Электромобили на нефти и газе. Как это работает в Норвегии
Практически каждый новый автомобиль на дорогах Норвегии — электрический. Доходы от нефти и газа позволяют государству ускорить переход на транспорт с нулевыми выбросами. Уже в 2025 году страна планирует полностью прекратить продажи бензиновых и дизельных автомобилей.
Норвегия строит будущее без углеродного следа. Почти все новые автомобили, приобретенные норвежцами в этом году, работают на электричестве. Пока ни одной другой стране не удалось достичь таких результатов. Ускорить переход на транспорт с нулевыми выбросами и внедрять другие полезные инновации Норвегии помогают доходы от нефти и газа.
На продажу первых 10 тыс. электромобилей в Норвегии ушло 4 года — с 2008 по 2011. В 2024 году такое же количество электромобилей продается примерно за месяц. Если тенденция сохранится, то уже к 2029 году общее количество электромобилей превысит количество машин с бензиновыми и дизельными двигателями.
Бюджету этот переход обошелся недешево: страна освободила электромобили от налогов, взимаемых с автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и инвестировала немало средств в создание общественных зарядных станций.
Впереди планеты
По данным Международного энергетического агентства, в мире насчитывается уже более 40 млн электромобилей, всего год назад их было 26 млн. Прогнозы показывают: в этом году каждый пятый новый автомобиль на планете будет электрическим. Однако ситуация по странам сильно различается.
Например, в этом году в Германии и Франции доля электромобилей в объеме продаж составляет около 12,5%, в Великобритании — 16,5%, в Китае этот показатель приближается к 40%. Лидирует Норвегия — больше 94%. Бензиновые и дизельные автомобили здесь почти никто не покупает.
И правда, в Осло поражают не только фьорды, но и количество электрических авто, разъезжающих по улицам. Больше всего норвежцы любят Tesla Model Y, на долю которой приходится 19% от объема продаж. Затем следуют Volvo, Skoda, Volkswagen и другие. Всего на дорогах страны более 700 тыс. электромобилей.
Помимо автомобилей, на электричество переходит и другой транспорт. Многие паромы работают на аккумуляторах, а не на жидком топливе. А такой способ передвижения здесь распространен — местные жители используют его для поездок на работу, на учебу или в магазин. Плюс к 2025 году все новые автобусы для общественных перевозок будут электрическими или на водородном топливе.
Не плати и спи спокойно
Стандартная ставка НДС в Норвегии составляет 25% и распространяется практически на все товары. Однако электромобили освобождены от этого налога. Это одна из самых значительных льгот, которая заметно снижает их стоимость.
Например, если электромобиль стоит 400 тыс. норвежских крон (в пересчете 3,6 млн рублей), то с НДС его цена возросла бы до 500 тыс. (4,5 млн рублей). Благодаря освобождению от налога покупатели экономят четверть стоимости авто.
Льготу, конечно, через пару лет отменят. С 2023 года НДС уже введен налог на электромобили стоимостью свыше 500 тыс. крон, в результате чего такие модели, как Tesla X и Audi e-tron стали дороже. Налог, правда, взимается только с суммы, превышающей этот порог.
Премиальные автомобили, стоимость которых превышает эту отметку, занимают немалую долю — до четверти от общего объема продаж электромобилей. Норвежцы неплохо зарабатывают: средняя зарплата после вычета налогов составляет здесь около 40 тыс. норвежских крон (357 тыс. рублей) в месяц. Например, рабочие на фермах получают 27 тыс. крон (241 тыс. рублей), а операторы на нефтяных платформах и инженеры-геологи — 65 тыс. крон (581 тыс. рублей). Стоимость жизни здесь, правда, тоже очень высокая.
Бесплатный сыр
Норвегия внедрила и десятки других инициатив. Одной из первых в мире, еще в 1990 году, она освободила от налога импорт электромобилей.
В то время такие машины были редкостью, их производили экспериментально, например небольшая датская компания Kewet. Освобождение от налога значительно облегчало ввоз таких автомобилей, что способствовало внедрению новых технологий. Эта мера действовала почти 30 лет, но в прошлом году был введен новый налог, который теперь зависит от веса электромобиля.
В разные годы владельцев электромобилей также освобождали от платы за проезд по платным дорогам и на паромах, они не платили дорожный налог и бесплатно парковались на муниципальных стоянках в ряде городов, включая Осло. В то же время на автомобили с выбросами вредных веществ были введены повышенные налоги.
В Норвегии электромобили выигрывают не только в цене, но и по условиям движения. Например, на некоторых популярных маршрутах в Осло электромобилям разрешено пользоваться полосами для общественного транспорта.
На зарядку становись!
По мере того как электромобили стали доминировать на рынке, внимание государства переместилось на развитие зарядной инфраструктуры. В Норвегии сейчас насчитывается более 26 тыс. общественных зарядных станций. Всё больше зарядок появляется в торговых центрах, спортзалах, университетах и на автомагистралях.
Примерно 9 тыс. — быстрые зарядные устройства, которые позволяют заряжать до 80% батареи электромобиля всего за 15–20 минут. Потребители готовы платить более высокую цену за услугу быстрой зарядки — в среднем в 3 раза больше, чем они платят за электричество дома.
Сеть зарядных станций в Норвегии охватывает более 1,7 тыс. км, а зарядки вдоль основных магистралей расположены через каждые 50 км. Несмотря на развитую инфраструктуру, на каждую станцию приходится около 30 электромобилей. И в этом отношении страна не в первых рядах: в Китае, например, всего по семь машин на одну зарядку.
Это связано с тем, что в Норвегии приоритет за частными станциями. Право жильцов на зарядку здесь закреплено законодательно. С 2017 года жители многоквартирных домов могут требовать установку зарядных устройств на своих парковочных местах. В новостройках минимум 6% парковочных мест должны быть оборудованы зарядными станциями.
Есть на что разгуляться
В 2023 году налоговые льготы на электромобили обошлись норвежскому государству в 43 млрд крон (384 млрд рублей). Это компенсируют доходы от нефти и газа. Норвегия занимает 15-е место в мире по добыче нефти и входит в топ-10 стран по экспорту природного газа. Основные запасы нефти находятся на континентальном шельфе, а газ добывают на крупных морских месторождениях.
Норвегия применяет очень высокие налоговые ставки к нефтяным компаниям. В дополнение к стандартной ставке корпоративного налога в 22% нефтяные компании платят дополнительный налог, что увеличивает совокупную налоговую нагрузку на них до 78%. Это позволяет государству получать значительную долю прибыли, генерируемой нефтяной отраслью.
По оценкам, в бюджет только от нефтяной промышленности в 2024 году поступит 673 млрд норвежских крон. Тут можно разгуляться.
Цель — ноль
За счет доходов от нефтегазовой отрасли Норвегия быстрыми темпами идет к цели «ноль» — достижению углеродной нейтральности к 2050 году.
Среди крупнейших проектов, поддерживаемых государством, — Northern Lights стоимостью 6,9 млрд крон, первый в мире коммерческий проект по улавливанию и хранению углекислого газа. Выбросы с заводов собираются, доставляются на терминал, а затем по 100-километровому подводному трубопроводу отправляются в хранилище на глубине 2,6 км. Строительство завершено в сентябре, запуск ожидается в 2025 году.
Гидроэнергетика традиционно играет ключевую роль в энергетике Норвегии (93%), но страна активно развивает офшорные ветропарки — их уже 65, и в планах строительство новых. Значение ветроэнергетики особенно возрастает зимой, когда спрос на электроэнергию увеличивается, а эффективность гидроэлектростанций снижается.
Кроме того, Норвегия активно внедряет энергоэффективные здания и умные системы управления энергией. Новые строительные нормы требуют минимизации энергопотребления в жилых и коммерческих зданиях, что помогает снизить углеродный след в секторе недвижимости.