«Честный знак» обвинили в истреблении российского предпринимательства 

03 Февраля 2025

Бизнес хочет работать честно, но ему мешает система маркировки «Честный знак». Такое заявление сделали на конференции в Петербурге представители бизнеса из 50 регионов России. По их словам, маркировка так увеличивает стоимость продукции и снижает рентабельность бизнеса, что на фоне экономического кризиса добивает честных производителей и продавцов. Без потерь сложный путь обеления рынка не пройти, возражают чиновники. «Новый проспект» выслушал всех.

Рынок зачищают от контрафакта

Национальная система цифровой маркировки товаров «Честный знак» работает в России с 2019 года. Ее оператором выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — совместный проект USM Алишера Усманова, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого. 
По задумке авторов, «Честный знак» должен идентифицировать каждую единицу продукции, чтобы покупатель имел возможность прослеживать ее путь от производителя до реализации в магазине. 
Маркировке уже подлежат товары 24 групп. В их числе молочная продукция, лекарства и изделия легкой промышленности. С 1 марта стартуют эксперименты еще в трех товарных группах: косметика, бытовая химия, моторные масла. Планы на этот год — запуск маркировки строительных материалов и детских игрушек. Цель всей этой активности — обелить и легализовать рынок.
«Если у товара нет маркировки «Честный знак», он находится в лучшем случае в серой зоне, а, возможно, и вовсе вне закона», — заявил на конференции в Петербурге директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Вячеслав Заславский. 
Правда, таможня опровергает эту информацию. Начальник Северо-Западного таможенного управления Николай Лагирев говорит, что в Северо-Западном регионе контрабанды нет: за 2024 год импортеры подали 11 тыс. деклараций, ввезя в регион 33 тыс. тонн товара, подлежащего маркировке. «Немаркированный товар таможня не выпускает», — заявил он. 
Тем не менее чиновники уверены, что маркировка — дело благое. «Когда система выходит на нормальный режим работы, все отрасли соглашаются, что этот переход необходим, потому что во всем мире производители жалуются на контрафакт и подделки. Маркировка — очень удобный инструмент, чтобы с ними бороться. Россия — единственная страна в мире, которая так масштабно ведет борьбу с контрафактом», — говорит первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.
«Один из основных показателей эффективности системы маркировки — фискальный эффект. Это сумма всех налогов и сборов с увеличения налогооблагаемой базы за счет обеления рынка. Это важно», — добавляет Вячеслав Заславский.
Но система внедряется со скрипом. «В 2024 году выявлено 43,5 млн нарушений правил маркировки «Честным знаком» при продаже изделий только легкой промышленности. Из них около 1 млн случаев — в Петербурге. В городе нарушений в 16 раз больше, чем в соседней Ленобласти. Но подавляющая часть нарушений пока не имеет правовых и юридических последствий. Роспотребнадзор только выдает предостережения. За 2 года правоохранители не возбудили ни одного дела. В перспективе — да, будут штрафы, но пока нельзя называть бизнес пострадавшим», — считает чиновник Вячеслав Заславский.

Маркировка их добила

У бизнеса свое отношение к происходящему — остро негативное. Сейчас, например, представители рынка легкой промышленности отбиваются от третьей волны маркировки, которая, по их словам, может просто убить рынок. 
По официальным данным, с 2021 года в России промаркировано 118 млн единиц одежды. Только в 2024 году сканировано 22 млн кодов товаров этой категории, что в 5 раз больше, чем годом ранее. В системе маркировки «Честный знак» зарегистрировано почти 266 тыс. участников рынка легкой промышленности, из них 82% — индивидуальные предприниматели. Петербург занимает второе место по объемам маркировки, его обгоняет только Москва. 
Но за сухими цифрами статистики скрываются настоящие человеческие драмы. 
«Я в одиночку должна промаркировать более 7 тыс. единиц товаров. В каждой позиции есть цвет, размер, состав и наименование. И я должна поштучно описать каждую единицу, вручную создавать десятки тысяч карточек», — рассказывает Екатерина Кузина, предпринимательница из Челябинска, которая торгует детскими товарами.
Чтобы наладить процессы по правилам «Честного знака», бизнес, по ее подсчетам, должен затратить минимум 45 тыс. рублей. «Нужно купить и настроить сканер, приобрести программное обеспечение и специальный принтер для печати меток. Надо заплатить за регистрацию в «Честном знаке», — перечисляет она. 
Алексей Зажигин, директор розничной сети «Бизнес Стиль», подсчитал, что для маркировки одного товара стоимостью 500 рублей необходимо закупить 10 элементов оборудования. «Меньше нельзя, без них «Честный знак» работать не будет. В результате товар дорожает на 1 тыс. рублей минимум», — утверждает он.
Член Ассоциации предпринимателей Татарстана Юлия Исмаилова говорит, что после маркировки конечная стоимость российской продукции вырастает минимум на 20%. «Этот показатель критический. Он делает продукцию российского легпрома еще более неконкурентоспособной на рынке. Например, российские обувные фабрики, не выдержав конкуренции с дешевыми иностранными производителями, уже закрывают производство. В числе тех, кто уходит с рынка, компании «Степ», «Зебра», «Юничел», которые крепко стояли на ногах и пережили ковид и сбои в поставках сырья из-за санкций. Но маркировка их добила», — говорит она. 
Подобные проблемы есть во всех товарных группах. «Возьмите молочную продукцию. Это скоропортящийся товар. Если по пути в магазин марка с упаковки оторвалась, товар подлежит уничтожению в полном объеме, а это потери. И это не считая штрафов за отсутствие маркировки. Если подсчитать и их, в России фермерство вообще будет уничтожено. Проще закрыться. Таким образом, «Честный знак» просто закрывает выход на легальный рынок малым формам хозяйствования», — комментирует один из фермеров Ленобласти.

Третейский судья — наука

В качестве третейского судьи чиновники и бизнесмены пригласили ученых из МГУ. РОО «Содействие малому бизнесу» заказало исследование «Анализ влияния системы обязательной маркировки товаров на предприятия малого и среднего бизнеса в российской легкой промышленности». Ученые изучили ситуацию и сделали однозначный вывод: маркировка стала проблемой для рынка.
«Совершенно неясно, из какого закона следует, что все малые и средние предприятия должны иметь стабильный выход в интернет и не имеют права без него работать. Такая обязанность может быть установлена только законом. Но этот закон точно ограничит свободу предпринимательства», — говорится в исследовании.
Ученые заявили, что вводимые в России практики обязательной цифровой повторной маркировки снижают конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. «Ситуацию можно назвать тревожной. Негативные факторы могут стать причиной депрессии и упадка в легкой промышленности и розничной торговле текстилем», — сообщается в исследовании. 
«При внедрении системы маркировки позиция российских предпринимателей не учитывалась вовсе. Более того, после ее запуска деятельность отечественного бизнеса уже нельзя назвать перспективной», — уверена председатель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Тихонова-Гришина.
При этом предприниматели и ученые не требуют отменить маркировку. Они лишь просят наложить мораторий на действие правил маркировки, чтобы доработать и привести в соответствие с законодательством систему «Честный знак».
«Мораторий поможет внедрить более рациональную систему маркирования товаров и избавит малый бизнес от серьезных дополнительных расходов», — уверена Янина Тихонова-Гришина.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня