Сергей Беляков: «Мы входим в 2021 год с работающей экономикой»
Новый проспект
Мнения

Сергей Беляков: «Мы входим в 2021 год с работающей экономикой»

Прочитано: 940
Сергей Беляков: «Мы входим в 2021 год с работающей экономикой»
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков о новых вызовах, с которыми столкнулись ретейлеры в 2020 году, и о том, что позволяет торговцам с надеждой смотреть в 2021 год.

Food retail обеспечил наличие продуктов, купировав панику населения

В этом году мы столкнулись с новыми для себя вызовами. Причем для сегментов food и non-food эти вызовы были разными.
Продовольственным торговцам пришлось формировать дополнительные запасы основных товаров, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос и купировать панику. Для этого потребовались значительные инвестиции. Компании сегмента food, члены АКОРТ, увеличили запасы товаров ежедневного спроса с коротким сроком годности в 3–16 раз, изменили логистические каналы доставки и продолжают пересматривать принципы локации распределительных центров, чтобы с меньшими издержками обслуживать большее количество торговых точек в регионах. 

Затраты ретейлеров на обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и регулярную дезинфекцию помещений по итогам 2020 года составят примерно 7,3 млрд рублей. В целом расходы участников рынка на обеспечение санитарно-гигиенических и прочих мер в условиях эпидемии, а также на поддержание ассортимента и удержание цен в апреле-июне 2020 года выросли на 65 млрд рублей.

Non-food retail был вынужден закрыть офлайн-магазины

Non-food получил вызов совершенно другого порядка. Каналы онлайн-доставки и пункты выдачи товаров не компенсировали потери от локдауна.

В период с конца марта по 1 июня 2020 года 90% непродовольственных магазинов в РФ были закрыты. Ежемесячные потери крупных сетей non-food составили около 35 млрд рублей, а суммарно по компаниям — членам АКОРТ — около 105 млрд рублей. Кроме того, невзирая на то, что магазины непродовольственной розницы были закрыты, примерно 3 млрд рублей было потрачено на обеспечение сотрудников СИЗ и регулярную дезинфекцию помещений.

Ситуация была тяжелейшая, но ретейл с ней ответственно справился благодаря эффективному взаимодействию с органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Это касается всех профильных ведомств: Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы. Мне кажется, это уникальный опыт совместных усилий без чрезмерного регуляторного воздействия, который позволил пройти пиковый сложный период первой волны с использованием преимущественно рыночных инструментов.

Падение в отрасли розничной торговли обрушило ВВП

Мы справились с вызовами первой волны пандемии, но сейчас появилась другая проблема — доступности цен. Если с запасами продуктов у нас всё хорошо, то с уровнем доходов населения не всё так радужно.

Падение продаж в апреле и мае не было компенсировано постепенным ростом в летний и осенний периоды. Даже в ноябре показатели розничного товарооборота (РТО) еще не достигли прошлогоднего уровня, снизившись на 3,1% в сопоставимых ценах к ноябрю-2019. Падение food retail составило 4,3%, non-food — 1,7%. При этом ретейл является второй отраслью по количеству вложений в валовый внутренний продукт (ВВП), и к существенному снижению ВВП, который сократился по итогам III квартала на 3,4%, привело в том числе и падение в отрасли розничной торговли.

По прогнозам Министерства экономического развития, суммарное сокращение ВВП в 2020 году составит 3,9%. И сегодня встает вопрос о мерах поддержки одной из ведущих отраслей экономики, которые помогли бы торговле с наименьшими издержками выйти из стагнации этого года. 

Увеличение доля e-commerce как главный итог года

Главной тенденцией 2020 года стало, конечно, увеличение доли электронной коммерции. По результатам первого полугодия доля e-commerce в России выросла до рекордных 10,9% от совокупного оборота розничной торговли (6,1% в 2019 году). Для России это исторический максимум.

Думаю, этот тренд устойчивый, так как, во-первых, компании проинвестировали и развивают эти каналы сбыта, а во-вторых, потребитель начинает привыкать к покупке товаров, не выходя из дома. Если раньше мы специально формировали этот спрос, то сейчас люди сами перестали испытывать сомнения, охотно приобретая в интернете не только вещи и бытовую технику, но и продукты питания. Рост e-commerce позволил сформировать новый профиль покупателя.

Рост больших как следствие ухода малых

Из менее приятных тенденций — замедление темпов роста количества магазинов в стране. Да, по итогам 9 месяцев 2020 года все крупнейшие ретейлеры демонстрируют положительную динамику: за январь-ноябрь 2020 года «Лента» увеличилась на 12 объектов (сейчас у нее 392 магазина); «Дикси Юг» — на 119 (2278 магазинов); X5 Retail Group — на 1055 (17 352 объекта); «Магнит» — на 429 (21 154 магазина). Но этот прирост во многом происходит за счет сокращения количества несетевых объектов торговли.

Именно по малым форматам пришелся основной удар, и это явно негативная тенденция даже для федеральной крупной сетевой розницы. Потому что в условиях нормального развития экономики, роста потребительских доходов и спроса мы все находили свою нишу. Именно нишевость малоформатной торговли помогала распределять потоки покупателей, исходя из их возможностей и предпочтений. Всё это позволяло нам лучше прогнозировать развитие своего бизнеса, ориентируя маркетинговые стратегии на тех, кто ходит именно к нам.

К цифрам роста количества торговых объектов в крупных сетях я бы относился очень критично: это является обратной стороной сокращения количества субъектов малого и среднего бизнеса. То есть канал доставки продуктов сужается, что означает бóльшую нагрузку и ценовое давление на компании, которые остаются на рынке.

Кроме того, в 2020 году продолжил активное развитие формат дискаунтеров — магазинов, которые ориентированы не просто на домохозяйства с невысоким уровнем доходов, а на торговлю товарами с настолько низкими ценами, насколько это возможно, чтобы поддерживать рентабельность бизнеса. И это ясный индикатор состояния социально-экономического положения и ретейла, и граждан.

Рост среднего чека не признак высокой покупательной способности

Еще одна цифра, к которой я бы отнесся критично, — рост среднего чека по итогам ноября: он ожидаемо вырос на 5,1% и составил 616 рублей против 587 в октябре 2020 года. По сравнению с прошлым годом средний чек прибавил 3,6%. Но этому сопутствует рост издержек производителей, переработчиков и торговцев, которые средний чек не компенсируют. Наконец, рост среднего чека обусловлен периодом распродаж, а также предпраздничной подготовкой.

При этом люди ходят в магазины всё реже. Трафик торговых объектов в Москве к началу декабря сократился на 29% по сравнению с прошлым годом, в Петербурге падение составило 35,9%. Мы видим, что потребители начинают более рационально подходить к тратам, отказываются от импульсивных покупок и воздерживаются от посещения торговых центров с целью проведения досуга.

Реальные (очищенные от инфляции) расходы россиян сократились за год на 5,3%. Таким образом, рост среднего чека в ноябре (в период распродаж) нивелирует общий тренд потребителей на экономию. И если в первой половине года потребительские расходы превышали прошлогодние показатели, то во второй тенденция обратная, что говорит об ухудшении покупательских настроений.

Конечно, масштаб федеральных сетей и умение работать с издержками помогают крупным игрокам противостоять этим трудностям, но не у всего ретейла есть такие возможности.

Дефицита продуктов не будет

Мы ориентируемся на покупательную способность. Если она снижается, у нас нет выбора: мы сдерживаем рост цен.

На первый взгляд это положительный фактор для потребителей, но на деле это означает заполнение полок более дешевой, а значит, менее качественной продукцией, что, в свою очередь, сдерживает развитие наших партнеров — поставщиков-производителей.

Политика сдерживания цен, реализуемая торговыми сетями, позволила в ноябре 2020 года избежать резкого повышения закупочных цен, все изменения были плавными. Сегодня торговые сети прогнозируют спрос на отдельные категории товаров и снова формируют повышенные запасы продовольствия с учетом возможного ажиотажа. И хотя мы уверены, что его не будет, объем запасов у нас достаточен: проблемы дефицита продуктов не возникнет.

Подводя итог, скажу, что в условиях пандемии торговля успешно справилась с поставленными задачами, оказав поддержку и производителям, и потребителям, подтвердив тем самым зрелость и готовность к саморегулированию. Мы научились быстро и эффективно реагировать на вызовы времени и входим в 2021 год с работающей экономикой.

Но при этом мы сильно зависим от негативных факторов, на которые не в силах повлиять. Реальные доходы населения по итогам года могут сократиться на 3%, а объем розничного рынка — на 11% в долларовом выражении. Это и будет определять ценовую политику торговых сетей в дальнейшем и ужесточение контроля за изменением цен.

По материалам онлайн-конференции

ретейл пандемия итоги года торговые сети
Читайте также по теме
Собственник торговой DIY-сети «Вимос» Владимир Гурьев рассказал «Новому проспекту» о планах развития в торговле и производстве, вспомнил «лихие 90-е», объяснил, почему не планирует выход за пределы Северо-Запада и как в делах помогает охота.
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».
Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга «Ромир», рассказала, как россияне справляются со стрессом, почему растет потребление деликатесных продуктов и как при этом покупатели оптимизируют свой бюджет.

Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
На заповедных территориях Ленинградской области усилен контроль
27.03.2024
В полицию Петербурга доставили 30 причастных к организации незаконной миграции
27.03.2024
Компания «Хранилкин» построит в Петербурге первый отапливаемый склад для «физиков»
27.03.2024
Следственный комитет: опознаны тела 84 жертв теракта в «Крокусе», среди них пять детей
27.03.2024
Судостроительный завод «Пелла» подал иск к разработчику комплексов ПВО «Панцирь-М»
27.03.2024
Экоактивизм становится моложе
27.03.2024
В первый день лета начнется капремонта станции метро «Удельная»
27.03.2024
Владельцы ГК Docklands Development весной откроют в Петербурге по франшизе коворкинг Page
27.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки