Эксперты назвали главные тренды отельного рынка России в 2025 году

15 Декабря 2025

Гостиничный рынок в этом году оказался единственным сегментом в недвижимости с положительной динамикой финансовых вложений. По данным Альянса экспертов рынка недвижимости (АЭРН), он привлек 50-55 млрд рублей, нарастив поступления год к году на 50%.

По данным Альянса экспертов рынка недвижимости (АЭРН), гостиничный рынок в 2025 году оказался единственным сегментом недвижимости, который показывает рост объема инвестиций. Вложения в отели в этом году по сравнению с прошлым вырастут на почти 50%, до 50-55 млрд рублей, сообщила президент АЭРН Яна Кузина. Речь не только о покупке бизнесом площадок под новые стройки и «уставших» зданий (в том числе, санаториев под реконструкцию), но также о проектах строительства сервисных апартаментов и санаторно-курортных комплексов. Сделки стоимостью менее 100 млн рублей аналитики в калькуляции не учитывали.

В АЭРН отмечают, что отели остаются интересным для бизнеса активом. Но многие девелоперы, сумевшие привлечь проектное финансирование в последние два года, в этом году столкнулись с недостатком ликвидности из-за жесткой денежно-кредитной политики банков. Не все смогли дойти до раскрытия уже одобренной кредитной линии. «Поэтому многие площадки с готовыми гостиничными проектами были выставлены на продажу», - пояснила Яна Кузина. 

Интересно, что инвесторами индустрии гостеприимства все чаще выступают девелоперы жилья. «Они особенно активны в премиальных и люксовых проектах гостиниц, где идет борьба за площадки и за качество продукта», - уточнила Яна Кузина. На ситуацию влияют господдержка сектора, включая льготное кредитование, налоговые льготы и субсидии, а также усиление интереса к внутреннему туризму. Тренды гостиничного рынка влияют на всю туристическую отрасль страны. Эксперты прокомментировали главные из них в 2025 году.

  1. Активные регионы 

По данным АЭРН, первое место по количеству новых отелей в 2025 году заняли не две столицы, а Краснодарский край, где сосредоточено около 40% всего отельного ввода. На втором месте оказались - Московская и Ленинградская области. А за третье место конкурируют между собой Большое кольцо России, Дальневосточный региона, Большой Алтай.

Илья Мочалов, руководитель архитектурно-ландшафтной компании «Илья Мочалов и Партнёры»:

— География курортов и гостиничных комплексов динамично расширяется. Заказы приходят из самых разных регионов. Особенно много проектов на Алтае, Камчатке, Дальнем Востоке, Урале и в Карелии. И точек активности на карте страны будет все больше, поскольку рост внутреннего туризма подстегивает развитие курортной недвижимости.

  1. Курс на оздоровление

Эксперты АЭРН отмечают, что за год стала очевидна растущая популярность отдельных форматов wellness & spa, а также глубоких программ оздоровления и комплексного обследования, совмещенных с курортным отдыхом. Операторы гостиниц часто кооперируются с медицинскими клиниками, и создают единый продукт, который обеспечивает приток клиентов как для медицинского, так и для курортного направления. 

Якова Канджо, основатель и гендиректор АМ Group и собственного бренда премиальной сантехники DEA Design:

— В 2025 году количество запросов на подбор сантехники для российских отелей выросло. Год к году рост составил примерно 15-20%. Этот тренд указывает на возросший интерес к внутреннему туризму, который стал важным фактором развития отрасли наряду с увеличением инвестиций в гостиничную недвижимость. Отели, предлагающие высококлассные спа-услуги, качественный номерной фонд, продолжают развиваться и модернизировать свой бизнес, будут опережать конкурентов и привлекать новых гостей.

  1. Отдых в историческом контексте

Еще один яркий тренд года - рост популярности туристических городов и малых городов России, которые привлекают туристов своей культурой, природой и локальными событиями. По данным «РЖД-Цифровые пассажирские решения», сформированным на основе аналитики платформы «Инновационная мобильность», в зимнем туризме сезона 2025/26 именно такие города вошли в топ-5 по спросу. Лидером стал железнодорожный маршрут между столицей и Казанью, рост к предыдущему сезону 2024/25 - 16%. В топе маршрут Москва-Нижний Новгород - рост 11% и Москва-Санкт-Петербург - рост почти 10%. В топ-15 по популярности автобусных путешествий по итогам летнего сезона-2025 вошли Петербург (рост 30%), Великий Новгород (рост 6%), Псков, Суздаль, Старая Русса, Переславль-Залесский. Появляется все больше отелей в старинных зданиях - купеческих особняках и усадьбах, стилизованных под архаичный быт, но со всеми удобствами. 

Арсений Дрожалин, СЕО Digniori Arts (занимается восстановлением объектов культурного наследия):

— Гостиница - одна из самых популярных функций приспособления старых зданий под современное использование. Но это непростые проекты. Редко попадаются здания в хорошем состоянии, с хорошей планировкой и крепкими перекрытиями, способные простоять еще 50-100 лет без серьезного редевелопмента. Как правило, они сильно повреждены и даже разрушены. Подобных зданий по всей стране более 12 тысяч.  Только профессиональный девелопер способен вдохнуть в них новые смыслы и новую экономику с минимальными инвестициями.

  1. Комплексный подход

Эксперты отмечают появление отельной недвижимости принципиально нового уровня: не просто «мест размещения», а объектов, которые максимально подчеркивают потенциал локации и всего региона. Появляется все больше проектов в формате “гостиница+прилегающая территория» , которые запоминаются и становятся любимыми точками на маршруте. Успех таких проектов - в грамотно выбранной концепции. Комплексный подход также позволяет привлечь на одну территорию несколько якорных брендов и разнообразить предложение отелями разного уровня и апартаментами.

Алексей Жлоба, заместитель генерального директора ПАО «ММК» по социальным вопросам, директор ООО «Территория Притяжения»:

— Городской курорт «Притяжение» в Магнитогорске – пример именно такого подхода. На территории в 400 гектаров мы собрали объекты инфраструктуры и локации для различных сценариев отдыха: один из крупнейших на Южном Урале термальных комплексов, центр развлечений, огромный насыщенный спортивный кластер, кафе и рестораны, массу прогулочных зон, бульвар, озеро с видовым мостом и многое другое. Пространство живет и с каждым годом привлекает все больше гостей. Было очевидно, что по мере роста популярности нам будут необходимы собственные объекты гостеприимства, ведь один только термальный комплекс способен дополнительно привлечь до 1 млн посетителей в год. Так, в 2025 году в парке появился отель на 40 номеров, который соединен с термами теплым переходом, в планах – гостиница 4 «звезды» на 185 номеров, строительство которой завершится уже в 2027 году.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня