Бизнес на эмоциях. Приживутся ли в России капсульные дома

Китайский капусльный дом, поставляемый в Россию. Фото: WellHouse

Капсульные дома пытаются привлечь россиян с помощью футуристичного дизайна, низкой стоимости и быстроты возведения. Смогут ли они занять значительную нишу в жилом сегменте и что мешает развитию этого направления в отельной индустрии, разбирался «Новый проспект».

Капсульные дома — небольшие модульные конструкции, которые изготавливают из дерева, стали и композитных материалов. Их отличает оригинальный современный дизайн, такие дома похожи на космические корабли и батискафы.

«Это компактные, площадью 10–50 м2, передвижные модули с умными технологиями, санузлом, кухней и спальней. Каркас из стали или алюминия и утеплитель обеспечивают внутри комфорт и в мороз, и в жару», — рассказывает бенефициар ООО «ДКС Империя» Алексей Харитоненко.

Внутреннее пространство капсульных домов разделено на несколько зон. Для отделки обычно используют композиты и дерево, в приоритете экологически чистые материалы. Считается, что капсульные дома можно использовать и для временного, и для постоянного проживания.

Китайский капсульный дом. Фото: WellHouse

Обычно к преимуществам капсульных домов относят экономию пространства, быструю установку и энергоэффективность: довольно часто в них применяются современные технологии для снижения потребления воды и электричества. Кроме того, установить капсулу можно на любой ровной площадке — около озера или в лесу. Для этого достаточно расчистить территорию и вбить сваи.

Японский стиль

Создателем капсульных квартир и домов считают японского архитектора Кисё Курокаву. В 1972 году он построил в Токио капсульное тринадцатиэтажное здание — башню Накагин. Она состояла из двух корпусов, включающих 140 сборных модулей, каждый из которых был квартирой или офисом. Длина одной капсулы составляла 2,3 м, ширина — 3,8 м, высота — 2,1 м. В каждой квартире были кровать, стол, санузел, телевизор.

Башня Накагин. Фото: Sava Bobov / Unsplash

Однако в 2007 году жильцы башни стали жаловаться на стесненные условия проживания и на содержание в конструкциях здания асбеста. Они проголосовали за снос высотки и строительство на ее месте более удобного комплекса. Архитектор Курокава предлагал реконструировать здание, однако в 2022 году башня Накагин всё же была снесена.

Мал золотник, да дорог

В Россию мода на капсульные дома пришла из Азии. Сейчас развивается отечественное производство капсульных домов: их выпускают такие компании, как «Ависта Модуль», DP-Module, «Модуль» и другие. Средний такой домик площадью 28 м2 в 2024 году стоил 2 млн рублей.

Но около 70% от общего количества модульных домов импортируется в Россию из Китая. Основные сложности, связанные с импортом, — это логистика, расходы на которую составляют до 20% от стоимости сооружения, а также таможенные пошлины, которые добавляют к цене еще около 15%.

Производство капсульных домов в Китае. Фото: ru.hainerhouse.com

«Для реального развития внутреннего рынка нужны увеличение объемов отечественного производства капсульных домов, субсидии для производителей и упрощение сертификации», — отмечает Алексей Харитоненко. К факторам, которые также сдерживают развитие рынка, он отнес слабую инфраструктуру в регионах, необходимость подключения к сетям.

Компромисс, но не место для жизни

Главная причина, которая не дает капсульным домам стать ярким рыночным трендом, — это их неудобство для длительного проживания. Все специалисты, опрошенные «Новым проспектом», говорят, что капсульные дома — это нишевый продукт.

По словам эксперта по рынку недвижимости Ярослава Кобаладзе, в капсульных домах слишком мало пространства, а планировки не рассчитаны на бытовые задачи.

Строительство вахтового поселка для ООО «Транснефть-Дальний Восток». Фото: a-modul.ru

«Поэтому капсульный формат не заменит обычные дома и не займет стабильную нишу в жилом сегменте. Это временный тренд, который может сработать в гостиничном секторе, если под него создать инфраструктуру», — уверен Ярослав Кобаладзе.

«В теории капсульные дома — интересное решение. На практике — убежище, где можно переждать ночь перед рейсом, но не жить. Для большинства взрослых людей это компромисс, на который они не готовы», — рассуждает Георгий Патанин, руководитель одноименного агентства недвижимости.

Вариант для туриста

Эксперты говорят, что капсульные дома можно рассматривать как объект собственности для сдачи в аренду у моря или в горах. Такой дом заинтересует туристов, которые ищут необычный формат размещения.

По подсчетам генерального директора агентства недвижимости «Прайд Групп» Алексея Бондарева, мини-отели на капсулах дают доходность выше, чем классическая аренда. «Готовый кемпинг с пятью-шестью капсулами в Приозерске окупает вложения за три-четыре сезона», — говорит он.

«Но, чтобы остаться на рынке, капсульные отели должны конкурировать по экономике с похожими проектами, а с этим возникают вопросы», — говорит Георгий Патанин. Альтернатива уже существует: A-frame, барнхаусы, каркасники. Они знакомы рынку, их проще обслуживать, они понятны строителям и риелторам, у них выше ликвидность и ниже себестоимость, поясняет эксперт. «Капсульный дом — это ставка на эмоцию. Но эмоция не строит бизнес», — заключает Георгий Патанин.

Отель «Ковчег» в Горном Алтае, построенный компанией «Ависта Модуль». Фото: a-modul.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня