Большие налоги малого бизнеса 

05 Декабря 2024

Призванная повысить бюджетные доходы налоговая реформа неоднозначно отразится на малом бизнесе. Для большинства компаний налоговая система усложнится, многим придется платить больше. Но есть и такие компании, которые смогут сэкономить и повысить легальную зарплату.

Последние законы, регулирующие налогообложение в наступающем году, были подписаны в последние дни ноября. Так, сразу в 36 субъектах Федерации, в том числе в Петербурге, вводится льготный спецрежим для микробизнеса — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).
Для частных лиц и крупных компаний фискальные правила уже сформированы. Так, граждане, зарабатывающих свыше 200 тыс. рублей в месяц (2,4 млн в год), должны будут уплачивать НДФЛ по повышенным прогрессивным ставкам. На 5% (до 25%) увеличится ставка налога на прибыль для предприятий, применяющих основную систему налогообложения.

Накопительная арифметика

Самые сложные изменения затронут средний бизнес. С одной стороны, компании с годовым оборотом от 200 млн до 450 млн рублей получили право переходить на «упрощенку» (УСН), с другой — они, как и зарабатывающие более 60 млн в год, станут плательщиками НДС. 
Это существенно увеличивает нагрузку на администрирование (ведение учета), но на многих малых предприятиях может отразиться положительно. Ведь НДС как косвенный налог начисляется, по сути, накопительно, как разница между включенным в счета для покупателей и уплаченным за приобретенное сырье, комплектующие, услуги и другие затраты (так называемый входящий). Соответственно, крупным предприятиям выгодно иметь дело с поставщиками, цена на товары которых включает НДС (они его примут к вычету), и с 2025 года работающий на корпоративном рынке малый бизнес может выиграть.
Правда, с партнерами им придется вести непростой торг. «По общему правилу, цена контракта является твердой, и налоговая реформа не признается основанием для ее увеличения. Предлагая согласовать прибавление НДС к стоимости товаров или работ, многие поставщики получат отрицательный ответ», — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро CTL Дмитрий Кудрявцев.
При этом сами малые предприятия могут выбрать льготную ставку НДС — 5% (при обороте от 60 млн до 250 млн рублей) или 7% (от 250 млн до 450 млн), но в этом случае платить налог придется со всей выручки — входящий вычитаться не будет.
Кроме того, применяющие «упрощенку» компании в 2025 году лишатся ряда фискальных привилегий. Так, в Петербурге льготная 7%-ная ставка единого налога с прибыли (доходы минус расходы) сохранится только для осуществляющих некоторые виды деятельности. Для всех остальных она увеличится до базовых 15% (то есть более чем в 2 раза).

Зарплатная автоматизация

Специальный налоговый режим АУСН в пилотном режиме еще летом 2022 года был запущен в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. С 2025 года право его введения делегировали всем субъектам федерации, успевшим до 1 декабря принять соответствующий региональный закон. В частности, 29 ноября был опубликован городской закон о введении АУСН в Санкт-Петербурге, чуть раньше это сделала Ленинградская область.
Формально ставки на АУСН выше обычной «упрощенки» — 8% с дохода или 20% с прибыли. В то же время компании полностью освобождены от «зарплатных налогов» — 30%-ных взносов с фонда оплаты труда. То есть можно абсолютно легально выплачивать сотрудникам хоть миллионы. За каждого трудящегося надо только ежегодно вносить в ФСС фиксированный платеж в 2750 рублей, а сами работники в общем порядке уплачивают НДФЛ.
В результате АУСН выгодна бизнесу с высокими затратами на персонал. Кроме того, новая система стимулирует компании отказаться от практики выплаты части зарплаты «в конвертах». Все налоги ежемесячно рассчитываются автоматически на основе поступающий от банка информации.
Но для желающих перейти на АУСН установлены очень жесткие ограничения: не более пяти сотрудников (включая выполняющих работы по гражданско-правовым договорам) и годовой доход до 60 млн рублей. Зарплата должна выплачиваться только безналично, а расчетные счета — открыты исключительно в специально уполномоченных банках (такой статус получили как все крупнейшие, так и ориентированные на малый бизнес кредитные организации).
Управляющий партнер юридической компании «Налоги и киберправо» Николай Андреев обращает внимание, что АУСН не учитывает реальные доходы и расходы: «Она просто автоматически фиксирует денежные операции. В частности, возврат платежей и другие зачисления на счет будут квалифицироваться как доходы». А руководитель бухгалтерских и налоговых практик BLCONS Group Вера Максюта считает основным недостатком АУСН невозможность расчетов наличными средствами без регистрации в ККТ: «Особенно если раньше компания такие расчеты вела. Также невозможны взаиморасчеты без осуществления платежей».

Честным быть проще

Эксперты не исключают, что общее ужесточение и усложнение налоговой системы приведет к новым попыткам «оптимизации», в том числе недобросовестной. «В условиях низкой рентабельности во многих отраслях компании не смогут свести доходы с расходами и будут или повышать цены, или стараться мухлевать с налогами. Очевидно, будут попытки дробления компаний для целей работы без НДС (до 60 млн), ухода в тень (неоформленные сотрудники, серые зарплаты, непробитие чеков и так далее)», — полагает Дмитрий Кудрявцев.
По мнению Веры Максюты, вынужденные уплачивать НДС компании, в том числе по льготным ставкам 5% или 7%, почувствуют давление на свой бизнес. «Но возможности налоговой инспекции по анализу признаков дробления не позволят уйти из-под контроля. Цифровизация сервисов (банковских услуг, ЭДО) — благо для бизнеса, но она также увеличивает прозрачность. Уйти в серую зону становится всё сложнее», — убеждена эксперт. Схожего мнения придерживается и Николай Андреев: «Чтобы уйти в серую зону, бизнесу потребуется стать незаметными для банковских переводов, а также систем отслеживания доходов и расходов. То есть не торговать на маркетплейсах, не светиться в социальных сетях и так далее. Полагаю, реально затеряться сегодня вряд ли получится».
Для противодействия недобросовестным практикам государство объявило об амнистии за так называемое дробление («НП» подробно писал об этом в статье «Раздробленный бизнес простят»). Также федеральный законодатель перекрыл возможность «налогового туризма» — перерегистрации бизнеса в льготные регионы, например в предлагающие специальные условия для таких «туристов» Курганскую область, Калмыкию, Бурятию и Удмуртию (читайте в статье «Налоговый туризм»). Теперь компании на «упрощенке» должны будут платить налог по прежним (максимальным) ставкам в течение 3 лет после переезда. Вместе с тем эксперты не исключают создания в льготных регионах так называемых прокладок (технических компаний), через которые будет проходить легализация прибыли.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Федеральная налоговая служба оценивает среднюю фискальную нагрузку на бизнес в России в 12% выручки. Больше всех в бюджет традиционно платят нефтегазовый сектор (52,4% выручки), предприятия пищевой промышленности (18,6%), IT и связи (17,2%). Наименьшая нагрузка в сфере торговли (4,1%), животноводства и растениеводства (3,8%).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня