Эффект большого «ключа». В России растет число замерших бизнес-проектов

За последние 2 года в России остановлено 2,3 тыс. бизнес-проектов. Их общая стоимость превышает 13 трлн рублей. На фоне высокой ключевой ставки ЦБ, которая составляет 21%, в стране идет передел собственности. Судьбу закредитованных предприятий будут решать новые владельцы.

Инвестиционная активность в России находится на критически низком уровне, заявил на практической конференции «Современный завод в России — 2025», организованной компанией Meeting, глава ИАГ «ПКР» Даниил Новицкий. По данным компании, с 2022 по 2024 годы количество приостановленных по всей России проектов выросло в 4,4 раза, до 2,3 тыс. Общий объем инвестиций в замороженные инициативы составляет 13,4 трлн рублей.

За 2024 год в различных регионах страны было запущено более 10 тыс. новых производств на сумму 17,5 трлн рублей против 16,6 тыс. новых объектов с объемом вложений в 20,6 трлн рублей в 2022 году.

Даниил Новицкий также представил рейтинг регионов, где снижение инвестиционной активности было минимальным. На первом месте Москва, где приостановлено 7,7% проектов на сумму 926 млрд рублей. На третьем месте Ленобласть, где отложена реализация 10,4% заявленных инициатив стоимостью 1,3 трлн рублей. Петербург находится на не очень почетном 16-м месте: в городе заморожено 26,6% проектов по созданию новых производств на общую сумму 1,5 трлн рублей.

Риск и конкуренция

Эксперты говорят, что представленная аналитика не стала для них неожиданностью. «Уже были случаи, когда в Петербурге приостанавливали значительное количество проектов на фоне внешнеполитических сложностей, например в 2014 году», — говорит профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.

По ее словам, в Петербурге риски реализации проектов при любых неблагоприятных изменениях всегда были велики. «Такова специфика городского хозяйства», — говорит Елена Ткаченко. Петербург, по ее словам, жестко конкурирует с другими регионами за инвесторов, и при ухудшении инвестиционного климата некоторые компании готовы поменять локацию для создания новых производств. «Кроме того, Петербург уже потерял статус логистического центра, что раньше давало ему ряд преимуществ. Для логистики сейчас более привлекательным становится ЦФО», — поясняет эксперт.

При этом в соседней Ленобласти ситуация другая. «Структура экономики региона отличается от Петербурга. Там в принципе меньше проектов, причем основная их доля — это не самые крупные и денежные инициативы. И доля частных инвестиций меньше, чем в городе», — говорит она. По словам Елены Ткаченко, проекты, реализуемые в Ленобласти, инвесторы просчитывают более тщательно, и в целом вероятность их реализации больше, чем в городе.

Кто поможет инвесторам?

В минувшую пятницу ЦБ четвертый раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 21%. Это много. Поддержать промышленность в условиях высокого «ключа», по мнению экспертов, может расширение программ льготного кредитования для стратегических отраслей.

«Также стоит обратить внимание на развитие небанковских инструментов — выпуск облигаций с госгарантиями и создание фондов прямых инвестиций для снижения зависимости от кредитных ресурсов. Также важно оптимизировать налоговую нагрузку, то есть ввести налоговые каникулы для предприятий, внедряющих инновационные технологии», — говорит член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.

«Экономику также поддержит разработка мер по созданию и развитию частных индустриальных парков, а также создание индустриальных парков в границах ОЭЗ», — говорит Даниил Новицкий. Появление новых индустриальных площадей позволит сократить затраты инвесторов на строительно-монтажные работы, уменьшить сроки запуска новых объектов.

«Закупку оборудования можно профинансировать с помощью средств Фонда развития промышленности (ФРП) — как регионального, так и федерального», — говорит эксперт. Для региона индустриальные парки и технопарки окупятся в течение 7–10 лет за счет НДФЛ резидентов, налога на прибыль и арендной платы, отмечает Даниил Новицкий.

Снова ожидаются заморозки

В 2025 году заморозка инвестиционных проектов, по мнению экспертов, продолжится. «Доля импорта в отраслях по-прежнему останется высокой. Зависимость от курса доллара и евро в ценообразовании на целые группы товаров и оборудования также будет значительной», — прогнозируют аналитики ИАГ «ПКР».

«Оборотный капитал для производственных предприятий в стране стоит 25–28%, что выше нормы рентабельности. При текущей ставке расширение производств становится невозможным, что в конечном счете означает дальнейший рост цен», — отметил Даниил Новицкий.

В свою очередь, Дмитрий Тортев ищет в текущей ситуации положительные моменты. Он считает, что нынешняя ключевая ставка может всё же дать положительный эффект. «Промышленность вынуждена искать внутренние резервы: сокращать издержки, повышать производительность и переориентироваться на внутренний спрос. Это в долгосрочной перспективе укрепит конкурентоспособность сектора», — полагает он.

Бизнес живет ожиданиями

Некоторые аналитики считают, что изменить ситуацию в плане инвестиций могут даже обещания властей. «Бизнес живет ожиданиями, и если Банк России поменяет риторику и даст понять, что дальше нас ждет снижение «ключа», это уже снизит ставки по кредитам и сделает долгосрочное планирование компаний более прогнозируемым, а долговой рынок более доступным», — комментирует Иван Ефанов, аналитик «Цифра брокер».

Другие эксперты не так оптимистичны. Они полагают, что реальное снижение «ключа» не даст быстрого эффекта. «Инвестиционные процессы инертны, поэтому возврат к прежней ситуации не будет быстрым. Процесс растянется и на 2026 год», — считает Даниил Новицкий.

«Подавляющее большинство бизнесов работает с рентабельностью 10–25%. Соответственно, для оживления деловой активности ставки банковского кредита должны упасть до 10–15%», — считает медиааналитик телеграм-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский.

Когда инвестиционная активность будет восстанавливаться, эксперты сказать не берутся. По их наблюдениям, за счет высоких ставок начался передел собственности. «Решать вопрос развития закредитованных компаний будут новые собственники или банки-кредиторы», — констатирует Дмитрий Кумановский.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня