Цифровая фискальная монополизация

Используя кнут и пряник, Федеральная налоговая служба стала переводить бизнес на использование собственной платформы электронного документооборота. Об отказе от коммерческих систем заявил и Социальный фонд России. Юристы предупреждают о рисках.
В настоящее время предоставлять отчетность в электронном виде обязаны все компании, в которых работает даже 11 человек. Большинство участников рынка использует для этого операторов электронного документооборота (ЭДО), услуги которых обходятся минимум в несколько тысяч рублей в год.
Чужие здесь не ходят
Принудительный перевод налогоплательщиков на сдачу электронной отчетности фискальное ведомство начало еще в 2006 году. Первоначально эта обязанность затрагивала только средний и крупный бизнес (компании со среднесписочной численностью свыше 100 работников). Им предписывалось получить в коммерческих удостоверяющих центрах усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и подключить опять же платные услуги аккредитованных налоговиками операторов ЭДО.
Пенсионный фонд России (ПФР, ныне СФР) изначально требовал сдавать ежемесячные электронные отчеты от работодателей, численность персонала которых превышает 50 человек. В 2014 году этот порог был снижен до 25 трудящихся, в 2022 — до 10.
В то же время чиновники стали создавать и собственные сервисы. В 2011 году Федеральная налоговая служба (ФНС) запустила пилотный проект по предоставлению фискальной отчетности через собственный портал, месяц назад эксперимент в очередной раз продлили еще на год. Формально бесплатный ресурс функционирует и на сайте СФР.
Кроме того, 4 года назад фискальное ведомство монополизировало выдачу УКЭП руководителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, причем бесплатно: для оформления достаточно было принести в налоговую инспекцию токен (сертифицированную флешку). Такие меры вводились с целью предупреждения получения электронных подписей по подложным документам, выявить которые сотрудники коммерческих удостоверяющих центров зачастую не могли.
Смарт-мытари
В конце июня налоговики объявили о запуске собственного сервиса подписания электронных договоров. «Пользователь может в одной точке создать договорной документ, подписать его мобильной подписью и отправить контрагенту. При этом использование приложения «Моя подпись» не требует дополнительных материальных затрат», — пояснили в пресс-службе ФНС.
Причем документы создаются в виде файлов PDF/A-3. Это гибридный машиночитаемый формат: все данные, в том числе предмет сделки (по классификатору), сумма, количество и наименования товаров, вид и сроки платежей, налоги, условия поставки и другие наименования, адреса и реквизиты сторон, записываются в строго структурированном виде, гарантирующем автоматическую обработку. «Он одновременно автоматизирован за счет XML-части и не требует от второй стороны наличия продвинутой информационной системы для ознакомления с текстом документа», — отмечают специалисты.
В ближайшее 3 месяца ФНС обещает внедрить возможность обмениваться с помощью своего мобильного приложения счетами-фактурами и универсальными передаточными документами (УПД). «В перспективе возможности сервиса будут расширены», — уверяют в ведомстве.
В то же время «мытари» активно используют административные рычаги для вытеснения по сути конкурирующих коммерческих сервисов ЭДО. Уже с 1 июля объем писем и иных сообщений, отправляемых налогоплательщиками в инспекцию, сокращается до 1 Мб, при том что запрашиваемые самими налоговиками документы чаще всего предписывается представлять в виде сканов в формате TIFF (отправить его с учетом нового лимита вряд ли удастся). С 1 октября будет исключена возможность прикладывать приложения к обращению, а уже с 1 ноября полностью прекратится прием так называемых неформализованных сообщений через «вневедомственные» ЭДО.
Монополизирует электронные сервисы и СФР: «С 1 июля будет осуществляться поэтапный перевод приема отчетности на Единую цифровую платформу. Разработчикам бухгалтерских и кадровых программ и операторам ЭДО необходимо доработать программное обеспечение, провести тестирование и довести новую версию до клиентов», — заявили в Социальном фонде России.
Вне государства, вне конкуренции
Пока удобство использования государственных сервисов оставляет желать лучшего. В частности, для участия в формально бесплатном пилотном проекте ФНС по сдаче отчетности пользователю потребуется приобрести специальную программу («КриптоПро»). Лицензия на нее стоит от 3,7 тыс. рублей, но установка потребует немалых усилий и нервов.
Приложение «Моя подпись» журналист «НП» установил за 2 минуты, но для авторизации потребовалось предоставить биометрические персональные данные, хотя ни в одном описании об этом даже не упоминалось. «Для выпуска сертификата в приложении «Моя подпись» при удаленной идентификации через Единую биометрическую систему требуется обязательное наличие подтвержденной биометрии», — подтвердили в колл-центре фискального ведомства.
Опрошенные участники рынка критически оценивают удобство государственных сервисов. По мнению начальника удостоверяющего центра компании «Газинформсервис» Сергея Кирюшкина, мобильное приложение от ФНС ориентировано на физических лиц, ИП и малый бизнес. «То есть пользователей, у которых нет большого потока документов. Начиная со среднего бизнеса важны дополнительные сервисы, есть множество контрагентов, возникает межоператорский роуминг и имеется множество ролей (бухгалтер, кадры, руководитель с замами и т.д.). И это уже не уровень мобильного приложения», — убежден Сергей Кирюшкин.
Схожего мнения придерживается и руководитель отдела компании «Платформа ОФД» Роман Воробьев: «Несмотря на значительные достижения государственных сервисов в области повышения качества и удобства, процесс заполнения документов на таких сайтах зачастую предполагает ручной ввод данных. Для работы с форматом PDF/A3 требуются значительные доработки внутренних систем пользователей, которые могут себе позволить лишь крупные компании. В том числе по этой причине формат пока остается невостребованным».
«Не думаю, что новая электронная подпись от ФНС отберет значительную долю рынка у коммерческих операторов ЭДО. Скорее ее возьмет на вооружение малый бизнес с небольшим объемом операций, для которого коммерческие сервисы являются избыточным и дорогими», — полагает партнер Lidings Дмитрий Кириллов.
Под колпаком
Скепсис юристов связан с обеспечением конфиденциальности документооборота. Руководство налоговой службы никогда не скрывало, что активно анализирует все доступные цифровые платформы с целью выявления любых сомнительных операций. В частности, собираемые через обязательное для самозанятых приложение «Мой налог» данные позволяют зафиксировать попытки использовать льготный налоговый режим для выплаты серой зарплаты (читайте в статье «Самозанятое обеление»).
Заключение договоров в машиночитаемом формате через приложение существенно упростит эти задачи. Советник налоговой практики адвокатского бюро Q&A Александра Бирюкова убеждена, что программа цифровизации налоговой службы в первую очередь направлена не на создание удобства налогоплательщикам, а на повышение собираемости налогов через контроль над операциями и интеграцию информации из разных систем. Новый сервис позволит инспекции с помощью программных алгоритмов оперативно выявлять незаконные операции.
Иначе ситуацию оценивает юрист i-Legal Арчын Амургушев: «Приложение налоговой службы уже получило сертификат ФСБ России, что предполагает передачу и хранение данных в зашифрованном виде. Таким образом ФНС не может получить доступ к ним без ключей шифрования, которые находятся под контролем пользователя», — поясняет эксперт.