— В сфере коммерческой недвижимости мы работаем одновременно с двумя целевыми аудиториями. Первая — это жители, для которых в жилом доме нам нужно предусмотреть всё, что им когда-нибудь может понадобиться. Недвижимость в центре города дороже, чем на окраине, из-за того, что там гораздо более разнообразная инфраструктура. Соответственно, наша географическая задача — восполнить ее недостаток в том или ином районе. В этом отношении вопрос, что нужно заложить в проект, в какой-то степени не имеет смысла.
Вторая аудитория — частные инвесторы, которые приобретают у нас коммерческие помещения для сдачи в аренду. Эти люди действуют на свой страх и риск и обладают самым разным опытом, что позволяет нам получать большое количество распределенных мнений. Для того чтобы отвечать запросам инвесторов, помещения должны быть универсальными и подходить для самого разного бизнеса. Все-таки ретейл — это очень живая штука, где всё время происходит ротация, появляются новые форматы. При таком подходе помещения найдут своего покупателя, а девелопер получит хорошую стоимость и возможность создать в жилом комплексе правильную инфраструктуру.
Мы строим всё больше и больше коммерческой инфраструктуры, но при этом число жителей в городе не увеличивается. Это значит, что количество денег, которые оборачиваются на площади, не растет. Таким образом, в ближайшее время появится лишняя инфраструктура, и далеко не все помещения будут востребованы. При этом бизнес пока не готов приспосабливаться к этим ограничениям и думать, куда девать лишние площади, как решать инженерные проблемы. В связи с этим наш рецепт простой: следовать за невидимой рукой рынка. Вы должны знать своего потребителя, уметь создавать форматные помещения и понимать, как управлять коммерческими объектами.