Добрый овербукинг

Депутаты Госдумы предлагают полностью запретить авиакомпаниям продавать не обеспеченные местами билеты (овербукинг). В то же время авиакомпании хотят узаконить такую практику. Они готовы предложить «лишним» пассажирам, согласным скорректировать свои планы, более комфортные условия перелета. Однако вопрос добровольности отказа от путешествия остается открытым. В отсутствие четкого регулирования пассажиры практически беззащитны.
По статистике, от 5 до 15% обладателей билетов опаздывают на регистрацию или по разным причинам отказываются от полета. Рассчитывая на таких пассажиров, многие авиакомпании допускают овербукинг — изначально продают немного больше билетов, чем мест в салоне самолета. Проблемы возникает в ситуациях, когда оказывается, что мест все-таки не хватает.
Игры доброй неволи
Внесенный вчера в Госдуму законопроект вводит прямой запрет на реализацию авиабилетов в количестве, превышающем общее число мест на воздушном судне. «Некоторые авиаперевозчики злоупотребляют своим положением и реализуют билеты на рейс в количестве, кратно превышающем количество мест. Особенно часто такая ситуация возникает на популярных направлениях перелета в туристический сезон. Вследствие чего у многих пассажиров рушатся планы – «сгорают» брони в отелях, они пропускают другие сегменты перелета», – отмечается в пояснительной записке.
Это своеобразный ответ на инициативу легализовать овербукинг под слоганом Win-Win, с которой на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) выступило ПАО «Аэрофлот». В рамках программы пассажирам, готовым поменять билеты в последний момент перед вылетом, предлагается изменить рейс, получить компенсацию или повышенный класс обслуживания. В таком случае освободившиеся места достанутся тем, кому важно улететь вовремя. «Овербукинг позволяет одним управлять своим временем и отдыхом, получая бонусы, другим — покупать билеты по сниженной цене. При этом все гарантированно улетят в нужном направлении, а авиакомпании получат 100%-ную заполняемость. И, самое главное, овербукинг будет способствовать решению государственной задачи по повышению доступности авиаперевозок», — декларируется в презентации авиакомпании.
Директор юридического департамента ПАО «Аэрофлот» Анна Хомякова призналась журналисту «НП», что многих шокирует предложенный клиентоориентированный подход: «Это исключительно про пассажира и для пассажира. Те, чей вылет перенесен, должны получать соответствующие компенсации».
Однако речь идет не о добровольном, а о принудительном отказе от перелета. Поэтому, в целом поддерживая идею, в транспортном ведомстве считают проблему не такой простой: «Мы видим, что пассажиры не защищены. Базовые принципы, которые мы себе ставим в качестве приоритета — это забота о пассажире, его информирование на каждом этапе бронирования и обязательное предоставление компенсации. Сверхбронирование будет возможно только на рейсах, летающих не реже двух раз в сутки (возможно, чаще). Также мы определяем категории защищенных пассажиров (люди с детьми, с ограниченными возможностями). Эти принципы, возможно, не очень понравятся перевозчикам», — констатировал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев.
Кто проиграл, тот прав
Лоббирующие введение овербукинга авиакомпании апеллируют к западному опыту. Сверхбронирование допускается в странах Евросоюза, США, Китае, Индии, Бразилии и других. «Чаще всего пассажирам предоставляется билет на другой рейс с повышенным классом обслуживания и оплачивается отель либо возвращается стоимость билета со штрафом», — поясняет управляющий партнер коллегии адвокатов «Аронов и Партнеры» Александр Аронов.
Категорически против введения овербукинга выступает Союз потребителей России. «Он разрешен в странах с высокой интенсивностью авиасообщения. Если самолет летает, скажем, каждые полчаса, перенос рейса чаще всего не играет существенной роли. Но в России по большинству направлений рейсы выполняются раз в сутки. Полагаю, что время вылета, особенно для авиаперевозок, имеет ключевое значение», — заявил журналисту «НП» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
Рассматриваемая инициатива — уже не первый проект легализации овербукинга. Очень похожую идею Министерства транспорта РФ Госдума отклонила еще 10 лет назад. В 2017 году группа депутатов предложила выплачивать «лишним» пассажирам компенсации в десятикратном размере стоимости билета. Формально этот законопроект до сих пор находится на рассмотрении.
Другой проект предусматривал введение карательных административных штрафов. Однако в Совете при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства такой подход признали неэффективным.
В отсутствие правового регулирования многие авиакомпании продолжают незаконную практику. Судебные решения выносились против «Победы», Utair, «КрасАвиа», Azur Air и других, транспортная прокуратура уличала в овербукинге также «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». «Авиакомпании заинтересованы в том, чтобы перевезти как можно больше людей. Это предпринимательская деятельность, которая имеет свои риски. Все эти риски оцениваются в деньгах», — отмечает Александр Аронов.
Ночные бдения
Действующее законодательство косвенно поощряет спорную практику: выплачиваемая пассажиру компенсация за задержку вылета составляет всего 100 рублей в час. Воздушный кодекс РФ предусматривает возмещение потребителю всех иных убытков, включая расходы на гостиницу, потери при опоздании на другой рейс, компенсации за несостоявшийся отдых, морального вреда и другие. Но взыскать их можно исключительно в судебном порядке.
Более того, транспортное ведомство готово сократить права пассажиров, гарантированные действующими Федеральными авиационными правилами. Так, в настоящее время авиакомпании обязаны предоставить гостиницу при задержке рейса на 8 часов в дневное или на 6 часов в ночное время. Уже подготовленные и одобренные Минтрансом поправки выделяют перевозчикам еще 2 часа. «Так, в случае даже 12-часовой задержки рейса, который по расписанию должен был вылететь в 21 час, перевозчик обязан будет разместить пассажиров в гостинице лишь к 7 часам утра. И сразу же увезти обратно в аэропорт на регистрацию. Полагаю, что такая норма выглядит как издевательство над пострадавшими пассажирами», — заявил один из участников общественного обсуждения проекта.
Чиновники убеждены, что предложенные изменения не угрожают правам потребителей и рассчитывают на добросовестность авиакомпаний: «Если перевозчику известно, что задержка рейса будет свыше 6 часов, он сразу начинает организацию размещения пассажиров гостинице», — констатировали в ведомстве.
Воздушное «этапирование»
Также действующие Федеральные авиационные правила разрешают авиакомпаниям, по сути, аннулировать билеты пассажиров, не воспользовавшихся одним их этапов перелета (например, опоздавшие на рейс в одну сторону не смогут улететь и обратно).
В транспортном ведомстве объясняют такую логику экономикой: «Услуги или товары, продаваемые оптом, всегда стоят дешевле, поскольку за счет объема возможно снижать цену. Поэтому стоимость перевозки на отдельных участках в случае приобретения пассажиром билета сразу туда и обратно, ниже», — поясняют чиновники.
Защитники прав пассажиров относятся к такому правилу критически: «Единый билет в любом случае стоит дороже, чем один из этапов. По логике Минтранса, заказавший комплексный обед посетитель ресторана не вправе получить второе, не съев полностью первое», — приводит пример адвокат Александр Зайцев.
Подготовленные поправки позволяют сохранить за пассажирами право воспользоваться обратным перелетом при условии уведомления авиакомпании заранее или в течение двух часов после вылета первого невостребованного рейса. Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает такой вариант решения проблемы компромиссным: «Надо смотреть с разных сторон. Авиакомпании аннулируют обратные билеты, так как не знают, добрался ли пассажир до места назначения и намерен ли он вообще воспользоваться перелетом. Каждое место стоит денег. Если пассажир уведомит перевозчика, билет сохранится», — полагает Илья Зотов.