"Лукойл" переводит порт Высоцк на метанол

Фото: Сергей Семенов / Коммерсантъ

«Лукойл» провел общественные слушания по поводу строительства терминала по перевалке метанола в порту Высоцк. Несмотря на протесты местных жителей и санкции против России, компания планирует ввести первую очередь в 2024 году. В Ленобласти заявлено несколько проектов по производству и перевалке метанола. Они будут востребованы даже в нынешнее время, считают эксперты.

В минувшую среду в Высоцке (Выборгский район Ленобласти) прошли общественные слушания по воздействию проекта на окружающую среду. Согласно документации, ООО «РПК ЛУКОЙЛ-II», построит в Высоцке рядом со своим нефтеналивным терминалом еще два объекта: терминал по перевалке нитрил акриловой кислоты мощностью в 160 тыс. т в год и терминал по перевалке метанола мощностью в 1 млн т в год. По данным аналитиков «Фридом Финанс», сейчас в Высоцке компания переваливает 12 млн т нефтепродуктов в год. «Строительство новых терминалов может обойтись в 20-30 млрд рублей», — считают во «Фридом Финанс». Ввод первой очереди проекта запланирован на 2024 год.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Метанол — это спирт, который используется в химической, автомобильной промышленности, фармацевтике, а также для обработки древесины для строительства. Вещество также применяется в качестве топлива.

По словам главы Высоцкого городского поселения Игоря Ерофеева, обсуждение проекта прошло довольно бурно. Граждане выступали против строительства терминалов, опасаясь, что оно может плохо повлиять на экологию. «В основном протестуют не местные жители, а петербуржцы, у которых в Выборгском районе есть дачи. Очевидно, что они хотят отдыхать летом на природе, а не иметь под боком стройку», — прокомментировал Игорь Ерофеев.

Однако глобально протесты жителей на ход строительства не повлияют: прошедшие общественные слушания проводились не для сбора мнений жителей о целесообразности строительства, а для информирования их о параметрах проекта и сроках его реализации, пояснили в администрации Выборгского района.

Прирастем метанолом

В Ленобласти заявлено несколько проектов по производству и перевалке метанола. По данным ИАА Seanews.ru, в 2018 году соглашение о строительстве комплекса по производству метанола на 1,7 млн т и терминала для его экспорта подписали РФПИ, японская Marubeni Corporation, Балтийская газохимическая компания и «Инваста Капитал».

Кроме того, ООО «Газ Синтез» планирует построить метаноловый завод в Высоцке стоимостью более чем 90 млрд рублей и мощностью 1,6 млн т. Компания «Еврохим» занимается предпроектными проработками строительства в Кингисеппском районе завода мощностью 2,5 млн т в год за 132 млрд рублей. Если все проекты будут реализованы, Ленобласть сможет экспортировать 6,8 млн т метанола в год.

Для сравнения, сейчас объем экспорта метанола не превышает 1,9 млн т в год. До 24 февраля 42% от этого объема направлялось в Финляндию, но после начала спецоперации экспорт стал затруднен. В начале марта Минпромторг заявил, что «ряд иностранных грузоперевозчиков и таможенных органов ЕС заняли предельно циничную позицию и саботируют поставки на экспорт российского метанола». Министерство рекомендовало российским производителям временно приостановить отгрузку на экспорт в страны Евросоюза производных метанола — пентаэритрита и уротропина, добавляют представители SeaNews.

Перспективы и санкции

Тем не менее многие эксперты считают, что проекты по производству и перевалке метанола сохраняют актуальность даже в нынешней непростой ситуации. «Россия испытывает дефицит метаноловых терминалов. В настоящее время лишь незначительные объемы метанола перегружаются в портах Кавказ и Темрюк, основной объем шел через финский порт Хамина-Котка. Поэтому перепрофилирование нефтепродуктовых терминалов, которые в нынешних условиях становятся менее востребованными, под метанол вполне логично», — комментирует глава аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

По его словам, крупнейшим импортером метанола в мире является Китай. Европейское направление по понятным причинам теперь под вопросом, но в долгосрочной перспективе его нельзя сбрасывать со счетов. «Размещение метанолового терминала в порту также в более отдаленной перспективе позволит организовать бункеровку судов, использующих метанол в качестве бункерного топлива, а их количество на Балтике будет только расти», — говорит Виталий Чернов.

«Спрос на метанол сохраняется в Нидерландах, Швеции, Великобритании, Франции и Германии. И пока ограничений на импорт нет, данные страны будут продолжать его закупать», — говорят аналитики «Фридом Финанс».

«Возможно также увеличение экспорта в Турцию, так как до 2009 года туда поставляли около 500 тыс. т, а сейчас этот показатель упал в 10 раз, до 50 тыс. т в год. Поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион, где также высок спрос, планируется запустить к концу 2023 года», — отмечают во «Фридом Финанс».

Но есть и другая точка зрения. Некоторые эксперты ставят под сомнение целесообразность размещения метаноловых заводов и терминалов на Балтике. «После санкций поставки метанола в Европу резко сократились, а это основной экспортный рынок. В результате в России образовался переизбыток метанола, что давит на цены. Вероятно, будет постепенная переориентация экспорта метанола в Юго-Восточную Азию. Из СЗФО экспортировать метанол в «дружественные» страны дороговато ввиду большого транспортного плеча. Поэтому в нашем регионе строительство крупных метаноловых заводов может быть отложено на неопределённый период до отмены санкций», — полагает автор стратегий автоследования в «Финаме» Дмитрий Марков.

Вместо топлива

У метанола также неплохие перспективы для использования и в России, в частности в качестве альтернативного топлива для судов, считают в SeaNews. Крупнотоннажные контейнеровозы, работающие на метаноле, используют ведущие контейнерные линии Maersk и CMA CGM. На этом топливе работают танкеры, буксиры, суда для установки ветряных турбин. С 2015 года на метаноле работает паром Stena Germanica компании Stena Line на линии Гетеборг — Киль, рассказали в SeaNews.

Что касается российских проектов, то в 2021 году меморандум о строительстве на российских верфях таких судов подписали ВЭБ.РФ, ВТБ, ESN Group, Минвостокразвития и японские Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и Marubeni Corporation. Предполагалось, что поставщиком топлива для них может стать строящийся завод ESN Group в Сковородино (Амурская область). Годом ранее ЕСН и Marubeni подписали контракт на поставку метанола в Японию. В свете последних событий судьба этого совместного проекта непонятна; видимо, как минимум он будет на какое-то время либо, отложен либо реализован без участия японской стороны, напомнили в SeaNews.

Кроме того, в прошлом году «Совкомфлот» и «Газпром нефть» заключили соглашение, предусматривающее строительство судов на альтернативных видах топлива, в том числе на метаноле, сообщили в SeaNews.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня