В кино идут одни патриоты
Кадр из фильма «Небо». Фото: centpart.international
В российском кинопрокате в будущем году начнут превалировать военно-патриотические сюжеты. К процессу подключились мастодонты кинобизнеса в лице кинокомпании «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»), которая заключила стратегическое соглашение с Фондом поддержки военно-патриотического кино. Стороны договорились совместно «содействовать патриотическому воспитанию молодежи и сохранению культурных и исторических ценностей».
«Централ Партнершип» (ЦПШ) была основана в 1996 году и на сегодняшний день является одним из крупнейших игроков рынка кинопроката и дистрибуторов контента.
В 2021 году, когда компания занималась в том числе прокатом фильмов голливудской Paramount, ее кассовые сборы составляли 4,9 млрд рублей и она находилась на четвертом месте среди кинодистрибьюторов России (первые три принадлежали российским офисам голливудских студий). Весь рынок кинопроката, по данным государственного Фонда кино, составил 40,7 млрд рублей, однако и небольших компаний-дистрибьюторов в России насчитывается более 80.
Теперь, когда из РФ ушли основные конкуренты государственного киномагната, такие как, например, Walt Disney Studios и Sony Pictures Productions, доля ЦПШ явно значительно вырастет. А основным российским конкурентом компании, судя по всему, будет «Национальная медиа группа» (НМГ). В ноябре стало известно, что НМГ создает собственную кинопрокатную компанию — «НМГ кинопрокат». Возглавит ее как раз бывший топ-менеджер российских офисов голливудских студий 20th Century Fox и Disney Вадим Смирнов.
Однако сотрудничество с государственным Фондом поддержки военно-патриотического кино, а значит и наличие госконтрактов, первой наладила ЦПШ. «Верю, что впереди нас ждут масштабные военно-патриотические картины, которые будут отзываться в душах зрителей нашей страны», — оптимистично настроен генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин.
Ему вторит генеральный директор Фонда поддержки военно-патриотического кино Максим Ксензов: «Наличие устойчивой системы идейных ценностей и социально-нравственных принципов напрямую связано как с формированием гражданской зрелости и национальной самоидентификации, так и с безопасностью и стабильностью России как государства».
История не терпит
Пока в работе у Фонда кино находится только один проект: короткометражный художественный фильм «Конгурей». Он рассказывает об одном из исторических эпизодов, предшествующих вхождению Джунгарского ханства в состав России, продакшн-студией картины является компания NFPlab, которая до этого чаще снимала клипы и рекламу.
Ранее при содействии Фонда в свет вышли такие картины, как «Нахимовцы» (лента о дружбе и силе военно-морского братства, дистрибьютором которой стал «Каро Прокат»), фильм «Небо» (о спецоперации Вооруженных сил РФ в Сирии, его дистрибьютором является как раз «Централ Партнершип») и кинолента «Матч» (об историческом матче между киевскими футболистами и сборной Вермахта, который состоялся 9 августа 1942 года в оккупированном Киеве). Картина «Матч» была сделана еще в 2012 году, большая часть материала была отснята в Киеве. Однако 9 августа этого года лента вышла в повторный прокат, в частности в кинотеатрах и на телеканалах Донецкой и Луганской народных республик, а также в Запорожской и Харьковской областях. И снова дистрибьютором картины стала «Централ Партнершип».
На будущее фонд ищет производителей картин на такие животрепещущие на фоне спецоперации темы, как «Замуж за офицера» (в жанре комедии или фантастики), «Выбор цели» (о социальных взаимоотношениях на индустриальном фоне оборонно-промышленного комплекса), а также «Ребята с нашего двора» (детское кино про детский и подростковый героизм, осознание себя как гражданина и патриота).
К 2024 году фонд намерен запустить не менее 20 сценарных проектов. И, скорее всего, ему это удастся: на данный момент от желающих снять кино на заданные темы поступило уже около 200 предложений.
Поддержка по всем фронтам
До марта 2022 года зарубежные фильмы (и в первую очередь голливудские) составляли основу экономики российского кинопроката. По данным государственного Фонда кино, по итогам 2021 года на их долю пришлось 74,4%. Лидером была UPI (выпускала в России фильмы Universal Pictures и Warner Bros.) со сборами в 11,25 млрд рублей, затем шли Disney (почти 10,3 млрд рублей) и Sony Pictures Productions and Releases (7,99 млрд рублей).
По итогам 11 месяцев 2022 года доля отечественного кино в российском прокате превысила 50%. Однако государство не намерено останавливаться на достигнутом. В 2023—2025 годах Минфин РФ выделит дополнительно 5,5 млрд рублей на кинопроизводство, всего же в год общая сумма финансирования лояльного к власти отечественного кинобизнеса составит 12 млрд рублей в год.