Деньги на дереве. «Вологодские лесопромышленники» подхватили бизнес австрийцев

26 Марта 2025

Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат №3. Фото: группа «ВЛП»

Группа «Вологодские лесопромышленники» инвестирует более 2 млрд рублей в модернизацию Лесопильного и деревообрабатывающего комбината №3 в Новгородской области. В планах компании увеличение мощностей по переработке сырья и создание производства конструкций для деревянного домостроения. Эксперты полагают, что проект имеет стратегический характер.

Группа «Вологодские лесопромышленники» (ВЛП) заявила о новых планах модернизации Лесопильного и деревообрабатывающего комбината №3 (ЛДК №3) в Малой Вишере Новгородской области. Это бывшее ООО «Хасслахерлес» российского представительства австрийского концерна Hasslacher Group, которое ВЛП приобрела у иностранного собственника в апреле 2023 года. 
Начиная с 2025 года, группа «Вологодские лесопромышленники» направит более 2 млрд рублей на модернизацию комбината, чтобы увеличить мощности переработки сырья, развить собственную заготовку древесины в регионе, а также создать производство конструкций для деревянного домостроения, сообщили в пресс-службе ВЛП. 
Проект предполагает двухэтапную реализацию. На первом этапе, который уже начат, произойдет увеличение объемов лесопиления, а на втором будет организовано производство конструкций для деревянного домостроения. Актуальные параметры проекта в ВЛП не уточнили, отметив лишь, что такая информация «может быть раскрыта только после утверждения проекта на федеральном уровне». 
Как рассказали «Новому проспекту» участники рынка, знакомые с ситуацией, у ВЛП еще нет точного представления о параметрах проекта. Известно лишь, что группа рассматривает возможность создания на базе ЛДК №3 производства клееных плит для перекрытий.

Вторая попытка

Обсуждаемый ВЛП вариант модернизации ЛДК №3 не первый. Похожую идею собирался воплотить в жизнь и предыдущий владелец комбината. В 2020 году проект под названием «Модернизация деревообрабатывающих мощностей и организация производства элементов деревянного домостроения на ООО «Хасслахерлес» получил статус приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. 
Тогда же Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области предоставило инвестору в долгосрочную аренду без аукциона лесные участки в границах лесничеств региона общей площадью более 339,7 тыс. га. Там ежегодно можно было заготавливать 671,7 тыс. м3 древесины. 
Согласно паспорту инвестпроекта, ООО «Хасслахерлес» намеревалось увеличить объемы производства пиломатериалов на 31%, до 144,28 тыс. м3 в год, пеллет — в 2,3 раза, до 60,6 тыс. тонн в год, а также наладить выпуск 50 тыс. м3 элементов для деревянного домостроения ежегодно. В этот проект австрийский владелец новгородского предприятия собирался вложить чуть более 2 млрд рублей. В 2024 году обновленный комбинат должен был выйти на проектную мощность. Половину продукции австрийцы собирались реализовывать на внутреннем российском рынке, половину — отправлять на экспорт в Европу. 
После приобретения ООО «Хасслахерлес» в 2023 году группа «Вологодские лесопромышленники» объявила о намерениях продолжить модернизацию комбината по имеющемуся проекту. Соглашение о намерениях было подписано на ПМЭФ-2023 губернатором Новгородской области Андреем Никитиным и генеральным директором ГК «ВЛП» Александром Шаньгиным. Тогда речь шла о том, что группа вложит в развитие комбината 2,6 млрд рублей. На эти деньги предполагалось в 2 раза увеличить объем распиловки древесины, организовать производство клееного бруса и питомник по выращиванию 2 млн саженцев в год. Старт модернизации был назначен на 2024 год. Однако, как следует из документов администрации Маловишерского района, этого не произошло, реализация проекта была приостановлена.

Суд да дело

В конце 2023 года выяснилось, что ООО «Хасслахерлес» не соблюдало поквартальный график реализации инвестпроекта и не заключило договоры аренды лесных участков. В июле 2022 года Минприроды Новгородской области выдало компании предписание об устранении нарушений до декабря 2023 года. В апреле 2023 года группа «ВЛП» приобрела 100% долей ООО «Хасслахер» и переименовала актив в ООО «ЛДК №3». В августе Минприроды напомнило уже новому собственнику об обязательствах по инвестпроекту. Однако владелец комбината предписание не исполнил. За день до истечения срока действия предписания ЛДК №3 попросил продлить его еще на полгода. 
Министерство отказалось идти компании навстречу и в январе 2024 года издало приказ об исключении инвестпроекта из числа приоритетных. ООО «ЛДК №3» обратилось в арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании приказа недействительным, но безуспешно: суд сначала первой инстанции, а затем и апелляционной встал на сторону новгородского Минприроды. В ноябре 2024 года Минпромторг РФ издал приказ об исключении «приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса ООО «ЛДК № 3» (ООО «Хасслахерлес») «Модернизация деревообрабатывающих мощностей и организация производства элементов деревянного домостроения на ООО «Хасслахерлес» из перечня приоритетных инвестиционных проектов». 
Формально у уполномоченного органа имелись основания для исключения, уверены юристы. «Инвестор отставал от поквартального графика более чем на год, а выданное предписание им не было исполнено. Возразить тут что-либо сложно: договор либо есть, либо его нет», — говорит юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Валерия Дозорова. Она отмечает, что подобные споры не редкость и периодически возникают в судебной практике в различных регионах. При этом, говорит Валерия Дозорова, суды встают на сторону государственных органов: «Негативных решений, то есть не в пользу инвесторов, как правило, больше».

Красивый отказ

По мнению экспертов, нежелание ВЛП реализовывать модернизацию «ЛДК №3» по «плану «Хасслахерелеса» логично. Австрийская компания разрабатывала проект в совсем других геополитических реалиях, когда были возможности поставки необходимого технологического оборудования и открыт европейский рынок сбыта. «Однако после событий 2022 года ситуация кардинально изменилась», — рассуждает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. После того как поставки продукции ЛПК в Европу — основной рынок сбыта для лесопромышленников Северо-Запада — стали невозможны, планы по увеличению выпуска пеллет, пиломатериалов и созданию производства клееного бруса в Новгородской области оказались неактуальными. «На внутреннем российском рынке найти сбыт для всей этой продукции затруднительно, а «разворот на Восток» происходит не так быстро, как хотелось бы», — говорит Виталий Липский. 
Кроме того, исполнение предписания Минприроды Новгородской области привело бы к финансовым потерям для ЛДК №3. «Ведь одно из последствий исключения проекта из числа приоритетных — прямо предусмотренная законом обязанность инвестора уплатить арендную плату в полном объеме за весь период пользования лесным участком, при этом расчет арендной платы уже производится без применения льготного понижающего коэффициента 0,5», — указывает Валерия Дозорова. Если же договоры аренды так и не были заключены, то пользования не было и, соответственно, обязанности платить арендную плату за такие участки у инвестора нет, отмечает она.

Новый виток

Между тем, полагают аналитики, новый проект увеличения объема производства пиломатериалов и организация производства элементов для деревянного домостроения на ЛДК №3 в краткосрочной перспективе по-прежнему неактуальны. Внутренний рынок пиломатериалов стагнирует, а экспорт продукции из регионов Северо-Запада России в Китай всё еще затруднен. По данным Росстата, в 2024 году в стране было выпущено 28,2 млн м3 пиломатериалов, что соответствует уровню 2023 года, а в январе 2025 года их производство сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на 1,4%, до 2 млн м3
В сложной ситуации находятся и производители домокомплектов.  Экспортные продажи, рухнувшие в 2022 году, не восстановились, а спрос на внутреннем рынке хоть и растет, но всё же не настолько велик, чтобы переварить весь объем выпускаемой продукции. Кроме того, спрос на деревянные конструкции заводского производства сдерживается высокими ценами: за год, по оценкам участников рынка, стоимость этой продукции выросла на 10–30%.
Директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоглев отмечает, что на потреблении деревянных домоконструкций негативно сказался резкий рост ключевой ставки, причем «особенно просел сегмент эконом- и комфорт-класса из-за недоступности ипотеки». При этом, считают аналитики Россельхозбанка, сегмент деревянного домостроения будет расти, и к 2028 году общий объем деревянного жилья составит 27 млн м2, или 17% в общем объеме строительства. 
«Новый проект модернизации ЛДК №3 может быть интересен ВЛП в долгосрочной перспективе», — полагает Виталий Липский. Он также считает, что инвестор подаст новую заявку на включение уже обновленного проекта в перечень приоритетных. «Стратегический интерес группы «ВЛП» в данном случае, скорее всего, заключается прежде всего в получении расчетной лесосеки на льготных условиях в долгосрочную аренду», — говорит Виталий Липский. 
После ухода с российского рынка иностранных компаний началось перераспределение лесных ресурсов в пользу крупных игроков рынка, одним из которых, безусловно, является ВЛП. «Когда экспорт продукции в Европу возобновится (а это рано или поздно произойдет), в наиболее выигрышном положении окажутся те компании, в чьем распоряжении на тот момент будут наибольшие запасы сырья и заранее подготовленные мощности по их переработке», — рассуждает эксперт.
Между тем процесс получения статуса приоритетного далеко не прост, занимает длительное время и требует определенных финансовых затрат, указывает Валерия Дроздова. «Сначала инвестпроект рассматривают на региональном или местном уровне — комитеты лесного хозяйства и другие уполномоченные органы, а затем на федеральном — Рослесхоз и Минпромторг. Кроме того, для подачи заявки нужно разработать сам проект с описанием объемов инвестиций, сроков окупаемости, описанием реализуемых мероприятий и так далее», — объясняет она. 
По словам Валерии Дроздовой, ЛДК №3 может подать новую заявку на предоставление в аренду тех же лесных участков, что были в старом проекте «Хасслахерлеса». «Прямого запрета на это нет, хотя не исключено, что прошлая история так или иначе повлияет на принятие решения уполномоченным органом», — поясняет она. В Минприроды Новгородской области не смогли оперативно ответить на запрос «НП» о том, подавал ли ЛДК №3 заявку на включение проекта модернизации комбината в перечень ПИП. 

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат №3 создан в 1995 году, тогда он назывался ООО «Маловишерский деревообрабатывающий комбинат «МАДОК». В 2010 году компания сменила название на ООО «ЛДК №3» и вошла в состав концерна Hasslaher. В апреле 2023 года владельцем 100% долей ООО «Хасслахерлес» стало ООО «УК «ВЛК»; по данным сервиса «КонтурФокус», эта доля находится в залоге у Сбербанка. Уставный капитал ООО «ЛДК №3» сейчас составляет 4 960 920 рублей. Выручка комбината в 2023 году составила 1,3 млрд рублей, что на 38% ниже, чем в 2022 году, однако компания получила 358 млн чистой прибыли против убытка почти в 194 млн рублей годом ранее. Как заявлял ранее гендиректор ВЛП Александр Шаньгин, объем распиловки на ЛДК №3 по факту 2024 года вырос на 38,5%, а в 2025 году выручка ожидается в 2,4 раза выше уровня 2023 года.

Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня