Динара Галеева: «Доставка еды из ресторана становится рутиной»
Какими темпами растет рынок доставки готовой еды из ресторанов, как пользователи выбирают заведения для заказов на дом и какую еду любят больше всего, рассказала Динара Галеева, руководитель службы ресторанных продуктов и интеграций в «Яндекс.Еда».
Новое поколение — новые привычки
Рынок доставки готовой еды продолжает расти, и рынок доставки еды из ресторанов не исключение. С этой услугой, по нашим данным, работает сейчас более 60% заведений в России. Мы предполагаем, что при той динамике роста, которая наблюдается сейчас, объем рынка доставки из ресторанов в 2024 году превысит 600 млрд рублей.
Прежде всего услугами доставки пользуется молодое поколение. 71% нашей аудитории — это пользователи до 35 лет. То есть у них уже сформирована привычка заказывать еду из ресторанов. При этом каждый третий новичок на нашем сервисе — в возрасте от 18 до 24 лет, и эта аудитория любит более фастфудную еду: бургеры, шаурму, блюда на компанию, — которая позволяет сэкономить. С возрастом они начнут заказывать более здоровую пищу, потому что чем старше аудитория, тем более популярными становятся салаты.
Вторая тенденция — то, что рынок уже приучен к быстрой доставке. Мы видим, что 30 минут для пользователей — это норма, и именно это является фактором номер один при выборе услуги доставки: вероятность повторного заказа при доставке до 30 минут на 20% выше, чем при доставке до 65 минут и дольше.
Следующий важный тренд — это, конечно, ценовые характеристики блюд и запрос на выгоду от пользователей Люди обращают внимание не только на скорость: они ищут те рестораны, где предлагаются акции, скидки и прочее. В Петербурге, например, мы видим, что каждый четвертый заказ делается со скидкой, то есть с применением какого-либо промокода от сервиса или от наших партнеров в ресторанах.
Поход в ресторан не редкость
Что касается еды непосредственно в заведениях общественного питания, то большинство пользователей, согласно нашему исследованию, выбирают поход в ресторан или бар не менее 1 раза в месяц. Чаще всего это, конечно, семейный поход либо посиделки с друзьями, но, конечно, не только: в ресторанах проходят свидания и деловые встречи; люди в них обедают и ужинают, находясь в отпуске или в командировках; приходят, когда лень готовить дома или хочется разнообразия.
Важную роль при выборе ресторана играют рекомендации. Это могут быть рекомендации знакомых или друзей, но люди смотрят также и на рейтинги ресторанов на картах в навигаторе и на агрегаторах служб доставки еды, читают ресторанные обзоры. Это показывает, как важно на самом деле сохранять репутацию своего заведения.
Кроме того, пользователи и в офлайне, и в онлайне заранее обращают внимание не только на цены, но и на сам ассортимент: очень важно, чтобы у ресторана было опубликовано меню с фотографиями блюд, поскольку люди перед походом в ресторан хотят посмотреть, что в нём продается и по какой цене.
При этом мы также посмотрели, в каких случаях пользователи оставляют потом отзывы о посещенном заведении. Часто бытует мнение, что если человеку что-то понравилось, он это воспринимает как должное, а вот если не понравилось, то обязательно напишет и везде расскажет. Так вот, как оказалось, чаще всего пользователи оставляют именно положительные отзывы, когда что-то как раз понравилось: обслуживание, еда, либо было что-то вообще вау-интересное, то есть какая-то фишечка ресторана.
Частота заказов растет
Согласно нашему исследованию, за последние 3 месяца 52% пользователей заказывали доставку готовой еды в ресторане. То есть доставка становится привычкой. Какие тренды мы ожидаем в доставке?
Заказы будут больше смещаться в сторону дневных и вечерних пиков, а с течением времени появится большая вероятность утренних заказов, и ресторанам нужно быть готовыми к этому.
Растет частотность заказов: прирост количества заказов на одного пользователя составляет 33%.
При этом по России в целом наиболее популярны такие кухни, как татарская, восточная, но и домашняя тоже. Также довольно популярна здоровая еда. Есть и растущие кухни, к которым проявляется интерес, например тайская и корейская: у людей есть желание попробовать что-то новое и интересное. Но в основном, конечно, они предпочитают более понятную и простую кухню.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области картина выглядит похожим образом, но мы увидели два интересных момента. Во-первых, здесь популярна скандинавская кухня, во-вторых — французская. И это очень интересный тренд. То есть, помимо простой и понятной кухни, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области также экспериментируют с какими-то новыми вкусами.
Привычка не отменяет эксперименты
Резюмируя сказанное, отмечу, что пользователи чаще заказывают доставку из привычных мест: три из четырех заказов пользователь делает в уже проверенных им ресторанах.
При этом с каждым повторным заказом он становится лояльнее, и вероятность того, что после третьего заказа в ресторане он сделает четвертый в нем же, составляет 71%. Поэтому так важно работать над лояльностью пользователя: чем чаще он у вас заказывает, тем выше вероятность того, что он вернется.
Но не забываем, что один заказ из четырех он делает в новом заведении, то есть у него есть желание экспериментировать. И это только усиливает важность работы над качеством сервиса и своего продукта.
По материалам конференции «Тема Еды» от «Яндекс.Еда»