Дарить во благо

Россия занимает 124 место в общемировом рейтинге благотворительности. Согласно исследованию Obeservatoire Fondation de France, лидером по объему частных пожертвований выступает Великобритания, далее следует Германия, замыкает тройку лидеров Испания. В Соединенном Королевстве, в частности, распространены благотворительные магазины — charity shops. Они работают по схеме, напоминающей точки секонд-хенд: все желающие сдают вещи, после чего их выставляют на продажу.

Вырученные деньги идут на помощь тем, кто в ней нуждается. В России такой формат практически не представлен, хотя благотворительность становится все более популярной. Так, в Петербурге подобный сервис развивает благотворительный фонд «БлагоДаря». Первый и пока единственный магазин, работающий в формате charity shops, открылся в июне 2016 года на ул. Пестеля, 17/25. С момента запуска на благотворительность было переведено более 3,3 млн рублей, а число дарителей достигло почти тысячи человек.

Непростая благотворительность

Как рассказала «Новому проспекту» исполнительный директор фонда Елена Гаенко (на фото), проект работает по аналогии с британскими charity shops. Даритель либо сам приносит вещи, либо оставляет на сайте заявку. В последнем случае за ними по указанному адресу приезжает водитель и забирает их. Затем проводится оценка. Как правило, специалисты ищут предложения по продаже похожих предметов в Интернете, немного снижают среднерыночную стоимость и предлагают их покупателям в самом магазине, на сайте и в Instagram. По закону, выручка от продажи каждой вещи не может превышать 20% от стоимости, то есть на благотворительность идет минимум 80% от суммы, за которую товар был реализован.

Затраты на работу магазина каждый месяц составляют не менее 134 тыс. рублей. Из этой суммы на аренду помещения уходит 40 тыс. рублей, на зарплату пяти сотрудникам — 84 тыс. рублей, на логистические расходы приходится около 10 тыс. рублей. Эти деньги фонду выделяет его учредитель. При этом фонд отказывается от любой платной рекламы, что позволяет значительно снизить издержки. Как правило, о работе фонда узнают в социальных сетях или от дарителей, которые уже участвовали в работе организации. При этом город никакого участия в работе «БлагоДаря» не принимает. Речь идет о возможности получения помещений на льготных условиях.

Фонд регулярно отчитывается перед всеми дарителями. Раз в месяц им звонят и рассказывают, за сколько продали их вещи и куда направили деньги. Подробнее об объеме перечислений фонда — см. нашу инфографику. Часть клиентов просят перечислять средства в конкретные фонды или, например, в клиники. Для других не принципиально, куда будут переведены деньги. В таком случае им предлагается участие в программе «Фонд месяца». Раз в 30 дней «БлагоДаря» выбирает одну организацию и предлагает дарителям направлять деньги именно на ее счет. Как правило, в месяц для них сервис собирает около 70 тыс. рублей. Сейчас партнерами организации выступают 39 благотворительных фондов.

Разная помощь

Сервис «БлагоДаря» принимает самые разные вещи. Художники дарят свои картины, музыканты приносят подарки поклонниц. Отдельный вид — корпоративные подарки. Зачастую они не нужны тому, кто их получил. Речь идет, например, о дорогих ручках и письменных наборах. Одной из самых удачных продаж стал нож, который фонд реализовал за 24 тыс. рублей.

Также благотворителями нередко выступают бизнесмены. Предприниматель по имени Ринат, например, передал фонду весь ассортимент своего магазина игрушек. Он ликвидировал точку, и вместо того, чтобы продать товар, отдал его на благотворительность. «БлагоДаря» собрал с продаж почти 90 тыс. рублей. Еще одним успешным кейсом стало сотрудничество с художницей, которая делает украшения из натуральной сосны. Она пожертвовала фонду изделия общей стоимостью около 100 тыс. рублей. Также участие в работе организации принимают владельцы интернет-магазинов, которые решили ликвидировать бизнес. Они в большинстве случаев дарят одежду.

В целом ассортимент магазина «БлагоДаря» крайне разнообразен. Здесь можно найти духи «Нет тебя прекрасней», выпущенные в 70-х годах прошлого века, тренажеры, бытовую технику, телевизоры, книги. Недавно фонд продал энциклопедическое собрание из 40 томов в золотом переплете. Покупатель отдал за него 40 тыс. рублей. 

Практически в 90% случаев в качестве частных благотворителей выступают женщины. В последнее время с магазином все чаще сотрудничают инстаблогеры, так как участие в подобных проектах делает их более популярными. Также развивается так называемая корпоративная благотворительность. В этом сегменте наиболее охотно жертвуют свои вещи сотрудники IT-компаний. Покупателями же выступают в основном люди, которые живут или работают недалеко от магазина. Это могут быть как домохозяйки, так и владельцы турфирм, или студенты. Для последних «БлагоДаря» — это возможность серьезно сэкономить, так как в ассортименте можно найти, например, джинсы Levis за 500 рублей. Также есть клиенты, которые регулярно приходят в магазин, зная, что ассортимент постоянно обновляется, соответственно, есть возможность купить интересные вещи.

В Петербурге в похожем формате благотворительности работает еще одна организация — магазины секонд-хенд «Спасибо!». Через установленные по городу контейнеры она собирает одежду, после чего распределяет ее по благотворительным фондам. А непригодные к использованию вещи отправляет на переработку. Часть товара выставляется на продажу, а вырученные деньги идут на покрытие расходов и развитие магазинов. Сейчас в городе насчитывается 6 точек «Спасибо!».

Дополнительная опека

При этом сервис «БлагоДаря» занимается не только продажей вещей. В частности, он работает напрямую с Мгинской коррекционной школой-интернатом для детей с нарушениями зрения. Для воспитанников организовываются мастер-классы, праздники, выпускные. Также фонд два раза в год устраивает мероприятия с участием мотоциклистов. Последние не только развлекают детей, но и оказывают помощь: переносят всевозможные тяжести, обустраивают территорию. Кроме того, долгое время фонд организовывал для воспитанников экскурсии в отель «Индиго». Там им рассказывали про то, как работает гостиничный бизнес, каковы его особенности и что нужно делать, чтобы стать успешным отельером.

 «БлагоДаря» также создал совместный проект с организацией «Работа I». Последняя занимается трудоустройством инвалидов. В фонде претенденты на различные должности проходят стажировку перед постоянным местом работы. И, наконец, раз в год сотрудники «БлагоДаря» участвуют в экологических рейдах на Синявинских высотах.

Источник: благотворительный фонд «БлагоДаря»

Инфографика: Константин Мшагский

Актуально сегодня