Электросамокаты въезжают в правовое поле
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
В России готовятся ввести обязательную регистрацию, а также онлайн-контроль за движением электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Планируется, что соответствующий закон и поправки в ПДД вступят в силу 1 сентября 2026 года. Финансировать реформу Минтранс предлагает за счет «налога» на кикшеринг и даже частных пользователей.
По оценкам Министерства транспорта, в России используется почти 1 млн СИМ. Только за первую половину этого года с их участием произошло 1,9 тыс. ДТП, в том числе два десятка смертельных. Но движение таких транспортных средств по дорогам и тротуарам, по сути, юридически не урегулировано, равно как отсутствует и эффективная система контроля за их передвижением.
Средства индивидуальной вседозволенности
Понятие СИМ появилось в Правилах дорожного движения (ПДД) еще 1 марта 2023 года. Управляющих такими средствами граждан признали водителями, скорость ограничили 25 км/час и ввели иные требования.
Но эти поправки только запутали правовой статус. Так, электросамокаты с двигателем мощностью свыше 250 Вт, по сути, приравняли к мопедам, для управления которыми надо иметь водительское удостоверение категории «М», быть трезвым и соблюдать другие предъявляемые к водителям требования. Практика рассмотрения таких дел остается противоречивой.
В условия правового вакуума и контроля ежегодно фиксируется почти двукратный рост аварийности с участием СИМ. В 2023 году в отношении самокатчиков и электровелосипедистов было возбуждено более 66 тыс. дел об административных правонарушениях, в том числе в связи с причинением вреда здоровью пешеходов и управлением в состоянии опьянения. «Рост аварийности с участием СИМ и рост их количества при отсутствии необходимой инфраструктуры вызывает протестные настроения в обществе, включающие требования полного запрета использования СИМ на тротуарах», — отмечают в Минтрансе.
Велосипед XXI века
Подготовленные транспортным ведомством и представленные 13 сентября законопроект и новые поправки в ПДД впервые вводят четкую классификацию. Чиновники решили даже вновь «изобрести велосипед»: таковым признается транспортное средство с педалями, приводимое в движение мускульной энергией. При наличии двигателя это уже электровелосипед, а при отсутствии педалей и сидения — СИМ. Все моторные средства, имеющие любые двигатели мощностью до 4 кВт, объединяются новым понятием «средство микромобильности».
Самоходный транспорт подлежит обязательному учету с присвоением соответствующего знака (номера или метки). Регистрацию можно будет осуществлять через портал «Госуслуги», ведение реестра планируется возложить на подведомственное Минтрансу ФБУ «Росавтотранс». Без регистрации выезд на средствах микромобильности на дороги общего пользования (в том числе проселочные или тротуары) будет запрещен.
Также вводится запрет на управление в состоянии опьянения и обязанность о прохождении водителями медицинского освидетельствования. Также запрещается оставлять место ДТП, «принуждать пешехода предоставить преимущество» с помощью звукового сигнала и опережать пеший поток более чем на 10 км/час. Устанавливается порядок парковки СИМ. В частности, нельзя будет бросать электросамокаты на землю — они должны размещаться вертикально и не создавать помех движению пешеходов.
Цифровые кандалы
В городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) и населенных пунктах с населением свыше 50 тыс. человек планируется создать Региональные информационные системы средств микромобильности (РИССМ). По желанию местных властей их запустят и на менее населенных территориях.
Цель такой системы — постоянный контроль за передвижением средств микромобильности. Владельцы электросамокатов, электровелосипедов и других СИМ обязаны будут оборудовать их устройствами мобильной связи. Перед каждой поездкой им нужно будет авторизоваться в РИССМ и в режиме онлайн передавать данные о передвижении (геолокации). Такой онлайн-контроль позволит выявлять и допущенные управляющими СИМ правонарушения.
Вводятся и, по сути, «штрафные талоны». При фиксации пяти неоплаченных штрафов доступ к РИССМ ограничивается, то есть СИМ не сможет легально использоваться для новых поездок. Но оплата не спасет злостных нарушителей ПДД: систематическое (5 раз и более в течение одного года) привлечение к административной ответственности является основанием для блокировки учетной записи водителя.
Один из активный участников законотворчества в сфере СИМ, заместитель председателя комиссии Общественной палаты России Александр Холодов, критически относится к идее онлайн-контроля: «Минтранс вынашивает ее уже давно. Понятно, что кикшеринговые компании вынуждены будут исполнять эти требования. А вот многие частные владельцы электросамокатов, не исключено, не захотят регистрироваться и передавать геоданные. С мизерной вероятностью их будут ловить инспекторы ГАИ. Гражданин вправе вообще не иметь смартфона или использовать кнопочный телефон без средств навигации. Таким образом, с большой вероятностью новые требования в отношении частных СИМ работать не будут: владельцы массово откажутся от «цифровых кандалов» (регистрации в РИССМ)», – полагает Александр Холодов.
Сомневается в успехе реформы и член Совета при президенте России по правам человека Кирилл Кабанов. «Постановка на учет СИМ должна поставить точку в вопросе, что есть СИМ. Если постановка на учет, то это транспорт. И тогда мы переходим ко второму вопросу, о котором говорим давно: может ли транспорт находиться в пешеходной зоне? Конечно, нет. В противном случае мы не понимаем позицию Минтранса. Если это не транспортное средство, тогда надо ставить на учет скейтборды или роликовые коньки. Надо регистрировать СИМ, особенно мощные, и решать вопрос с запретом их передвижения в пешеходной зоне», — констатировал Кирилл Кабанов.
Арендная подать
Планируется, что федеральный закон и поправки в ПДД вступят в силу 1 сентября 2026 года. Для постановки на учет приобретенных до этой даты СИМ их собственникам выделяется 6 месяцев.
По расчетам Минтранса, создание государственного реестра средств микромобильности и РИССМ обойдется федеральной казне примерно в 420 млн рублей. Компенсировать эти расходы предлагается за счет взимания платы с компаний, оказывающих услуги по прокату электросамокатов и электровелосипедов. По оценке чиновников, сегодня шеринговыми является около 60% всех эксплуатируемых СИМ. «К примеру, установление таких отчислений в размере 1% от взымаемой платы за прокат позволит получить в год около 400 млн рублей. Аналитиками к 2025 году прогнозируется рост объема рынка до 39,5 млрд рублей», — отмечается в финансово-экономическом заключении транспортного ведомства.
Также на кикшеринговые компании возлагается обязанность заключить с региональными или местными властями специальные соглашения (типовую форму утвердит сам Минтранс) и взаимодействовать с РИССМ. С другой стороны, прокатным фирмам разрешается устанавливать для пользователей дополнительные требования и условия использования СИМ, а также «санкции за нарушения таких требований и условий, целью которых является повышение безопасности дорожного движения».
Кроме того, не исключается возможность введения платы и для частных владельцев средств микромобильности. «Учитывая, что для строительства и содержания транспортной инфраструктуры, в том числе для велосипедов, необходимы значительные расходы, законопроектом заложена возможность концепции «пользователь платит», констатируют в Минтрансе.