif Expert, в 2023 году объем российского импорта свинцовых аккумуляторов сократился денежном выражении, но вырос в натуральном. При этом доля импортной продукции по итогам прошлого года находилась на рекордно высоком уровне. Поставки свинцовых аккумуляторов из Китая, Турции и Словении увеличились, а из Вьетнама и Кореи — упали.

По данным консалтинговой компании KPMG, российский рынок аккумуляторов будет расти. С 2020 года по 2030 год его мощность увеличится с 126 МВт•ч в 2020 году до 25,5 ГВт•ч в 2030 году. Положительная динамика обусловлена в том числе развитием электротранспорта в стране.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня