Деньги на кончиках пальцев. Как меняется рынок маникюрных услуг
Рынок маникюрных услуг после постепенного восстановления с 2022 года этой осенью продемонстрировал резкое падение спроса. Эксперты ждут укрупнения основных игроков сегмента и развития услуг маникюра по франшизе на фоне растущей конкуренции, сезонного провала продаж и других проблем.
Рынок маникюрных услуг Петербурга последние 2,5 года восстанавливался после провала продаж в начале 2022 года. Руководители салонов красоты надеялись, что в ближайшие месяцы спрос вернется на докризисный уровень, но текущая осень преподнесла сюрприз. Несколько участников рынка сообщили «Новому проспекту», что в сентябре и октябре падение спроса на услуги составило около 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. И это самое заметное падение спроса с начала СВО.
Участники рынка не могут объяснить причины такого резкого падения, хотя в целом подобное развитие событий, по их словам, не слишком удивительно. «А что еще может произойти на фоне кризиса, как не снижение оборотов? Правда, мы пока не понимаем, почему оно такое резкое и почему именно сейчас», — делится один из участников отрасли.
Вместе с тем руководители салонов красоты рассчитывают на всплеск посещаемости в декабре. В высокий предновогодний сезон спрос на маникюр обычно растет.
Рынок одиночек
Эксперты компании NeoAnalytics отмечали, что в 2021 году салоны красоты в России заработали около 150 млрд рублей. С учетом колебаний осеннего спроса обороты в этом году могли остаться примерно на том же уровне. При этом на Петербург, по оценке аналитиков, приходится около 13–15% российского спроса услуг салонов красоты, это 20–22 млрд рублей в год. Из них на маникюрные услуги приходится не менее 30% от всего объема или около 7 млрд рублей в год.
При этом более половины рынка города занимают одиночные салоны красоты и маникюра. Крупными сетевыми игроками считаются компании «Пилки» и «Кисточки».
Конкуренция на рынке довольно высокая, равно как и качество предоставляемых услуг. «Сейчас, записываясь к мастеру маникюра, человек выбирает салон красоты или студию около дома. В другой район он не поедет, потому что уже везде работают грамотные мастера», — отмечает Евгения Трифаничева, генеральный директор салона красоты «Теодея».
«Правда, если речь идет о наращивании ногтей, то тут клиенты готовы ехать к мастеру и не жалеют времени, потому что хороших специалистов в этой сфере не так много», — отмечает руководитель салонов «Лаки Лайк» и «Бигуди», президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
Здоровье всегда в моде
Эксперты отмечают, что, несмотря на снижение выручки у ряда компаний, в целом сегмент маникюрных услуг во время кризисов демонстрирует относительную стабильность: после сокращения спроса он неизменно восстанавливается, потому что россиянки привыкли регулярно ухаживать за руками и не отказываются от этих услуг.
«Всё чаще на услуги маникюра приходят мужчины. Им тоже нужны забота о себе, релакс и ухоженный вид», — говорит Яна Кольцова, владелица одноименного салона красоты. Среди тенденций она называет спрос не просто на красивые, но и на здоровые ногти: «Снижается популярность маникюра с гель-лаком. Растет интерес к маникюру с лечебным покрытием ногтей или вовсе без покрытия».
«Также популярным стало покрытие ногтей так называемым халяльным лаком (пропускает воду и кислород). Возвращается спрос на наращивание ногтей», — отмечает Лялья Садыкова.
«Что касается других видов покрытий, то мы видим интерес к пленочному маникюру, который наносится намного быстрее, чем гель-лак. Кроме того, при создании пленочного маникюра у мастера большие возможностей разнообразить дизайн», — рассказывает Кристина Мунжиу, коммерческий директор сети студий красоты Pink Lemon.
Время поглощений и франшиз
Обсуждая перспективы развития рынка, его участники говорят, что высокая конкуренция может в ближайшее время обостриться еще сильней.
«Мы можем бороться за клиента, обучая наших мастеров наиболее прогрессивным методам маникюра, повышая качество услуг, сервис и создавая уютную атмосферу в салонах», — комментирует Кристина Мунжиу.
Компаниям также важно реагировать на все изменения спроса. «Если будет новый тренд или веяние, конечно, клиент пойдет туда, где ему предоставят эти новые услуги», — говорит Лялья Садыкова.
По ее мнению, прогнозировать заметное увеличение емкости рынка не стоит. «Скорее он будет развиваться за счет слияний и поглощений: сетевые компании будут присоединять к себе одиночные салоны», — полагает Лялья Садыкова.
Другие эксперты тоже считают, что в ближайшее время в сегменте маникюрных услуг будут в основном развиваться сети, причем главным образом по схеме франчайзинга. «Мы открыли летом 2024 года в Петербурге наш первый салон маникюра и сейчас рассматриваем новые варианты развития по франшизе. Планы по расширению в Петербурге у нас есть», — отмечает Кристина Мунжиу.
Эксперты уверены, что развитие рынка будет идти именно за счет сетевых франшиз, поскольку такая схема работы позволяет инвестору получать поддержку и консультации от владельца бренда, начиная от выбора локации и заканчивая организацией бизнес-процессов.
«Наша бизнес-модель позволяет компании получать выручку в 4–6 млн рублей в месяц против 2,5 млн рублей в среднем по рынку. Прибыль одного салона при работе по нашей франшизе составляет более 420 тыс. рублей в месяц, что примерно вдвое выше среднего показателя по рынку», — констатирует Кристина Мунжиу.