"История знает множество долгостроев, и все они стали настоящими памятниками архитектуры"

Будет ли в Петербурге построена колокольня Смольного монастыря по проекту Растрелли, зачем в непростое ковидное время восстанавливать памятники архитектуры и как в Петербурге обстоят дела с сохранением культурного наследия, в интервью «Новому проспекту» рассказал директор Фонда содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге Илья Козлов.

Илья, расскажите, над какими проектами сейчас работает фонд.

— Один из крупнейших проектов, который реализует наш фонд в Петербурге, это воссоздание храма Бориса и Глеба на Синопской набережной по проекту архитектора Михаила Щурупова. Предпроектные работы уже начались, и мы ожидаем выделения участка земли от города. Сейчас там расположена городская парковка, и очень важно так решить этот вопрос, чтобы не нанести ущерб инфраструктуре района и органично вписать в окружающую застройку храм, который до того, как его разрушили в 1975 году, был на набережной яркой доминантой. Уверен, что его возвращение на историческое место станет важным шагом для развития района и прилегающих территорий.

Борисоглебская церковь на Синопской набережной. Иллюстрация: Фонд содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге

Этот проект еще в самом начале, а есть ли какие-нибудь работы фонда, которые горожане могут оценить уже сейчас?

— В прошлом году мы освятили церковь Пресвятой Троицы в составе киновии Александро-Невской лавры. Сама церковь была введена в эксплуатацию еще в 2019 году, но официально представили ее только в прошлом году, когда на освящение приехал патриарх Кирилл.

Надо сказать, что мы довольно быстро воссоздали этот объект, который еще несколько лет назад представлял собой полуразрушенное здание, рядом с ним работала автобаза со стоянкой для автомобилей. Мало кто был готов заниматься восстановлением этой церкви и благоустройством территории.

Церковь Пресвятой Троицы в составе киновии Александро-Невской лавры. Фото: Фонд содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге

Одновременно в 2017 году мы начали воссоздание церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками на пр. Обуховской обороны. Это проект воссоздания на историческом фундаменте, и он потребовал сложных технических решений, связанных с тем, что под фундаментом проложен городской коллектор. Нам потребовалось проведение дополнительных экспертиз и новые технологические решения, чтобы реализовать его. Плюс к этому несколько подвела пандемия, из-за которой работы немного затянулись. Сейчас идет роспись внутренних стен храма. Думаю, что все работы мы закончим до конца года. А после ввода храма в эксплуатацию, надеюсь, в него вернется чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками, в честь которой он назван.

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками на пр. Обуховской обороны. Фото: Фонд содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге

В прошлом году планировалось вынести на Совет по сохранению культурного наследия строительство колокольни Смольного монастыря по проекту Растрелли. Этот вопрос затянулся из-за пандемии или планы фонда изменились?

— Действительно, пандемия наложила значительный отпечаток как на нашу работу, так и на работу подрядных организаций и наших партнеров. Мы рассчитываем, что проект будет вынесен на обсуждение совета в конце 2022 года. Сейчас мы привлекли к работе экспертов, которые могли бы дать профессиональную оценку проекту, его влиянию на облик города. Также готовятся технические расчеты и экономическое обоснование. Думаю, в течение года будет собран весь пакет документов.

Колокольня Смольного монастыря. Иллюстрация: Фонд содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге

А как экспертное сообщество относится к строительству колокольни? Проект вызвал бурные дискуссии среди архитекторов и искусствоведов.

— Вы знаете, все проекты вызывают дискуссии среди экспертов. В конце прошлого года с помощью дронов мы визуализировали колокольню и показали горожанам и архитектурному сообществу, как она будет выглядеть. Так вот очень многие высказали свое отношение — положительное отношение: проект действительно украсит не только площадь Растрелли, но и весь город. Да, это будет непривычно для горожан первое время, но все яркие интересные сооружения когда-то были непривычными. Сейчас нам нужно услышать мнение архитектурного сообщества, которое примет решение, имеет ли смысл бороться за восстановление на историческом месте или же более целесообразно строить ее на площади Растрелли. Визуализация с помощью дронов позволила отнести колокольню на 130 м от исторического места и продемонстрировала, что сам Смольный собор не теряется на ее фоне, но в то же время такое смещение не нарушает задумку автора.

Видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Каким образом тогда это будет сочетаться с замыслом Растрелли, который видел Смольный монастырь и колокольню единым ансамблем?

— Замысел и реализация уже разошлись: тот же Стасов, который достраивал собор, совсем иначе реализовал его высотность, расположение корпусов и т. д., чем предполагалось изначально. Так что вряд ли наше предложение нарушит саму идею автора, который строил яркую доминанту и самый высокий храм в Европе.

Разве в городе нет других требующих восстановления памятников архитектуры? Зачем нужна именно эта высотная колокольня по проекту, которому скоро 300 лет?

— Исторически первой высоткой в Петербурге была Петропавловская крепость. Хорошо, что она не осталась в проекте, а то нетрудно представить, какие бы шли споры вокруг ее строительства в наши дни. Проекту Растрелли повезло меньше, но от этого он не стал менее значимым и необходимым городу, который нуждается в ярких доминантах и красивой архитектуре. Колокольня — это символ того Петербурга, который строили все российские правители, который сегодня является мировой архитектурной жемчужиной и которым мы все так гордимся.

Найдутся люди, которые назовут сотни причин, почему ее нужно строить, и найдутся люди, которые назовут сотни причин, чтобы не строить. Это всё вопрос общественного обсуждения.

Что касается сроков реализации… Например, Кёльнский собор строился с XIII по XIX век: в два этапа более 600 лет. Знаменитая Саграда Фамилия начала строиться в 1882 году и до сих пор не завершена. Это не мешает им быть шедеврами, которые ежегодно притягивают миллионы туристов со всего мира и которыми гордятся во всей Европе. Тот же Смольный собор строился с 1748 года по 1835 год — 87 лет в течение двух веков. История знает множество таких долгостроев, и все они стали настоящими памятниками архитектуры. Так что прецедентом продолжение строительства не станет.

Насколько актуально строительство сейчас? Время непростое…

— Россия может себе позволить крупные инфраструктурные объекты. Вы видите, как растут объемы социального строительства. Так почему мы не можем позволить себе крупные проекты в архитектуре? Колокольня в данном случае — это не столько культовый, сколько культурный объект. Это новая точка притяжения для туристов, вокруг которой сложится свой собственный культурный кластер. Уверен, что мы увидим огромные туристические потоки и интерес к территории вокруг Смольного собора, которой сейчас фактически находится в отдалении от основных памятников Петербурга. Мы видим, как развиваются территории, на которых мы уже восстановили исторические доминанты. Я сейчас говорю о киновии Александро-Невской лавры и о церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Общались ли вы с профильными ведомствами в Смольном? Как они относятся к проекту?

— Вы знаете, многие неформально поддерживают этот проект, он действительно яркий, красивый, актуальный и может стать настоящей жемчужиной Петербурга. Как частные лица очень многие чиновники ей симпатизируют. Так что, как я уже сказал, ждем заключения экспертного сообщества.

Колокольня Смольного монастыря. Иллюстрация: Фонд содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге

А в Смольном соборе что думают о колокольне?

— Патриарх Кирилл благословил строительство, и мы заключили соглашение с приходом по развитию проекта. Конечно, это не ограничивается только строительством колокольни. Сегодня мы занимаемся восстановлением иконостаса и входной группы в самом соборе, создаем в нем новое музейное пространство «Музей ангелов». Надеюсь, всё это будет реализовано в ближайшее время. Еще 3 года назад на него можно было смотреть только со стороны, а теперь он становится еще и культурным пространством, которое готово открыть свои двери российским и международным туристам.

Рафаэль Маратович Даянов. Фото: ТАСС

В прошлом году из жизни ушел один из главных хедлайнеров проекта колокольни — архитектор-реставратор Рафаэль Даянов. Кто из архитекторов теперь вас поддерживает?

— Это огромная утрата для нас и для всего города. Тем более мы работали с Рафаэлем Маратовичем не только по колокольне Смольного монастыря. Например, концепцию церкви Александра-Невского в Апраксине он разрабатывал для нас по проекту архитектора Тона. В том числе и благодаря его работе, проект колокольни сегодня поддерживает большое количество уважаемых петербургских архитекторов, например Михаил Мамошин.

Какие еще проекты интересны фонду?

— Как я уже сказал, наш флагманский проект — это воссоздание церкви Бориса и Глеба в Петербурге. Также мы завершаем строительство храма мученика цесаревича Алексия в городе Свободном Амурской области.

Церковь мученика цесаревича Алексия в городе Свободном Амурской области. Фото: Фонд содействия восстановлению объектов культуры и истории в Санкт-Петербурге

Есть и другие проекты, которые мы вскоре анонсируем. По всей России есть огромное количество разрушенных объектов исторического наследия, которые нужно восстановить, иначе мы их потеряем.

Сейчас мы выбрали около 25 объектов в Оренбуржье, Краснодаре, на Кубани, в Псковской области, на Дальнем Востоке и Сахалине и утвердили для себя программу на 5 лет. В ближайшее время примем решение по объекту в Кингисеппском районе, требующему серьезной реставрации.

Как в целом пандемия повлияла на архитектурную отрасль?

— Некоторые процессы, которые от нас не зависят, к сожалению, замедлились. С другой стороны, я считаю, что мы стали работать гораздо лучше. Например, при строительстве храма в Свободном мы в связи с пандемией применили технологию удаленной росписи, когда холсты писались в мастерских, а затем наклеивались внутри храма. Это позволило нам значительно сэкономить время, а также сократить количество привлеченных работников и тем самым снизить риски распространения коронавирусной инфекции. Для нас этот опыт стал очень важным, и мы планируем использовать его и в дальнейшем. Представьте, во время пандемии были написаны десятки квадратных метров! Это 12 огромных полотен, на которых изображены основные вехи жизни цесаревича Алексия и его семьи. Сначала сами холсты, а затем их копии выставлялись в музее Александро-Невской лавры. Я думаю, что этот храм станет не только культовым объектом, но и настоящей жемчужиной православной живописи всего Дальнего Востока.

Актуально сегодня