Четверть российских застройщиков задерживают сроки ввода жилья
Участники MosBuild Summit 2025 назвали главные тренды года на строительном рынке страны. Среди них рост задержек в сдаче проектов, ставка на российские материалы, экономия на отделке и большое внимание к благоустройству.
Тренд №1. Перенос сроков
Четверть российских застройщиков, по данным за 10 месяцев 2025 г., не справляется со сдачей ЖК в срок. Многие из заявленных на этот год проектов не будут введены вовремя и перенесутся на следующий год.
Наталья Шаталина, гендиректор агрегатора новостроек RedCat:
- По данным ЕРЗ, в России сейчас действуют 2900 застройщиков. Задержки срока ввода есть у 26,5%. В большинстве случаев задержка составляет менее 6 месяцев (305 компаний), еще 159 компаний задерживают сдачу на полгода-год. Есть “рекордсмены” - у 5 застройщиков не сданы объекты по 10 лет и более. Но в основном девелоперы строят и сдают проекты в срок.
Тренд №2. Оптимизация расходов
В непростой экономической ситуации бизнес активно ищет варианты оптимизации расходов. Девелоперы все чаще отказываются от отделки.
Арсений Дрожалин, собственник компании Digniori Arts:
- Застройщики стараются оптимизировать расходы на отделку даже в премиальном сегменте. Единого «золотого стандарта» отделки не существует, и каждый девелопер решает самостоятельно, на что заменить натуральный камень, брендовую сантехнику или дизайнерскую плитку. В итоге клиент получает красивую картинку, но за ней скрываются технические и эстетические компромиссы. Среди причин: конвейерная логика, которая не оставляет времени на шлифовку деталей, многоуровневая система подрядчиков, которая размывает ответственность, и рост стоимости материалов.
Тренд №3. Ставка на отечественный продукт
Российские девелоперы и архитекторы значительно расширили связи с отечественными производителями и поставщиками материалов.
Мария Иванова-Сорокина, совладелица и ведущий архитектор проектно-строительной компании FullHouseDesign:
- Запрос на отечественный продукт на фоне санкций резко вырос. Российские производители берутся за выпуск новых для себя изделий и осваивают новые технологии. Для дизайнеров это открывает новые возможности в реализации творческих планов, для заказчиков - в получении эксклюзивного продукта за меньшие, чем в Европе, деньги, а для самих подрядчиков - в работе и развитии.
Яков Канджо, основатель и генеральный директор AM Group и бренда DEA Design:
- Цена сегодня определяет конкурентоспособность товара. Чтобы развивать российский рынок и поддерживать конкурентоспособность, мы в AM Group решили, что наряду с экспортом из Европы, который становится все сложнее, необходимо создать собственный российский бренд DEA Design. Новый бренд стартовал в начале 2025 года и уже предлагает уникальные продукты из качественных премиальных материалов.
Тренд №4. Озеленение имеет значение
Несмотря на тренд на оптимизацию расходов в условиях более сложной экономической ситуации, девелоперы ищут новые “фишки”, которые помогут сделать более интересный и конкурентный продукт. Одним из таких решений стало переосмысление благоустройства ЖК. Оно становится сложнее, многофункциональней, создаются природные, всесезонные ландшафты.
Илья Мочалов, руководитель архитектурно-ландшафтной компании «Илья Мочалов и Партнеры»:
- Задача сформировать качественный продукт для своей целевой аудитории и правильно его “упаковать” - одна из ключевых для девелоперов на непростом рынке. Мы представили кейс, который демонстрирует такой подход, в ЖК Sydney Prime от ГК ФСК, жилом квартале рядом с Сити. Сначала появилась амбициозная идея - подарить жителям мегаполиса настоящий лес, а затем родился сам проект оформления внутреннего двора - природной среды, имитирующей лесной ландшафт. Получилось пространство, где человек может отдыхать и восстанавливаться.
Антон Чайка, заместитель директора по маркетингу ООО «Территория Притяжения»:
- Мы видим, что люди стали более требовательно подходить к развитию среды, как в рамках своих ЖК, так и городов в целом. Благоустройство - это новая философия жизни, от которой зависит экология, качество жизни и городской среды. Наш проект - парк-курорт “Притяжение” в Магнитогорске - мультифункциональное пространство, но при этом из 400 га его территории более 40% отдано именно под благоустройство. И это приносит свои плоды: год от года мы фиксируем рост посещаемости среди жителей и гостей Магнитки.