— Как быть, если телеграм-канал от 10 тыс. подписчиков ведет один человек, а канал посвящен другому — котику, компании, абстрактному понятию? Совет пока один: в законе прописана формулировка «пользователь, создавший страницу»; соответственно, тот, кто создавал, тот и должен сообщить свои данные в Роскомнадзор. Как быть с юридическими лицами, ведущими такие телеграм-каналы, пока непонятно, пока в законе упоминается физическое лицо — «пользователь». Насколько удобно будет заполнять форму для передачи данных? Как эти данные будут проверяться? Кто будет осуществлять идентификацию заполненных форм? Масса вопросов, ответить на которые пока нельзя. Порядок и форма будут утверждены органами исполнительной власти. Подождем и посмотрим.
Что будут делать те пользователи, которые решат сохранить анонимность ради, например, своей безопасности? Ну, возможно, по аналогии с юридическими лицами: как номинальные учредители и номинальные генеральные директора фирм, у нас появятся номинальные владельцы телеграм-каналов. Некий человек с паспортными данными согласится за небольшое вознаграждение стать владельцем.
Однако рассчитывать, что государственная система недальновидна и вводит ограничения, которые не будут работать, весьма опрометчиво. Как показывает практика, у нас всё зачастую реализуется в режиме многоходовки. Для начала введут ограничительные требования, которые должны выполняться, а конкретные меры ответственности распишут на следующем этапе. Первые кирпичики заложены, затем будет выстроена стена, которую не перепрыгнуть. Я бы не обманывался легкостью ситуации. Мы уже видим одно из ограничений: те, кто не раскрывает себя, утрачивают право на публикации рекламного характера. Да, можно сказать: «Я буду продолжать публиковать рекламу». Но вот к тем, кто заплатил за эту рекламу, если это будут не такие же анонимные пользователи, а вполне конкретные юридические лица, могут возникнуть вопросы. И все средства, которые потрачены на эту рекламу, будут как минимум в налоговом плане по-другому засчитаны. Так что это может аукнуться тем компаниям, которые, несмотря на запреты, будут рекламу публиковать в анонимных каналах. Так или иначе, закон будет работать.