Блогеров взвесят в телеграммах
Фото: Алексей Зотов / Коммерсантъ
Владельцев популярных каналов в Telegram, YouTube и соцсетях обязали раскрыть информацию о себе и передать данные в Роскомнадзор. Новые требования затронут блоги с аудиторией более 10 тыс. пользователей. Чего в этой ситуации стоит опасаться блогерам и их рекламодателям, разбирался «Новый проспект».
Регламентирующий деятельность блогеров федеральный закон заработает с 1 января. До этого Роскомнадзору предстоит провести перепись всех десятитысячников. По утверждению автора поправок, главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, многие телеграм-каналы «по влиянию уже превосходят традиционные СМИ, а вот их владельцы практически не несут ответственности за распространяемую информацию, включая и фейки». Более того, во многих случаях личности этих лидеров мнений пока скрыты от государства.
Новые медиа
Само понятие «блогер» в новом законе отсутствует — речь идет только о персональных страницах и каналах. В качестве площадок, которые подлежат контролю, Роскомнадзор признает как российские «ВК», «Одноклассники», «Дзен», RuTube и многие другие, так и зарубежные Telegram, YouTube, Х и так далее. «Если у тебя в YouTube более 10 тыс. подписчиков из России, то ты обязан исполнять требования», — заявил министр цифрового развития и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.
При этом в законе говорится не о количестве подписчиков, а о числе пользователей. Вопреки обещаниям парламентариев и заявлениям министра этот момент так и остался без уточнений, что подразумевает самую широкую трактовку понятий. Вероятнее всего, социальные сети обязаны будут измерять именно общее число посетителей страниц. «Как оценивать аудиторию, пока непонятно. Подписчики — это одно, читатели — совсем другое. Можно считать ежедневную посещаемость, можно еженедельную или ежемесячную. Открывает страницу, как правило, примерно четверть подписчиков», — отмечает глава агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Адвокат и руководитель рабочей группы по новым медиа при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве Олег Матюнин обращает внимание на действующую методику Роскомнадзора, согласно которой объем аудитории оценивается по количеству посетителей информационного ресурса. «Остается надеяться, что при разработке и утверждении новых правил регистрации блогеров правительство России ответит на вопрос об оценке аудитории», — отмечает Олег Матюнин.
Владельцам популярных страниц надлежит сообщить информацию о себе в Роскомнадзор, который будет вести соответствующий реестр. В него попадут только благонадежные каналы и блоги, которые никогда не публиковали запрещенную в России информацию. Юристы напоминают, что это очень широкая категория: от экстремизма и терроризма до фейков (необязательно про армию), пропаганды нетрадиционных отношений, нелицензионной продажи лекарств и так далее. «Кто будет определять нарушителей? И почему это вообще один из признаков включения в реестр?» — недоумевает медиаюрист Светлана Кузеванова.
Рублевый рычаг
Интересно, что для самих блогеров, уклонившихся от регистрации, закон никаких прямых санкций не предусматривает, хотя администраторы социальных сетей обязаны будут по требованию надзорного ведомства ограничить доступ к страницам, не вошедшим в реестр. Кроме того, легальным блогерам будет запрещено репостить сообщения с неавторизованных страниц.
Но главная мера принуждения — финансовая. Причем бить рублем планируется как владельцев пабликов, так и рекламодателей. С 1 января 2025 года не включенные в реестр блогеры не вправе будут размещать объявления о финансировании (сборе донатов), а также рекламу. Соответствующие поправки вносятся в рекламное законодательство. И российской компании, заплатившей незарегистрированному блогеру-десятитысячнику хотя бы рубль, будет грозить полумиллионный административный штраф.
Важное разъяснение по вопросу распространения рекламы накануне принятия нового закона представила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По ее мнению, отправленное конкретному пользователю сообщение, независимо от его содержания, рекламой юридически не является. «Если же ресурс используется для донесения информации с использованием сети Интернет широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (как, например, телеграм-каналы), то такая информация подпадает под действие федерального закона «О рекламе», — констатировал руководитель ФАС Максим Шаскольский.
Белое и черное
В то же время рекламщики напоминают, что вся размещаемая в интернете реклама уже 2 года должна маркироваться и регистрироваться в ЕРИР.
«НП» подробно писал о внедрении маркировки для интернет-рекламы в статьях «Принудительная рекламная токенизация», «Учет интернет-рекламы обкатали без штрафов», «Реклама в Сети пока трудноуловима», «Интернет-рекламу пересчитают. Пока непонятно зачем»
ФАС неоднократно указывала, что эти требования по маркировке касаются в том числе телеграм-каналов и даже рекламы в запрещенных в нашей стране социальных сетях, а их нарушение карается опять же полумиллионными штрафами.
Поэтому почти вся легальная реклама в тех же Telegram или YouTube уже маркируется, а владельцы этих каналов официально передают в Роскомнадзор не только сведения о себе, но и исчерпывающие данные о рекламодателях, развернутую статистику и даже отчетность о стоимости размещения.
«Новая инициатива вполне в духе легитимизации информационного интернет-пространства. На рекламный рынок это нововведение не окажет никакого влияния. Речь идет о постепенном приведении блогеров к статусу СМИ, коими они по сути и являются. Анонимные телеграм-каналы используются не для рекламы, а для пиара и пропаганды», — отмечает генеральный директор Generation Brand & Communications Борис Григорьев.
Эксперты также напоминают, что это уже не первая попытка ввести регистрацию блогеров. Принятый в 2014 году закон признавал таковыми владельцев любых сайтов и страниц в интернете, которые посещают более 3 тыс. человек в сутки. Причем как считать такую аудиторию (по среднему за неделю или месяц, пиковое или минимальное значение, иное), Роскомнадзор разъяснить так и не смог. Никаких особых привилегий легализовавшиеся блогеры не получали, равно как отсутствовали и санкции за уклонение от добровольного включения в реестр. В 2017 году эту норму отменили как неэффективную.