Денис Коварский: «Растет спрос на умнеющую технику»
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
В прошлом году продажи на маркетплейсах электроники и бытовой техники выросли на 15%. Денис Коварский, PR-менеджер «Ситилинк», рассказывает, какие именно устройства пользуются наибольшим спросом и почему умный дом является драйвером всей бытовой техники.
За последние 2 года заметно вырос спрос на складные устройства, несмотря на то что они занимают всего 10–13% от общего объема смартфонов. Производители также активно идут в эту нишу, предлагая рынку всё больше устройств и в формате книжки, и в формате пудреницы, совершенствуют их, делают более устойчивыми, технологичными и удобными в повседневном использовании. При этом темпы спроса на рынке b2b выше, чем на b2c.
Другой тренд — это рост популярности смартфонов китайских производителей верхнего ценового сегмента. Конечно, то, что рынок сейчас активно покупает смартфоны китайского производства, ни для кого не секрет, но если ранее основной рост происходил в низко- и среднеценовом сегментах, то сейчас люди стали покупать премиальные смартфоны стоимостью от 70–80 тыс. рублей. И сейчас такие бренды, как те же Huawei, Honor, Xiaomi и другие, пользуются спросом.
Сами бренды-производители также обращают на это внимание и привозят те устройства, которые ранее представлялись только на локальном рынке в Китае, либо, если мы говорим про Samsung, то в Корее. Теперь эти модели появляются и у нас: люди начали доверять высокому ценовому сегменту.
Что касается портативных устройств и носимых гаджетов (браслеты, умные часы и прочее), то спрос по итогам первого полугодия 2024 года вырос на 30% год к году. Люди продолжают покупать носимые устройства в том числе из-за того, что на рынке появилось большое количество производителей, предлагающих интересные инновационные решения. Так что сейчас пользуются спросом как классические часы и браслеты, так и какие-то нестандартные.
Как мы видим через опросы и исследования, покупатели хотят получить какие-то дополнительные функции, которых не хватает в смартфоне. Они хотят видеть уведомления на руке, отслеживать свое здоровье, ритм сна, спортивные активности. И если несколько лет назад носимые устройства казались чем-то диковинным и необязательным, то сейчас люди стали покупать их целенаправленно, потому что видят в этом смысл и понимают, зачем и как они это интегрируют в свою жизнь.
Умный дом как драйвер комфорта
Следующая категория, которую я хотел бы выделить, — это ТВ и устройства для умного дома. Умный дом стал драйвером не только для бытовой техники, но и для телевизоров, потому что все производители стремятся сегодня добавить какую-то функциональность, какие-то фишки, которые позволят настроить комфортное пребывание в помещении.
Говоря об умном доме, мы имеем в виду не только дом как таковой: это может быть офис или какое-то другое коммерческое помещение, где с помощью голоса или мобильного приложения можно управлять светом, шторами, бытовыми устройствами. И умный дом интегрирован сейчас фактически во все устройства: роботы-пылесосы, стиральные машины, посудомоечные машины, чайники.
И, конечно, сами колонки являются основным устройством, которое позволяет запустить экосистему умного дома. Темпы роста продаж колонок очень высокие: по итогам первого полугодия 2024 года рост составил порядка 40–50% год к году, и эта динамика не снижается уже несколько лет.
Умные колонки можно сегодня назвать, наверное, новым смартфоном, потому что это супервостребованная категория, в нее сейчас вкладываются большие ресурсы, сами колонки становятся круче, интереснее. Чаще всего они становятся входным билетом в умный дом: люди покупают колонки низкого ценового сегмента, за 3–5 тыс. рублей, то есть самые базовые, позволяющие понять, как вообще взаимодействовать с голосовым ассистентом, насколько это удобно, не мешает ли повседневной жизни, а потом начинается путь к строительству умного дома.
Робот-пылесос становится нужным
Вообще, умный дом — это драйвер для других категорий, в том числе для носимых устройств, потому что все производители, предлагающие носимые устройства, интегрируют туда функциональность умного дома: когда ты можешь даже не со смартфона, а с умных часов открывать дверь, закрывать ее, включать чайник, включать-выключать свет, увлажнитель, кондиционер — всё что угодно.
В целом техника для дома сегодня стала ключевым драйвером спроса. Те же роботы-пылесосы ранее казались чем-то необязательным, им не хватало каких-то функций, той же влажной уборки, которая если и присутствовала, то была поверхностной и не заменяла полноценную уборку дома. Сегодня роботы-пылесосы со станциями очистки — это полноценный гаджет, который закрывает множество потребностей, ты можешь месяца на два вообще забыть о ручной уборке, и темпы спроса на них только растут.
Другие категории, такие как посудомоечные и стиральные машины, менее востребованы, поскольку сами эти устройства не предполагают полной автоматизации: ты всё равно должен подойти и положить туда посуду или белье, прежде чем ее запустить. Но какая-то функциональность присутствует: для кого-то важно, например, отслеживать потребление воды, потребление электроэнергии. И производители начинают с малого — с такой аналитической функциональности, а помимо этого запускают функции, помогающие удаленно управлять этими машинами.
Без ноутбуков и планшетов никуда
Из других категорий, которые можно рассмотреть как трендовые, — ноутбуки и планшеты. Ноутбуки остаются главными устройствами, которые покупает крупный бизнес. И в сегменте b2b, и в b2c мы видим большой спрос на бренды китайских производителей и российских.
Спрос рождает предложение, производители активно внедряют функции, которых не было, и если когда-то ноутбуки российского производства отставали от западной техники, то сейчас они активно нагоняют ее, предлагая при этом более интересную стоимость и в целом соотношение стоимости, функциональности и качества.
В b2b-сегменте номером один в топе и лидером продаж являются, конечно, китайские производители, например Huawei, в первую очередь потому, что экосистемность тоже играет большую роль. Huawei и в мобильном сегменте занимает большое место, и, условно, если человек из бизнеса приобретает себе смартфон Huawei, то вряд ли он купит ноутбук от другого вендора. Экосистема — это драйвер, который двигает все категории сразу.
Планшеты тоже сейчас пользуются огромным спросом: на рынке появилось множество производителей, которых до этого не было. Ноутбук планшеты не заменяют, но они воспринимаются сегодня потребителями как устройства для контента, а иногда и для его производства.
Сборка ПК — перспективное направление
Наконец, мы видим рост спроса на сборку персонального компьютера (ПК) и комплектующие. Мы одними из первых предложили рынку конструктор для сборки ПК, который сейчас обновляем.
Но в целом на рынке появилось сегодня огромное количество вендоров, которые предлагают и видеокарты, и процессоры, и какие-то интересные решения по корпусам охлаждения, и другие комплектующие. Это очень востребовано, потому что готовые решения стали дороже, а сборка ПК предлагает гибкость: ты можешь собрать себе конфигурацию, которая будет на порядок выше по производительности, чем готовое решение от любого из вендоров. При этом будет и гарантия, и возможность дополнительной кастомизации, усиления и прочего.
Поэтому сборка ПК — это сегмент, в котором сейчас появляется большое количество новых производителей.
По материалам Международной выставки бытовой техники и потребительской электроники из Китая IEAE 2024