Вираж «РРТ». Автохолдинг продал японцам долю в совместном бизнесе
Автохолдинг «РРТ», подконтрольный Олегу Барабанову и его партнерам, продал 49% в ООО «Центр Санрайз» компании Sojitz Corporation, которая уже владеет 51% в совместном предприятии. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила до 400 млн рублей.
Как стало известно «Новому проспекту», РРТ продал японским партнерам 49% долей в ООО «Центр Санрайз» (совместное предприятие «РРТ» с японской Sojitz Corporation по продаже марки Subaru). В сделку вошли 9 дилерских центров марки: три в Петербурге и по одному в Архангельске, Вологде, Воронеже, Мурманске, Петрозаводске и Ярославле. Речь идет о трех зданиях в собственности (два находятся в Петербурге и одно в Архангельске), а также о дилерском контракте на продажу Subaru.
Сделка была одобрена ФАС и закрыта в мае. Ее сумма не раскрывается, но, по оценкам экспертов, 49%-ная доля ООО «Центр Санрайз» может строить до 400 млн рублей.
«РРТ» был дилером Subaru c 2004 года. Тогда автохолдинг открыл два автоцентра на Пулковском шоссе и пр. Маршала Блюхера. А третий автоцентр на ул. Савушкина был открыт в 2008 году.
В 2017 году в результате сделки с Sojitz Corporation было создано совместное предприятие ООО «Центр Санрайз», где 49% осталось за «РРТ», а 51% принадлежал Sojitz Corporation. Со стороны петербургского автохолдинга в сделку вошли дилерские центры, со стороны Sojitz Corporation были финансовые вложения — около 2 млрд рублей.
Сегодня СП «Центр Санрайз» является крупнейшим дилером марки Subaru России. В Петербурге компания занимает 100%-ную долю рынка по этой марке, а в целом по России — 23,6%. По итогам 2020 года в девяти салонах Subaru под управлением «РРТ» и Sojitz было продано 1497 новых автомобилей и 1148 машин с пробегом (в 2019 году — 1869 и 1497 соответственно).
Сделка с японской философией
Председатель совета директоров «РРТ» Олег Барабанов рассказал «Новому проспекту», что в 2019 году японским партнерам предложили изменить концепцию развития бизнеса, сделав акцент на направлении продаж автомобилей с пробегом и выходе в малые города.
«Мы также предложили Sojitz новые варианты более тесного сотрудничества в рамках развития направления автомобилей массового сегмента. Но в итоге мы не смогли договориться о дальнейших направлениях развития. Поэтому после пандемии мы воспользовались своим правом, отраженным в нашем корпоративном соглашении, и предложили Sojitz либо продать нам свою долю, либо выкупить нашу. В итоге мы договорились о выходе «РРТ» из бизнеса», — сообщил он.
Бизнесмен не скрывает, что после 17 лет, отданных данному бизнесу, решение было сложным. «Но оно полностью отвечает стратегическим интересам компании, тем более что для «РРТ» эта сделка дает возможность рассматривать перспективы новых инвестиций в рамках стратегии роста холдинга, в том числе в новых для нас регионах, без привлечения заемных средств», — пояснил Олег Барабанов.
Он подчеркнул, что за время совместного управления бизнесом конфликтов с японскими партнерами не было. «Японская культура ведения бизнеса отлична от российской, и в ней есть свои нюансы. Прежде всего, это скрупулезное следование всем регламентам и правилам, установленным в компании. Если на уровне головной структуры принято какое-то решение, то изменить его бывает очень сложно, несмотря на объективную реальность и необходимость в некоторых случаях действовать по ситуации. При этом все правила игры всегда очень прозрачны, и в этом заключается основное преимущество работы с японскими партнерами: это прогнозируемость и системность», — отметил Олег Барабанов. По его словам, сделка прошла полном соответствии с японской философией, когда довольными остаются оба участника.
«Новый проспект» отправил вопросы о сделке Sojitz Corporation. Если ответы последуют, мы их опубликуем.
Доходность важнее объема продаж
В результате сделки за «РРТ» останутся три автоцентра Nissan в Петербурге, Вологде и Казани, а также три автоцентра Mitsubishi (два в Петербурге и один в Мурманске), центр KIA в Вологде, проект «РРТ-Автомаркет» по продаже автомобилей с пробегом (по одному дилерскому центру в Белгороде, Брянске, Великом Новгороде, Пскове) и «РРТ-Аукцион» — площадка для юрлиц по покупке и продаже автомобилей оптом и в розницу. В 2020 году компания продала 10 944 новых автомобилей (в 2019 году — 8757), а также 11 092 машин с пробегом (в 2019 году — 7740). Оборот составил в 2020 году 23,14 млрд рублей (в 2019 году — 15,4 млрд рублей).
Олег Барабанов отметил, что, планируя 2021 год, в компании уже понимали, что Subaru в портфеле не будет. Автохолдинг намерен сосредоточиться на продажах автомобилей с пробегом и выходе в малые города. При этом Олег Барабанов не исключил, что будет пополнять свой портфель новыми марками.
«Что касается новых автомобилей, здесь многое будет зависеть от наличия автомобилей у дистрибьюторов. Если автомобили будут, то потерю Subaru мы компенсируем. Если нет — значит нет. Для нас принципиальна доходность, а не количество выданных автомобилей и не доля рынка. В доходности мы точно не потеряем», — говорит Олег Барабанов.
«Субаристы» идут своим путем
Сейчас у Subaru 49 дилерских центров по всей России. Sojitz Corporation также является дистрибьютором Subaru в России. Продажи марки в 2020 году составили, по данным АЕБ, 6240 штук, что на 19% меньше, чем в прошлом году. По итогам года в компании отмечают, что «это был один из самых тяжелых годов для всех нас в целом и для автомобильного бизнеса в частности» и итоговые цифры по продажам автомобилей не достигли прошлогодних показателей.
«Всего же по итогам 2020 года через сеть официальных дилеров марки Subaru в России и на территории Республики Беларусь (один центр дилера «Ланкор») было продано 6307 новых автомобилей», — сказано в сообщении Subaru Motors.
«Теперь Sojitz является не только дистрибьютором Subaru, но и владельцем крупнейшей дилерской сети, и это может отразиться на других дилерах марки. Будет ли прозрачной политика дистрибьютора по отношению к ним, когда на рынке дефицит автомобилей? А когда он закончится? Тут нельзя сказать о радужных перспективах, хотя новый игрок будет работать под присмотром ФАС, а иностранные компании действительно опасаются регулятора», — отмечает Олег Мосеев, член совета директоров ГК «Оками», владелец компании «Автомаркетолог».
«По сравнению со многими другими брендами Subaru в России, как и его дилеры, оказался в сложной ситуации. У марки нет собственного производства в стране, что при падении курса рубля относительно иностранных валют и росте цен сильно бьет по продажам. В 2020 году объемы марки падали быстрее, чем весь рынок, а ее доля не превысила и половины процента. В то же время сильной стороной бренда всегда была и остается привязанность его фанатов — «субаристов», которые выбирают эти автомобили часто вразрез с тенденциями рынка», — говорит Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю».
Время продавать
Опрошенные «Новым проспектом» участники рынка говорят, что сейчас самое время продавать бизнес. «Действительно удачное время для продажи активов, можно сказать последний шанс, поскольку автобизнес находится на пике маржинальности. Однако надо понимать, что высокая маржинальность зависит также от затяжного дефицита автомобилей, позволяющего дилерам управлять ценами и нивелировать скидки. К концу года продать активы будет практически невозможно», — говорит Евгений Войтенков, региональный директор «АВТОDOM Санкт-Петербург». Правда, он отмечает, что японской компании без российских партнёров японской компании, безусловно, будет сложнее на рынке.
«Думаю, «РРТ» не слишком интересно инвестировать в проект, где контрольный пакет находится у партнеров. Учитывая это, а также особенности работы японских инвесторов, полагаю, что про дивиденды речь вообще не шла. Так что выход из совместного предприятия, которое не слишком перспективно с точки зрения дальнейшего развития, вполне логичен», — считает Олег Мосеев. По его словам, японские компании довольно часто начинают бизнес с партнерами, а затем консолидируют его, особенно если отличаются взгляды на развитие проекта и состояние рынка. «Учитывая период после пандемии, когда автобизнес хорошо заработал и еще продолжает зарабатывать, думаю, условия сделки устроили обе стороны. Сам бренд Subaru нишевый, но довольно тяжелый, локализации производства в России нет и не предвидится, хотя у марки есть пул лояльных клиентов», — рассуждает он.
«Олег Барабанов — мастер интересных решений по входу и выходу из бизнеса. Не могу в полной мере прокомментировать это событие, но уверен, что каждая из сторон останется в выигрыше. Нельзя не заметить, что в результате сделки на питерском авторынке впервые образовалась дилерская сеть бренда, находящаяся в собственности российского дистрибьютора. Для рынка это новый опыт. Очень интересно, сможет ли это в перспективе позитивно повлиять на позиции марки в городе и ее имидж», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий.
«У японской компании есть капитал и возможности для развития в России. А сейчас маржинальность автобизнеса высока в связи с образовавшимся дефицитом автомобилей, хотя он вряд ли продлится долго. Олег Барабанов — человек, который знает, как зарабатывать деньги и как их инвестировать. Полагаю, впереди еще много новостей о его новых проектах», — резюмирует исполнительный директор ГК «Автопродикс» Эдуард Маркман.
Справка «Нового проспекта»:
Sojitz Corporation была создана в 2003 году через слияние крупных японских компаний Nichimen Corporation и Nissho Iwai Corporation. У компании около 400 дочерних предприятий по всему миру. Среди проектов, в том числе и совместных, — новый город на территории более 3 тыс. га и завод СПГ в Индонезии, крупнейшая группа предприятий по производству удобрений в Юго-Восточной Азии, крупный больничный комплекс в Турции, газовая электростанция и железнодорожный бизнес в США, солнечная электростанция в Японии, а также сотни других проектов по всему миру в сфере производства и продажи автомобилей, аэрокосмической отрасли, медицины, химической и пищевой промышленности, сельского и лесного хозяйства, энергетики и т.д. Стоимость активов компании в прошлом году составила $20,4 млрд, выручка за 2020 год — $14,6 млрд, прибыль — более $2 млрд.
В России компания сосредоточена на автомобильном бизнесе. Ей, помимо 51% в ООО «Центр Санрайз» (100% после сделки с «РРТ»), принадлежит импортер «Субару Мотор», 75% в трех дилерских центрах Subaru в Москве (в 2020 году они продали 1782 машин, доля рынка по Москве составляет 28,5%), а также доля в производителе автомобилей ISUZU. В 2018 году Sojitz Corporation подписала соглашение о вхождении в капитал и инвестировании в строительство международного пассажирского терминала в аэропорту Хабаровска.