Бумажные перспективы. Лесопереработчики инвестируют в эффективность
Российские целлюлозно-бумажные комбинаты, в том числе на Северо-Западе, вкладывают миллиарды рублей в повышение эффективности производства. Программы их развития обходят стороной темы расширения производства и увеличения ассортимента, ведь спрос на продукцию лесопереработки не растет. Главная задача производителей сейчас — повысить рентабельность бизнеса.
Предприятия целлюлозно-бумажной отрасли практически перестали наращивать объемы производства, хотя и делают заметные вливания в свою модернизацию.
Отраслевые игроки, которые планируют в ближайшее время инвестиции, направляют их на повышение эффективности оборудования. Например, Светогорский ЦБК недавно завершил реконструкцию производственных мощностей стоимостью 500 млн рублей. Следующий этап инвестиционной программы — вложения в размере до 9 млрд рублей до 2028 года. Об этом говорится в отчете главы администрации Выборгского района Ленобласти за 2023 год.
В пресс-службе предприятия рассказывать об инвестиционных планах отказались. Но, по данным источника, знакомого с ситуацией, Светогорский ЦБК планирует модернизировать свои бумагоделательные машины, поскольку оборудование эксплуатируется уже давно и требует обновления.
В свою очередь, Сегежский ЦБК намерен в ближайшее время инвестировать более 1,5 млрд рублей в развитие инжиниринга и ремонт. Как сообщила пресс-служба предприятия, уже идет активная замена оборудования в различных цехах комбината, в частности в древесно-подготовительном цехе и химическом корпусе.
Вкладывает деньги в модернизацию и Архангельский ЦБК. В текущем году предприятие запустит новую паровую турбину за 1,4 млрд рублей, которая заменит устаревший аналог.
«Поставка второй турбины станет началом глобальной программы перестройки энергосистемы предприятия, в соответствии с которой комбинат перейдет на газ. Это позволит компании сократить выбросы и окажет влияние на стабилизацию эмиссии парниковых газов», — сообщали ранее в пресс-службе АЦБК.
Исключения из правила
Сокращение издержек и снижение негативного влияния на окружающую среду находятся в фокусе многих программ модернизации. «Последнему аспекту уделяется особое внимание», — отмечает председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.
Но в выпуск новой продукции отдельные ЦБК всё же инвестируют. Так, ГК «Карелия Палп» в прошлом году заявила о новом проекте на Кондопожском ЦБК за 50 млрд рублей. Срок его реализации — до 2026 года. После установки нового оборудования «Карелия Палп» добавит к традиционному производству выпуск упаковочной бумаги и растворимой целлюлозы.
Особняком в целлюлозном-бумажной промышленности стоит группа «Илим» с головным офисом в Петербурге. Она одна из немногих эффективно налаживает сотрудничество с Китаем и планирует увеличивать поставки туда. В связи с этим компания собирается наращивать и объемы производства. В рамках ПМЭФ-2024 группа «Илим» заявила о реализации новых проектов в Иркутской области с общим бюджетом в 16,3 млрд рублей. Компания намерена реконструировать лиственный поток и модернизировать картонный поток на действующем комбинате в Братске. В результате будет снижена нагрузка на окружающую среду и увеличится производство, говорится в пресс-релизе группы «Илим».
Ни шатко, ни валко
Эксперты описывают сложившуюся ситуацию в целлюлозно-бумажной отрасли как стабильную. «Спроса особо нет, поэтому производство не растет, но при этом нет и падения», — поясняет Юрий Лахтиков. По его словам, вывод новой продукции отмечается только в сегментах упаковки и технических бумаг. Отечественные производители замещают ушедшую с рынка импортную продукцию.
По словам генерального директора Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталия Липского, целлюлозно-бумажная отрасль в России всегда была ориентирована в основном на внутренний рынок. На экспорт шло около 20–30% от общего объема производства, в основном целлюлоза и бумага.
«Крупными игроками сегмента считаются уже упомянутые группа «Илим», АЦБК, «Сыктывкар Тиссью Групп». У них достаточно грамотная маркетинговая стратегия. Они и сейчас работают с прибылью и чувствуют себя неплохо. Однако у большинства менее крупных игроков дела идут хуже», — отмечает Виталий Липский. Проблема, по его словам, не столько в ошибках управления предприятиями, сколько в общей мировой, а не только российской, конъюнктуре.
«Из-за цифровизации экономики в отрасли идет стагнация. Спрос смещается в основном в сегмент упаковки. Но проблема в том, что развивающиеся страны, которые могут стать ее потребителями, начинают производить бумагу для нее самостоятельно. То есть рассчитывать на большие объемы экспорта не стоит», — комментирует Виталий Липский.
Минус иностранцы
Другим явным отрицательным фактором стал уход иностранных компаний из России. В результате разорвались технологические цепочки поставок отечественной продукции в другие страны, на другие предприятия материнских холдингов. Российским заводам приходится перестраиваться с фокусом на российский рынок. Кроме того, регулярно возникают сложности с поставкой импортного оборудования для производства.
«Импортозамещение в данной отрасли пока не приобрело массовый характер. Скорее можно говорить об экспериментальном использовании единичных образцов российского оборудования на предприятиях. Отечественный бизнес уже начинает выпускать контрольно-измерительную аппаратуру и детали для модернизации базовых узлов производственных линий», — говорит Виталий Липский.
«В арсенале партнеров в Москве, Петербурге, Кирове, Челябинске есть достойные разработки. Есть всё, что нужно для независимого от внешних факторов развития производства. Причем речь не идет исключительно об обратном инжиниринге. Мы смотрим, где еще можем заместить иностранное оборудование отечественным», — говорит генеральный директор Сегежского ЦБК Петр Поделенюк.
Возможность привозить в Россию европейское оборудование окольными путями также остается, отмечают участники рынка.