Продовольственная безопасность превыше рентабельности

19 Сентября 2019

В 2010 году принята Доктрина продовольственной безопасности  Российской Федерации, а вслед за ней появился целый ряд директивных документов. Среди них выделяется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. По большинству позиций эти программы реализованы и соответствуют рекомендациям ООН. По зерну, картофелю, растительному маслу и сахару мы уже обеспечиваем себя полностью. По мясу Россия почти достигла безопасного уровня производства еще в 2016 году, прежде всего за счет мяса птицы. И хотя ряд нерешенных проблем остается в молочной отрасли, в целом сельское хозяйство обеспечивает базовые потребности страны. Но все ли так радужно? Рассмотрим некоторые аспекты потенциальных угроз, представляющих непосредственную опасность для национальных интересов. Возьмем наиболее показательный пример замены животных жиров растительными, что уже давно используется в ряде стран.

Шире всего это распространено в кондитерском производстве и хлебопекарной отрасли. Здесь без спредов и маргаринов уже невозможно обойтись. Мясо-молочная промышленность тоже постепенно переходит к растительным жирам. Стейк или бифштекс, по виду и вкусу практически не отличающиеся от натуральных, научились готовить из чего угодно: сои, гороха, пальмового масла (наиболее дешевого) и т. д. Но здесь есть несколько «подводных камней». Дело в том, что производство любого растительного белка требует больших территорий, отводимых под сельскохозяйственные 
угодья. Это, в свою очередь, ведет к нарушению экологического равновесия и различным катаклизмам. Вырубка тропических лесов под масличные пальмы в Индонезии и Малайзии обеспокоила экологов многих стран, даже очень далеких от основных производителей «пальмы». С другой стороны, интересы «пальмовиков» активно защищает Всемирная торговая организация (ВТО ). 

Как известно, Нидерланды являются для Европы основным перевалочным узлом пальмового масла, которое уходит в третьи страны, в основном в Россию. Именно тут мы и видим разрушение  продовольственной безопасности в чистом виде. В РФ резко снижается производство, скажем, подсолнечного масла, а производимое идет на экспорт, в основном в Турцию. Торговля пальмовым маслом контролируется транснациональными корпорациями (ТНК). Страны, «подсевшие на пальмовую иглу», по сути дела губят свою национальную экономику. Что будет, если ТНК по каким‑то причинам перестанут осуществлять поставки пальмового масла? Свою роль могут сыграть и погодные условия: в Индонезии, например, в 2019 году была засуха, что неизбежно приведет к сокращению производства. Вероятно, скоро дойдет черед до подсолнечного масла, основными поставщиками которого были и пока остаются Россия и Украина. А если и подсолнечник постигнет такая же участь? Уже сейчас производители сетуют на недостаток отечественного сырья.

Идут поиски других источников растительных жиров. Вероятнее всего, придется использовать генно-модифицированные продукты, которые дают стабильно высокий урожай. Среди потенциальных заменителей пальмового и подсолнечного масел выделяется генетически модифицированная под устойчивость к применяемым в сельском хозяйстве ядам соя, которую мы привыкли связывать с Китаем, где она уже давно используется. Но сейчас ее основной поставщик на мировой рынок — США. Существует потенциальная угроза нашей продовольственной безопасности в недостаточно прозорливой международной экономической политике, когда ТНК диктуют направление развития российскому АПК.

Один из регуляторов, послушных транснациональным корпорациям, — Всемирная торговая организация. Под предлогом «свободы торговли и борьбы с монополизмом» ВТО беспардонно вмешивается во внутренние дела суверенных стран, указывая, что, где и по каким ценам покупать или продавать. Это подрывает нашу продовольственную безопасность. Теперь собственно о политике. Здесь выявить
угрозы достаточно трудно ввиду быстрой смены событий на внутренней и мировой арене. Из правильных предпосылок можно сделать недостоверные выводы. Помните анекдоты о Н. С . Хрущеве, который «сеял пшеницу на целине, а убирал в Канаде», заставлял за Полярным кругом выращивать «царицу полей — кукурузу» и проч.? Волюнтаризм и субъективизм в политике могут натворить немало бед.

Целенаправленная политика транснациональных корпораций, которые стремятся взять под свой контроль экономику целых стран и континентов, порождает как внутренние, так и внешние потенциальные
угрозы в целом национальной безопасности. Основными внутренними угрозами стали:

• дифференциация уровня жизни и доходов населения;
• деформация отраслевой структуры экономики;
• усиление неравномерности экономического развития регионов;
• криминализация российского общества;
• снижение научно-технического потенциала;
• сепаратистские устремления в субъектах РФ и усиление межэтнической и межнациональной
напряженности;
• повсеместное нарушение единого правового пространства;
• ухудшение здоровья населения;
• демографический кризис.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности носят системный характер и поэтому тесно взаимосвязаны с безопасностью продовольственной. Их ликвидация необходима для сохранения российской государственности. Внешние угрозы связаны с внутренними. В общественном сознании и в сознании политического руководства отклик на угрозы происходит в несколько
стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу. Осознали ли российское общество и политическое руководство угрозу нашей продовольственной безопасности со стороны ТНК? Пожалуй, не до конца, ибо реакция на эту угрозу пока достаточно слабая. А оттого и ответа на нее практически нет…

Мнение 

Геннадий Онищенко, депутат ГД РФ, бывший Главный государственный санитарный врач РФ:

О ключевых направлениях биологической безопасности: «Первое — продовольственная безопасность страны, то есть способность обеспечить себя продуктами из базового набора пищевой корзины исключительно за счет отечественного производителя. Второе — мониторинг и контроль качества ввозимой продукции и оборот внутри России. И третье — наряду с рутинными, давно известными рисками, которые содержатся в продовольственном обеспечении нашей страны (будь то контаминация микроорганизмами, избыточное содержание ядохимикатов, пестицидов, гормонов в продуктах питания), мы должны быть готовы к угрозам, которые диктует современное развитие науки. Это генетически  модифицированные конструкции, нанотехнологии и синтетическая биология. Здесь требуются серьезные финансовые вложения в науку. По трем этим направлениям необходимо работать одновременно и адекватно степени потенциальных угроз. Но из‑за санкций сейчас на первый план вышел именно вопрос продовольственной безопасности» («Известия», 02.06.2016).

О пальмовом масле: «В рамках продбезопасности, когда получится его полностью заменить подсолнечным, нам нужно отказываться от него. Другое дело, что пора прекратить вакханалию с фальсификацией продуктов. А то изымают животный жир, добавляют растительный и говорят, что это цельное молоко. В действительности же — молочный продукт. И покупатель платит больше, чем он стоит» («Парламентская газета», 16.10.2018).

От редакции:

Материал опубликован в печатном приложении «Новый проспект. Продовольственная безопасность», которое распространялось в рамках XXV Европейского ветеринарного конгресса FECAVA и XV Международного научно-практического Балтийского форума ветеринарной медицины и продовольственной безопасности. Меропроятия прошли с 4 по 7 сентября в конгрессно-выставочном центре  «Экспофорум». Мы поддерживаем нашу интернет-площадку и сохраняем независимость за счет реализации полезных для бизнеса сервисов. Печатные бизнес-гайды и корпоративные СМИ — один из наших продуктов. 

По вопросам заказа редакционных сервисов обращайтесь по адресу nevskaya@newprospect.ru или звоните +7(911)977-30-71

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня